Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 115. Богомолец Лев Константинович (Lev Bogomolets) (1911-2009).

Герой очередного выпуска Альманаха — Лев Константинович Богомолец — известный советский и российский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Лев Богомолец родился в городе Бийске Алтайского края. В 1948 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР. Среди педагогов Богомольца были Исаак Бродский, Александр Любимов, Александр Тюлькин. Своим главным учителем он сам считал великого живописца М. В. Нестерова, который принял значительное участие в судьбе и творческом становлении Льва Богомольца.

Писал пейзажи, особенно морские, жанровые и монументальные композиции, портреты, в том числе портрет Дмитрия Шостаковича (1943), натюрморты. Самые известные его работы: «Океан», «Волна», «Татарник», «Реквием» и цикл «Маки», фактически ставший его визитной карточкой.

Произведения Льва Богомольца находятся в экспозициях Государственного Русского музея, Центрального военно-морского музея, Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского, Городского музея Санкт-Петербурга, Музея изобразительных искусств Карелии, Музея Арктики и Антарктики, Мурманского краеведческого музея, многочисленных частных собраний в России и за рубежом.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Это имя в истории русского изобразительного искусства стоит особняком. Мощный, независимый, далекий от советской жизни, Лев Богомолец сумел прожить свободным человеком в несвободной стране по собственному закону. Он был верен своим личным внутренним ценностям, отвоевав в то нелегкое время свое творческое пространство» (В. Кузнецов, искусствовед).
«В горах. Крым», 1960-е годы, холст, масло, Картинная галерея им. Айвазовского, Феодосия.

Что поражает в нем? Узнаваемая творческая манера, которая уникальна и неподражаема, живопись, нарушающая границы сюжетов, названий и просто слов и знакомящая с вечными темами — морем, небом, полем, горами и цветами, а также человеком и окружающей природой. Все это Лев Константинович находил в Крыму, проникаясь здесь особым чувством ничем не ограниченной свободы и единения с природой и регулярно возвращаясь на полуостров вновь и вновь.
«Крымский пейзаж», 1970-е годы, холст, масло, Картинная галерея им. Айвазовского, Феодосия.

Лев Константинович Богомолец родился 11 января 1911 года в городе Бийске Алтайского края в семье местного учителя. Родители юноши в поисках лучшей доли часто переезжали с места на место, пока наконец, устав от бесконечных мытарств, не осели на постоянное место жительства в Новосибирске, где юноша последовательно окончил школу-семилетку и два техникума в начале 1930-х годов: ветеринарный, а затем и радиотехнический.
«Красные маки», 2002 год, холст, масло, Музей Лесотехнической академии, Санкт-Петербург.

Родители Льва мечтали, что их сын в будущем продолжит дело отца и когда-нибудь сменит его в классе у школьной доски, однако сам будущий художник с трудом представлял себя на этом поприще. В школе он увлекся рисованием, немало удивив этим и родителей, и товарищей, и мысли об искусстве и своем месте в нем все больше занимали его воображение.
До призыва по возрасту в ряды Красной армии Богомолец успел поработать по специальности в различных совхозах Сибири и Урала, затем радиотехником в Уфе. И везде увлеченно продолжал рисовать…
«Крымская улица», 1990-е годы, холст, масло, Картинная галерея им. Айвазовского, Феодосия.

В 1939 году после окончания службы в рядах Красной армии Лев Богомолец приехал в город на Неве и после сдачи вступительных экзаменов поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где его педагогами в разные годы его обучения были Исаак Израилевич Бродский (1883–1939), Александр Михайлович Любимов (1883–1956), Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982). Это были профессора, хранившие традиции знаменитой академии, воспитавшие не одно поколение выдающихся живописцев. Для раннего творчества Льва Богомольца характерна способность в частном и малом увидеть и раскрыть глубинный мир жизни. Тут стоит заметить, что палитра художника расцвела именно в те годы — она полна звучных цветовых нот, для полотен характерны переливы серебристо-жемчужных тонов.
«Рожь», 1955 год, холст, масло, 24,4 х 31,8 см., частное собрание.

При этом главным своим учителем Лев Богомолец всегда считал выдающегося живописца Михаила Васильевича Нестерова (1962–1942), первая и судьбоносная встреча с которым состоялась у молодого художника в 1935 году. Несмотря на то что заслуженный мастер крайне редко принимал незнакомых ему людей, Льва Богомольца он принял. Тогда молодой человек показал признанному мастеру свои рисунки и этюды, копии эрмитажных картин. К Нестерову Богомолец заезжал еще четыре раза, в период с 1935 по 1940 год, по пути в Уфу и обратно. «Нестеров стал для меня главным учителем и художником, — вспоминал Лев Богомолец. — С его мнением, вкусом и авторитетом я только и считался. Он был для меня основным источником знаний о живописи, но главным наставлением мастера было: работать, прежде всего работать и глубоко осознавать живую преемственность великих свершений в искусстве».
«Автопортрет», 1944 год, холст, масло, Картинная галерея им. Айвазовского, Феодосия.

Долгих девять лет учился Лев Богомолец в храме трех главных искусств на Университетской набережной, 17. Свою роль сыграла война и просто перерывы в учебе, во время одного из которых Лев Константинович даже подрабатывал экскурсоводом в знаменитых Репинских «Пенатах». Начало Великой Отечественной войны студент Репинки встретил в Ленинграде, очаровавшим его с первой встречи, участвовал в возведение оборонительных рубежей на подступах к городу, позже до самой эвакуации занимался в институте. Весной 1942 года по льду замерзшей Ладоги был эвакуирован из блокадного города на Большую землю и далее в Уфу, где сотрудничал с «Окнами ТАСС» и в 1942 году впервые участвовал в выставке.
«Рыбаки вернулись», 2002 год, холст, масло, 58 × 77,5 см., Картинная галерея им. Айвазовского, Феодосия.

После снятия блокады Богомолец вернулся в Ленинград, а после возвращения Академии художеств из эвакуации продолжил свое обучение. Несмотря на трудное и голодное послевоенное время, Лев Константинович учился упорно и страстно, полностью отдаваясь любимому делу. В 1948 году успешно окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской профессора Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973) с присвоением квалификации художника живописи, представив дипломную картину «Разведка». После окончания художественного института Богомолец остался жить и работать в городе на Неве. Работал по договорам с Ленизо, а после реорганизации товарищества — с Комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ) Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. Участвовал в выставках ленинградских художников с 1948 года.
«Бухта Оскара», 1950-е годы, холст, масло, Государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург.

В поисках собственного стиля Богомолец пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работая при этом в разных техниках. Писал пейзажи, жанровые композиции, портреты. В 1949 году был принят в члены ЛОСХ. В 1950-е годы был членом студии художников-маринистов при ЦВММ в Ленинграде.
«Яхт-клуб», 2004 год. холст, масло, 33 × 47 см., частное собрание.

Молодого художника Богомольца многие называли пейзажистом, хотя сам он тогда определил для себя три главных темы: море, камни, цветы. Одной из самых удивительных сторон пейзажной живописи Богомольца всегда являлась необыкновенная симфония цвета и света, вызывающая самые удивительные ассоциации. Своего рода визитной карточкой Богомольца стали маки. Он писал их в разное время года, на закате, восходе, в дождь и ветер.
«Красные маки», 2004 год, холст, масло, частное собрание.

Маки Богомольца — это всегда средоточие переходящих состояний тревоги, восторга, трепета, нежности. Они всегда разные: то такие родные, хрупкие, грациозные, тоненькие, то огромные багряно-красные, фиолетово-синие. То легкие, высокие, белые, словно крылья ангелов, то неведомо чужие, странные, темно-фиолетовые, кобальтовые под стать сумеречному темнеющему горизонту, огромные ядовито-черные на холсте исполинских размеров. И это при том, что Богомольца часто упрекали: маков такой формы в природе не бывает, на что он лишь улыбался. Художник никогда не изменял себе и ради званий не работал в стиле соцреализма и при этом заслуженно получил у товарищей по цеху звание самого русского постимпрессиониста.
«Маки и береза», 2004 год, холст, масло, Музей Лесотехнической академии, Санкт-Петербург..

Несколько слов хочется сказать о Богомольце-маринисте. Как мариниста Льва Константиновича нельзя сравнивать ни с Айвазовским, ни с Уильямом Тернером, в первую очередь, благодаря его особому стилю. Богомолец, несомненно, является одним из самых талантливых представителей северной школы маринизма. Его картины — это соединение мощи, страсти, нежности и таинственности. Море Льва Богомольца потрясает своей силой и неукротимостью. Могучие волны и бескрайнее небо создают живописную симфонию на его полотнах. Морские пейзажи Льва Богомольца полны воздуха и простора. Художник писал море спокойным и бушующим и при этом неизменно старался передавать настроение стихии.
«Море», 1990-е годы, бумага, гуашь, 24 ×32,5 см., частное собрание.

Любимыми жанрами Льва Богомольца на протяжении его творческой карьеры стали не только пейзаж, но и портрет, монументальные композиции. Художник был одинаково хорош и в пейзажах, и в портретах, и в жанровых картинах. В каждом из этих традиционных жанров Лев Константинович неизменно открывал новые, подчас незаметные для привычных представлений особенности, как бы раздвигал границы жанровых возможностей картины. В музее Санкт-Петербурга, например, хранятся его работы «Прибытие первого поезда в Ленинград после блокады», «Петергофские руины после войны». А в Пушкинском Доме — портреты Максима Горького и Михаила Лермонтова. Он писал моряков, рыбаков, сейнеры, интерьеры домика Репина… В разные годы были выполнены портреты чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, женские портреты — художницы Николаевой, жены Татьяны.
«Осень. Парк», 2001 год, холст, масло, 63 х 86 см., частное собрание.

Творческое наследие Льва Константиновича Богомольца обширно и многогранно. Его работоспособность была поистине удивительной. Кроме больших и даже громадных картин ,таких как «Океан», он исполнил около двух тысяч миниатюр-этюдов, а также акварелей, показав себя и здесь тонким колористом. При этом особого внимания заслуживают его работы «Куйбышевская ГЭС строится. 1952 год» (1953), «Баренцево море» (1956), «На краю поля» (1957), «Шторм» (1958), «Рыбачий остров», «В яхт-клубе», «Север» (все 1960), «Графская бухта», «Реквием» (обе 1964), «Гроза» (1969), «Ладога», «Нева. Орешек», «Онежское озеро» (все 1980), «Васильки. Урал» (1991).
«Васильки. Урал»,1991 год, холст, масло, 24 х 34 см., Житомирский художественный музей.

Из выставок, которых за долгую жизнь автора было не так уж много, знаковыми, вероятно, были персональные выставки в музее Нестерова в Уфе в 1945 году, в Выставочном зале московского «Манежа» в 1992 году, в Санкт-Петербурге в 2000 году. Важными для художника были ретроспективы художника в Русском культурном центре при посольстве РФ в Вашингтоне.
«Багульник», 2003 год, холст, масло, 64 х 86 см., частное собрание.

В 2014 году, в первый день после возвращения полуострова в состав России, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского открыла выставку картин Льва Богомольца. Все 28 полотен, хранящихся в музее, стали своего рода гимном морю и удивительному художнику. Богомолец — один из первых российских живописцев конца ХХ века, картины которого начали продавать на «Сотбис» еще при жизни автора. Художник гордился, что его морские пейзажи или бесконечные поля маков можно встретить в замке английского лорда.
«На пляже в Майори», 1952 год, холст, масло, 21 х 30 см., частное собрание.

Лев Константинович Богомолец скончался 10 июля 2009 года в Петербурге на девяносто девятом году жизни. Был похоронен на кладбище деревни Красная Горка Всеволожского района Ленинградской области в десяти километрах от Санкт-Петербурга.
Место упокоения художника Льва Константиновича Богомольца.

В наши дни произведения Льва Константиновича Богомольца находятся в Государственном Русском музее, в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге , в Пушкинском Доме и Центральном военно-морском музее, в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского, в других музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
«Онежское озеро. Кижи», 1987 год, холст, масло, Музей 1-го Московского медицинского института.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда. 1957. 11 октября.
2. Герман М. Первые впечатления. Заметки о живописи и графике на осенней выставке // Вечерний Ленинград. 1961. 23 сентября.
3. Лев Константинович Богомолец. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1982.
4. Лев Богомолец. Живопись. Акварели. Этюды. Миниатюры. СПб., 1992.
5. Соловьев В. Д. Русские художники XVIII–XX веков. Справочник. 1994, 1996 гг.
6. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX в.: каталог. СПб, 1997. А–В. Т. 8.
7. Лев Богомолец: альбом [текст В. Б. Вольпиной]. СПб.: Золотой век, 2004.
«Богомолец Л. К», портрет работы А. Лактионова, 1936 год, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.