Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 114. Белов Юрий Владимирович (Yuri Belov) (1929-2017).

Герой очередного выпуска Альманаха — Юрий Владимирович Белов — известный советский и российский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Юрий Белов родился в городе на Неве. Подростком пережил блокаду, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1941–1949 годах занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств. По окончании СХШ в 1949 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Владимира Серова, Петра Белоусова, Ивана Сорокина, Ивана Степашкина. В 1955 году Белов окончил институт по мастерской Рудольфа Френца с присвоением квалификации художника живописи.

С 1954 года Юрий Белов участвовал в городских, республиканских, всесоюзных и международных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические картины. Персональные выставки Юрия Белова состоялись в Ленинграде-Петербурге, Москве, Пскове, Львове, Новгороде, Марселе.

Произведения Юрия Белова находятся в музеях и частных собраниях в России, а также во Франции, США, Германии, Японии, Финляндии, США и Канаде.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Мне кажется, художник должен выражать полотном свою душу. Каков он в жизни, таков и на картине. Если в ней нет искренности, картина не будет любима. А для художника это важно. Может, он и считает, что работает только для себя, но это заблуждение. Каждый пишет, надеясь, что картину увидит большое количество людей. Полюбит твою руку народ, считай, что жизнь ты прожил не зря» (Юрий Белов).
«Весенний разлив», 1984 год, холст, темпера, 50 х 70 см., частное собрание.

Юрий Владимирович Белов родился 27 мая 1929 года в Ленинграде в семье врачей. Родители Юрия проживали на Петроградской стороне, в знаменитом доме с башенками. Внизу находился известный на Петроградской стороне кинотеатр «Арс», центр притяжения местных мальчишек, которому суждено будет сыграть свою роль в творческой биографии будущего живописца. Юрий был желанным и долгожданным ребенком в семье, а потому рос в обстановке любви и заботы со стороны родителей.
«Про зайку-зазнайку. Бабушка и внучка», 1958 год, холст, масло, Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Отец Юрия, известный в городе хирург, видел в сыне продолжателя семейной династии врачей, а мама вместе с тем хотела воспитать его всесторонне развитым юношей с хорошим вкусом и чувством прекрасного. Родители Юрия не имели отношения ни к искусству, ни к живописи, но в семье благодаря хозяйке дома всегда приветствовались любые проявления творчества.
«Тихое озеро», 1986 год, холст, масло, 60 х 50 см., частное собрание.

Закончившая в свое время классическую женскую гимназию, где девочек учили и рисованию, и рукоделию, и домоводству, мама Юрия была автором многочисленных домашних поделок, которыми был полон довоенный дом Беловых. И когда Юрий в пятилетнем возрасте неожиданно для отца, но ожидаемо для матери увлекся рисованием, именно мама стала для него фактически первым учителем, уловившим его склонности к рисованию и обучавшим сына его азам. Она давала сыну простейшие задания и обсуждала с ним нарисованное, разбирая ошибки и отмечая успехи.
«На II съезде РСДРП», 1960-е годы, холст, масло, Музей- заповедник Родина В.И. Ленина, Ульяновск.

В 1937 году, когда Юрию исполнилось восемь лет, домашнее художественное обучение его закончилось, и мама отвела его в изостудию городского Дворца пионеров, занятия в которой юный художник посещал вплоть до 1941 года. Весной 1941 года Белов поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств под руководством профессора К. М. Лепилова (1879–1941), который был учеником самого И. Е. Репина. При этом в 1940 году состоялась первая выставка работ юного Юрия Белова в фойе того самого кинотеатра «Арс», о котором упоминалось выше. В те времена была традиция проводить в фойе кинотеатров выставки, концерты и различные литературные беседы.
«Учительница», 1960-е годы, холст, масло, Министерство культуры России, Москва.

Весной 1941 года Юрий Белов поступил в СХШ, а 22 июня 1941 года началась война, нарушившая все планы и принесшая горе, трагедии и страдания в каждую советскую семью. В сентябре 1941 года трагически погиб директор СХШ Лепилов. Заслышав воздушную тревогу, он спрятался в подворотне дома, в который попала бомба. Зимой 1942 года вместе с Академией художеств была эвакуирована в Самарканд и СХШ. Старший брат Юрия ушел в народное ополчение, а отца как опытного хирурга направили в действующую армию. Юрий с мамой остались в Ленинграде и провели в городе всю блокаду.
«В.И.Ленин предлагает резолюцию о вооружённом восстании», 1962 год, холст, масло, Музей В.И. Ленина — филиал Государственного Исторического музея, Москва.

Самые тяжелые испытания выпали на 1941-й и начало 1942-го года. Потом стало легче, но все равно постоянно висела угроза гибели от бомбежки. Но даже она не шла ни в какое сравнение с двумя ужасами блокады — холодом и голодом. Юрий Белов занимался оборудованием укрепрайонов, хозяйственными и строительными работами. И все это время юный художник рисовал. Рисовал девушек-сандружинниц, людей в бомбоубежище, женщин с детьми, стариков. Рисовал занесенные снегом троллейбусы и разрушенные дома. Рисовал ленинградцев, погибших от голода и холода на улицах великого и непобежденного города. Рисовал по профилю наглядную агитацию. В 1943 году состоялась его первая выставка. В том же 1943 году четырнадцатилетний юноша был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
«Портрет солдата», 1949 год, холст, масло, Североморский музейно-выставочный комплекс.

В войну судьба свела юного художника со многими замечательными ленинградскими мастерами, оставшимися в блокадном Ленинграде: Рудаковым, Серебряным, Казанцевым, Остроумовым-Лебедевым. И почти каждый день Белов посещал мастерскую Владимира Александровича Серова. Что это давало? Непосредственное присутствие в мастерской художника давало живое видение творческого процесса, оказывало влияние на формирование художественного мировоззрения будущего живописца.
«У стен Рейхстага», 2000 год, холст, масло, частное собрание.

После снятия блокады и возвращения в 1944 году из эвакуации коллектива СХШ Юрий Белов продолжил обучение в школе и в 1949 году по ее окончании поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учиться ему довелось у замечательных педагогов Репинки тех первых послевоенных лет: Владимира Александровича Серова (1910–1968), Петра Петровича Белоусова (1912–1989), Ивана Васильевича Сорокина (1922–2004) и Ивана Петровича Степашкина (1882–1960).
«Заводские штангисты», 1962 год, холст, масло, 49 х 70 см., частное собрание.

Белову нравилось учиться в художественном вузе. Хорошая подготовка и природные способности позволяли легко осваивать непростой академический курс. На третьем году обучения, когда настало время выбора персональной мастерской наставника для продолжения обучения, Белов выбрал мастерскую известного советского живописца, график и педагога, профессора и руководителя батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина Рудольфа Рудольфовича Френца (1888–1956).
«Цветы к юбилею», 1979 год, холст, масло, Мурманский областной художественный музей.

Годы обучения в храме трех искусств на Университетской набережной, 17 пролетели на удивление быстро, и в 1955 году, когда пришло время окончания института, Юрий Белов представил художественному совету свою дипломную выпускную работу — картину «Рабочий-новатор». Высший балл, полученный у членов совета, принес автору долгожданный диплом и желанную квалификацию художника живописи.
«Рабочий — Новатор», 1955 год, холст, масло, 51 х 45,5 см., частное собрание.

После окончания института молодой выпускник Юрий Белов остался жить и работать в родном Ленинграде. С 1954 года участвовал в городских, республиканских, всесоюзных и международных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические картины. В 1960 году был принят в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.
«Натюрморт с Гермесом», 1976 год, холст, масло, 86 х 80 см., Ивановский областной художественный музей.

Одной из главных тем творчества художника в 1960–1980 годы стал образ В. И. Ленина, история большевизма и революционного движения в России. Живописная манера Юрия Белова, «основанная на строгом объективизме, конструктивной роли рисунка и тональном колорите, в 1970–1980 годы развилась в сторону усиления декоративности и импрессионистического обогащения, локального цвета и обобщенности формы».
«Ленин у путиловцев 28 октября 1917 года», 1964 год, холст, масло, Музей истории Санкт-Петербурга.

С 1972 года творческая жизнь Юрия Владимировича была тесным образом связана с удивительным по природным особенностям краем — Валдаем. Он регулярно по несколько месяцев в году жил и работал в этом небольшом живописном городе.
Огромное количество пейзажей, натюрмортов и портретов, созданных художником здесь, передают неповторимую красоту природы и многогранность образов России. Там были созданы Валдайские циклы: «Цветы полей Валдая», «Лирический Валдай» и другие.
Любовь к Валдаю постоянно жила в сердце художника и с годами становилась только сильнее.
«Березы над рекой», 1998 год, холст, масло, 60 х 50 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Юрий Владимирович всегда считал себя последователем такого направления, как поэтический реализм. Поэтическое творчество должно присутствовать не только в стихах, но и в картинах, и за годы работы художнику удалось выработать собственный подход к миру, найти свой способ претворения идей, свой язык. В творческом наследии Юрия Белова порядка девятисот картин, не считая заказных портретов. И в каждую он закладывал то самое пожелание тепла и добра ближнему, которое ему в свое время подарила мама.
«Основание Санкт-Петербурга», 2002 год, холст, масло, Музей истории Санкт-Петербурга.

Творческая жизнь Юрия Белова была связана с многочисленными поездками в Болгарию, Венгрию, Финляндию, Францию, а также по городам России.
Путевые зарисовки и целые живописные циклы были созданы художником в Пскове, Новгороде, в городах Золотого кольца, на Волге, в Калининграде, на Дальнем Востоке, в Крыму и на Кавказе. В 1960–70-е годы мастер пишет работы в творческих командировках в Забайкальском пограничном округе, у подводников Краснознаменного Северного флота, у нефтяников Западной Сибири, у хлеборобов Восточного Казахстана и в других районах нашей огромной страны.
«Портрет полевода Башмак», 1964 год, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

Творческое наследие Юрия Владимировича Белова обширно и многогранно. При этом особого внимания заслуживают его работы «Натурщик в костюме охотника» (1952), «Бабушка с внучкой» (1958), «Портрет А. П. Беловой» (1959), «Мечта» (1961), «В. И. Ленин у путиловцев 28 октября 1917 года» (1964), «Портрет М. Д. Шостаковича» (1965), «Гости ушли» (1970), «Портрет дояра В. Алексеева» (1971), «Гурзуф. Весенние цветы» (1972), «Натюрморт с бюстом Гермеса» (1976), «С покупками» (1976).
«Гости ушли», 1970 год, холст, масло, 75 х 100 см., Серпуховский историко-художественный музей.

С 70-х годов персональные выставки Юрия Владимировича Белова регулярно проходили как в Северной столице, так и в других городах России и зарубежья. Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде-Петербурге в 1973, 1974, 1976, 1980, 1985, 1986, 1989, 1992, 1995, 1999, 2001, 2003 годах, в Москве и Львове в 1977 году, в Пскове в 1978 году, в Новгороде в 1974 и 1989 годах, в Валдае в 1975, 1986, 1987, 1989, 1998 годах, во Франции в Марселе в 1993 году.
«В перерыве II съезда РСДРП», 1958 год, холст, масло, Музей В.И. Ленина — филиал Государственного Исторического музея, Москва.

Юрий Владимирович Белов скончался 23 июля 2017 года в Санкт-Петербурге на 89 году жизни.
«Свежие новости», 1963 год, холст, масло, 54 х 34,5 см., частное собрание.

Сегодня произведения Юрия Белова украшают экспозиции художественных и краеведческих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Львова, Великого Новгорода, Пскова, а также многочисленные частные собрания России, ближнего и дальнего зарубежья.
«Охотник с собакой», 1952 год, холст, масло, 65 х 55 см., чстное собрание.

В творчестве Юрия Владимировича Белова поражает его глубокая и искренняя преданность своей теме. Он — блокадник, и этим многое сказано. Пережитое им в годы войны не оставляло художника на протяжении всех лет его творчества. Вместе с тем его картины наполнены чувствами сострадания и любви, они потрясают глубокой подлинностью того, что изображал автор. Юрий Белов навсегда остался для любителей искусства художником правды, последователем и проводником идей поэтического реализма.
«После смены», 1964 год, картон, масло, 41,5 х 33 см., частное собрание.


Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений Юрия Владимировича Белова: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980.
2. Художники народов СССР. Биографический словарь. М: Искусство, 1970. Т. I.
3. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
4. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
5. Юрий Белов. Таллинн: Меттар, 1991.
6. Художник Ю. В. Белов за работой над картиной «В. И. Ленин у путиловцев» // Вечерний Ленинград. 1964. 17 апреля.
7. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
«Ромашки», 1982 год, холст, масло, 107 х 73 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.