Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 113. Баскаков Николай Николаевич (Nikolai Baskakov) (1918-1993).

Герой очередного выпуска Альманаха — Николай Николаевич Баскаков — известный советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Николай Баскаков родился в Астрахани. В 1933–1939 годах Николай Баскаков занимался в Астраханском художественном училище у известного художника и педагога П. А. Власова. В 1945 году поступил на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Леонида Овсянникова, Бориса Фогеля, Глеба Павловского, Александра Зайцева. В 1951 году окончил институт по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением звания художника живописи.

С 1951 года Николай Баскаков участвовал в выставках ленинградских художников, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Работал в технике масляной живописи и рисунка. В 1960–1980 годах неоднократно работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге на Волхове. В 1989–1992 годах работы художника с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции.

Произведения Николая Баскакова находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Японии, Германии, Турции, Франции, США и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Николай Баскаков — яркий представитель ленинградской школы советской живописи, однако этот художник был практически неизвестен за пределами СССР до его выставки в Париже в 1989 году. Впоследствии многие из лучших работ живописца были приобретены частными коллекционерами из разных стран и стали недоступны для широкой публики» (А. Филатов, учредитель арт-фонда семьи Филатовых).
«Бабушка с внуками», 1960 год, холст, масло, 35 х 43 см., Тамбовская областная картинная галерея.

Николай Николаевич Баскаков родился 8 мая 1918 году в небольшом поселке Советский, расположенном в семи километрах под Астраханью, в многодетной крестьянской семье. Глава семьи Николай Евлампиевич Баскаков был известным в округе столяром, выполнял многочисленные заказы односельчан и жителей окрестных деревень и этим содержал семью.
«Зимние развлечения», 1970-е годы, холст, масло, 58 х 63 см., Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова.

Его жена Евдокия Васильевна занималась ведением обширного домашнего хозяйства и воспитанием детей, коих у родителей, кроме Николая, было еще восемь сыновей и две дочери. Особого достатка в семье никогда не было, но жили дружно. В семье старшие всегда помогали младшим, а те, в свою очередь, старались быстрее взрослеть и не быть обузой. С детства Николай усвоил для себя понятия чести, достоинства и взаимовыручки, когда один всегда был за всех, а все за одного.
«Уборка капусты», 1969 год, картон, масло, 49 х 79.5 см., Министерство культуры России, Москва.

Детство Николая выпало на тяжелое и голодное время первых лет революции и Гражданской войны, когда страна испытывала сильнейшие потрясения, связанные с установлением новой власти и возрождением разрушенной экономики, но это воспитало и закалило характер нашего героя и научило его добиваться поставленных целей. Родители хотели, чтобы Николай получил достойную рабочую специальность, поэтому после шестого класса он поступил учеником в школу ФЗУ в Астрахани, которую окончил в 1935 году, получив рабочую специальность плотника-судостроителя. Распределение привело выпускника ФЗУ на судоверфь, где и началась его трудовая биография.
«Ветреный день», 1954, холст, масло, частное собрание.

В школе ФЗУ Николай увлекся рисованием, немало удивив этим друзей и преподавателей. Не прошло это увлечение и с окончанием обучения и началом трудовых будней. Скажем больше, все свободное время теперь проводил Николай с карандашом и бумагой, а обнаружившиеся способности, оценить которые смогли еще педагоги в ФЗУ, заставили его всерьез задуматься о поступлении в художественное училище.
«Ледоход», 1978 год, холст, масло, 48 x 70 см., частное собрание.

В 1933 году Николай Баскаков поступил в Астраханское художественное училище, где его педагогом стал замечательный художник и один из основоположников художественной школы Астраханского края Павел Алексеевич Власов (1857–1935). Он быстро оценил природный способности своего юного ученика и в дальнейшем много сделал для раскрытия его дарования. К сожалению, в 1935 году Павел Алексеевич ушел из жизни, но в последующем Николай Баскаков всегда с большой теплотой вспоминал своего первого наставника, считая его своим главным учителем в жизни.
«Рыбаки», 1960-е годы, картон, масло, 51 х 36 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Шесть лет обучения в художественном училище пролетели незаметно, и в 1939 году Баскаков успешно окончил его, твердо решив продолжить свое обучение уже на более высоком профессиональном уровне. Но наступил призывной возраст, и в 1939 году Баскаков был призван в Красную армию, службу проходил на Дальнем Востоке, там же встретил и начало войны. В 1943 году молодой художник впервые участвовал в выставке, представив на всеобщее обозрение свою работу «Хабаровск, год 1942», которая в числе тридцати восьми работ хабаровских художников демонстрировалась в том году на всесоюзной выставке в Москве.
«Первые лучи», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Несмотря на многочисленные рапорты, в действующую армию Николай Баскаков так и не попал, о чем в дальнейшем не раз сокрушался в разговорах с коллегами по цеху, многие из которых прошагали по суровым военным дорогам до самого Берлина. После демобилизации в 1945 году Баскаков приехал в Ленинград и с первой попытки поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«После дождя», 1984 год, холст, масло, 60 x 80 см., Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

Знаменитое здание Академии художеств на Университетской набережной, 17 на последующие шесть лет гостеприимно распахнуло свои двери для нового талантливого студента. Баскакову посчастливилось учиться у замечательных педагогов знаменитой Репинки первых послевоенных лет: Леонида Фёдоровича Овсянникова (1880–1970), Бориса Александровича Фогеля (1880–1970), Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982).
«Наперегогнки», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Благодаря серьезной художественной подготовке, природному дарованию и исключительному упорству и работоспособности, Баскаков легко осваивал совсем не простой академический курс. Когда на третьем году обучения пришло время выбора персональной мастерской художника — наставника для продолжения обучения и написания выпускной дипломной работы, Николай без колебаний выбрал мастерскую выдающегося советского художника, графика, педагога, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973).
«Портрет адмирала Соломенко», 1989 год, холст, масло, 75,5 х 69 см., частное собрание.

По мастерской профессора Иогансона в 1951 году Николай Баскаков успешно окончил художественный институт, представив художественному совету в качестве дипломной работы картину «Ленин и Сталин в Смольном». Работа удостоилась высшего балла у членов художественного совета и принесла автору диплом с отличием и квалификацию художника живописи.
«Плохой улов», 1960 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

После окончания института Баскаков остался жить и работать в Ленинграде, со временем ставшим для него второй родиной. В поисках собственного стиля молодой выпускник Репинки пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работал в разных техниках. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые полотна. Работал в технике масляной живописи и рисунка.
«Ручная карусель», 1971 год, холст, масло, 57 х 68 см., частное собрание.

В 1951 году по заказу администрации Кировского завода в Ленинграде исполнил совместно с художниками Г. Чепцом и М. Труфановым картину «Вручение ордена Ленина Кировскому заводу», за которую был принят в члены Ленинградского союза художников. С 1951 года принимал активное участие в выставках ленинградских художников.
«Продажа дров», 1960-е годы, холст, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

Постепенно в творчестве Николая Баскакова начали преобладать тематические картины на военную, историко-революционную и производственную темы. Для его творчества стало характерным обращение к темам большого общественного звучания, к образу современника, раскрываемому в картине-портрете. В этом плане особенно интересны полотна художника, показанные на художественных выставках 1950–1960-х годов: «На плавучем рыбозаводе» (1954), «Зимой» (1955), «Маша» (1956), «Бабушка с внучкой», (1960), «Свинарки», «Шефы в колхозе» (обе 1961), «Доярки» (1962), «Штукатуры» (1964).
«Доярки», 1962 год, холст, масло, 69,5 х 120 см., Арт-фонд семьи Филатовых.

В 1960–1980 годы Баскаков неоднократно и с большим вдохновением работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. Здесь им были созданы многие работы, исполненные глубокого внутреннего драматизма, драматургия которых восходит к событиям героической военной поры. Это в первую очередь «В годы войны» (1967), «Победа» (1974), «В день Победы» (1977), «Разговор с сыном», «День Победы» (обе 1980).
«Победа», 1974 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Особое место в творчестве Николая Баскакова занимают работы, посвященные образу вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. В 1957 году он представляет полотно «Ленин в Горках», созданное в жанре психологического портрета. Этот же подход к раскрытию образа вождя пролетариата был использован художником и в более поздней картине «Ленин в Кремле» (1960). В 1970-е годы художник создает еще две картины «Ленин на отдыхе» (1970) и «На елке в Горках» (1972), используя знакомый подход.
«Ленин в Кремле», 1960 год, холст, масло, Ульяновский музей-мемориал В. И. Ленина.

Интересны и узнаваемы работы художника, созданные им в жанре пейзажа. Это прежде всего полотно «Стамбул», созданное в 1968 году, а также волжские и староладожские этюды и картины «Весна на Волхове», «У реки». Для создания особой выразительности своих картин Баскаков начинает активно пользоваться методом включения пейзажа в композицию тематической картины или портрета. Так рождаются его работы «Масленица» (1978), «Разговор с сыном» (1980), «Портрет В. М. Шукшина» (1983) и в особенности картина «На русской земле» (1967).
«Стамбул», 1968 год, холст, масло, Серпуховский историко-художественный музей.

Творческое наследие Николая Баскакова обширно и многогранно.
«Поможем папе», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание

«В школьном саду», 1969 год, холст, масло, частное собрание

При этом особого внимания заслуживают его картины «Портрет матери» (1955), «Портрет тракториста» (1956), «Портрет девушки с вербами» (1967), «Портрет художника Скокова» (1970), «Школьница» (1971), «Бабушка с внучатами» (1972), «Наставник Г. Фадеев с учениками» (1975), «Портрет старой узбечки» (1977), «Портрет В. М. Шукшина», «Портрет художника» (обе 1984), «Кировцы» (1985), «Портрет поэта Николая Рубцова» (1988), «Портрет журналиста В. Кириллова» (1989).
«Портрет журналиста В.А. Кириллова», 1989 год, холст, масло, Институт Русского Реалистического Искусства.

Николай Баскаков был избран действительным членом Петровской академии наук и искусств, дважды становился лауреатом премии объединения «Кировский завод». В 1989–1992 годах работы Николая Николаевича Баскакова с успехом представляли отечественное искусство на вызвавших подлинную сенсацию на Западе выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Прохладное лето», 1978 год, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

Николай Николаевич Баскаков скончался 14 октября 1993 года в Санкт-Петербурге на семьдесят шестом году жизни. Был похоронен на Большеохтинском кладбище.
«Ленин на отдыхе», 1970 год, холст, масло, Музей В.И. Ленина, филиал Государственного Исторического музея, Москва.

В наши дни произведения Николая Баскакова украшают экспозиции отечественных художественных и краеведческих музеев, а также частные собрания России, Великобритании, Японии, Германии, Турции, Франции, США и других стран. Желанные гости они и на зарубежных аукционах современной живописи.
«Надя», 1970 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
2. Иванов С. В. Баскаков Николай Николаевич //Страницы памяти: справочно-биографический сборник. 1941–1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Кн.1.
3. Бучкин Д. П. О доме творчества «Старая Ладога» // Д. 4. П. Бучкин. Гравюры и рассказы. СПб.: Библиотека Невского альманаха, 2004.
5. Художники Петровской академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008.
6. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris: Drouot Richelieu, 21 Decembre 1990.
«Мальчик и море», 1978-1979 годы, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.