Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 112. Токарева Александра Феликсовна (Alexandra Tokareva) (1926-2015).

Герой очередного выпуска Альманаха — Александра Феликсовна Токарева — известный российский живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Александра Токарева родилась в деревне Левашово Анастасиевского района Ростовской области. В 1940–1948 годах училась в Ростовском художественном училище, которое окончила с отличием. В 1953–1959 годах училась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончила по мастерской В. М. Орешникова. В 1959–1963 годах стажировалась в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством В. М. Орешникова.

Александра Токарева с успехом работала во всех жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина, иллюстрации к русским сказкам. Была участником всесоюзных, республиканских, международных художественных выставок с 1950 года. В 1989–1992 годах работы Токаревой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Александры Токаревой находятся в собраниях Музея изящных искусств в Санкт-Петербурге, Таганрогского художественного музея, Кемеровского музея современного искусства, Белгородского художественного музея, а также в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Александра Феликсовна Токарева родилась 8 марта 1926 года на небольшом хуторе Левашово Анастасиевского района Ростовской области в семье ученого. Ее отец Феликс Михайлович Дрейлинг был из обрусевших немцев, работал агрономом и занимался наукой.
«Нить Ариадны», середина 1960-х годов, картон масло, 62 х 54 см., Музей изящных искусств, Санкт-Петербург.

Труды ученого в этой области принесли ему всесоюзную известность. Его супруга Александра Васильевна Дрейлинг была известным скульптором, в свое время окончила Центральное училище технического рисования барона Штиглица.
«Сиреневые маки», 2000 год, холст, масло, частное собрание.

Александра была желанным и долгожданным ребенком в семье, росла и воспитывалась в любви и заботе. Александра Васильевна с раннего детства старалась привить дочери хороший вкус и любовь к прекрасному, много занималась с ней, и когда маленькая Александра увлеклась рисованием, обрадовалась этому и постаралась это увлечение сохранить и всячески способствовать его укреплению и развитию.
«Зимнее солнце», 1972 год, картон, масло, 29 х 37 см., Таганрогский художественный музей.

Изменения в жизни этнических немцев в нашей стране в предвоенные годы в полной мере коснулись и семью Дрейлинг. В постоянно нагнетавшейся обстановке всеобщей шпиономании и исключительной подозрительности человеку с немецкими корнями и немецкой фамилией было чего опасаться. Волна массовых репрессий не обошла стороной и эту семью. В 1937 году по ложному доносу «доброжелателей» был арестован и позже расстрелян глава семьи. В 1964 году все обвинения с него были сняты, и он был полностью реабилитирован, но тогда, в 1937 году, спокойная и счастливая жизнь семьи в одночасье рухнула.
«Клюёт», 1970 год, картон, масло, 50 х 65 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Начались скитания по съёмным квартирам и полная неопределенность в будущем. Александра с матерью переехали в Ростов, где в 1940 году четырнадцатилетняя девушка, благодаря усиленной домашней подготовке легко поступила в Ростовское художественном училище, которое окончила с отличием уже после окончания войны, в 1948 году.
«Дача. Чай у самовара», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Педагоги в училище настоятельно советовали выпускнице продолжить художественное образование уже на более высоком уровне. Этого же мнения придерживалась и мама — первый учитель Александры.
«Листопаднички», 1993 год, холст, масло, 30 х 40 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Далее были пять лет работы по специальности, необходимые для подготовки и поступления в художественный институт, и в 1953 году Александра отправилась в Ленинград, где с первой попытки поступила на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР.
«Доброе утро», 1990 год, холст, масло, частное собрание.

Знаменитому зданию Академии художеств на Университетской набережной, 17 на последующие шесть лет суждено было стать ее родным домом.
«Портрет художника Н.Черинова», 1966 год, холст, масло, Кемеровский музей современного искусства.

Александре Токаревой посчастливилось заниматься у прекрасных преподавателей Репинки того послевоенного времени. Ее педагогами были Александр Адольфович Деблер (1908–1981), Елена Ильинична Табакова (р. 1919), Андрей Андреевич Мыльников (1919–2012) и Владислав Леопольдович Анисович (1908–1969).
«Дети собирают цветы», 1960- е годы, холст, масло, 80 x 120 см., Тульский областной художественный музей.

На третьем курсе, когда настало время выбора персональной мастерской наставника для продолжения обучения, Токарева без раздумий выбрала мастерскую выдающегося советского художника-живописца, педагога, доктора искусствоведения, профессор Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987).
«На Дону», 1954 год, картон, масло, 18,5 x 28 см., Белгородский художественный музей.

Годы обучения в храме трех искусств пролетели на удивление быстро, и в 1959 году, когда пришло время окончания художественного института, Александра Токарева представила на суд художественного совета свою дипломную выпускную работу — картину «Утро». Высший балл, полученный у членов совета, принес автору диплом с отличием и долгожданную квалификацию художника живописи.
«Саша Комаров», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

Прекрасная дипломная защита позволила Александре Феликсовне еще четыре года — с 1959 по 1963 год — стажироваться в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством своего недавнего наставника В. М. Орешникова.
«Тишина», 1970 год, холст, масло, частное собрание.

После завершения стажировки в творческой мастерской Токарева периодически жила и работала в доме творчества «Академическая дача».
«Дети играют в саду», 1960-е годы, холст, масло, 80 x 120 см., Белгородский художественный музей.

В поисках собственного стиля Александра Токарева пробовала свои силы в разных художественных жанрах, работала в разных техниках. Александра Феликсовна была художником широкого творческого диапазона, ею были созданы произведения во всех жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина, иллюстрации к русским сказкам.
«Май», 1980 год, картон, масло 84 х 92,5 см., частное собрание.

Начиная с 1970 года Александра Токарева вместе со своим мужем известным советским художником Владимиром Фёдоровичем Токаревым постоянно проживала в построенном ими самими доме-мастерской в деревне Кишарино Вышневолоцкого района Тверской области, рядом с домом творчества художников «Академическая дача». Вся деятельность Токаревой с тех пор была тесно связана с Тверской землей.
«Семья», 1985 год, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Александра Токарева участвовала во многих всесоюзных, республиканских и международных выставок начиная с 1959 года, а также таких тематических выставках, как «Ленинград» (1963); «Художник и народ», Москва (1964); «Современное искусство», Токио, Япония (1972); «Осенний салон», Ленинград (1979); «Мир и спорт», Гавана, Куба, 1983; «Современное искусство, Москва (1990).
«Узбек», 1962 год, холст на картоне, масло; 50 х 40 см., частное собрание.

Персональные выставки Токаревой состоялись в Ленинграде в 1989 году и в г. Бендорф, Германия в 2002 году. В 1989–1992 годах работы Токаревой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Догорает камин», 1989 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Творческое наследие Александры Феликсовны Токаревой обширно и многогранно, произведения художника разошлись по многим странам мира. Притом особого внимания заслуживают ее картины «Семья» (1985), «Догорает камин» (1989), «Улетают журавли» (1980), «Нить Ариадны» (1965), «Доброе утро» (1990), «Белая сирень» (1997), «Наш дом в Кишарино» (2000), «Сирень под дождём» (2003).
«Сирень под дождём», 2003 год, холст, масло, 80 x 100 см., частное собрание.

Александра Токарева, является автором замечательной иллюстрированной автобиографической книги «Качели судьбы», повествующей как о ее собственной жизни, так и о жизни и творчестве ее мужа — ленинградского художника Владимира Фёдоровича Токарева.
«Натюрморт с дыней и виноградом», 1980-е годы, холст, масло, Художественный музей имени Ц. С. Сампилова, Улан-Уде.

Александра Феликсовна Токарева скончалась 1 мая 2015 года в возрасте 89 лет в деревне Кишарино Тверской области, где и была похоронена.
«Автопортрет», 1940-е годы, бумага, карандаш; 27 х 18.5 см., частное собрание.

Сегодня произведения Александры Токаревой находятся в собраниях Музея изящных искусств в Санкт-Петербурге, Таганрогского художественного музея, Кемеровского музея современного искусства, Белгородского художественного музея, а также в частных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Франции и США.
«Мухоморы», 1950-е годы, холст, масло; 62 х 42 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Александра Феликсовна принадлежит к поколению художников, произведения которых составили золотой фонд русской реалистической живописи второй половины ХХ века.
«Курочка Ряба», 1975 год, бумага, акварель, 25 х 20 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Рощин А. Традиционная осенняя // Ленинградская правда. 1973. 18 декабря.
2. Художник. 1976. № 2.
3. Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. 1981. № 1.
4. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
5. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris: Drouot Richelieu, 11 Juin 1990.
6. ECOLE DE SAINT-PETERSBOURG: catalogue / ARCOLE / Etude Gros-Delettrez. Paris: Drouot Richelieu, 13 Mars, 1992.
7. Peintures Russes — Русские художники: catalogue / s.a. Servarts n.v. / Palais Des Beaux-Arts. Bruxelles: Servarts s.a., 17 Fevrier, 1993.
«Мороз и солнце», 1996 год, холст, масло, 90 х 70 см., Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.