Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 111. Ребане Эрих Иоганесович (Erich Rebane) (1922-1999).

Герой очередного выпуска Альманаха — Эрих Иоганесович Ребане — известный российский живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Эрих Ребане родился в Петрограде. Фронтовик. Сражался на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Орденоносец. После демобилизации в 1945 году поступил на живописный факультет ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Бориса Фогеля, Семёна Абугова, Александра Деблера, Виктора Орешникова, Андрея Мыльникова. В 1951 году окончил институт по мастерской Виктора Орешникова с присвоением квалификации художника живописи.

Участвовал в выставках с 1951 года. Писал жанровые и тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. На рубеже 80-х — 90-х годов работы Эриха Ребане в составе экспозиций произведений ленинградских художников представляли европейским любителям живописи отечественное искусство на целом ряде зарубежных выставок и аукционов.

Произведения Эриха Ребане находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции, Великобритании, Корее и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Яхты», 1946 год, холст, масло, 46 х 73 см., Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Эрих Иоганесович Ребане родился 13 марта 1922 года в Петрограде в семье обрусевших немцев. Глава семейства — специалист высокой квалификации трудился на одном из промышленных предприятий города. Его супруга занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына. Семья имела относительный достаток в то непростое время и могла даже позволить себе летний отдых на съёмной даче под Петроградом (Ленинградом).
«Крымские скалы», 1965 год, картон, масло, 49,5 х 80 см., Таганрогский художественный музей.

Эрих был желанным и долгожданным ребёнком в семье, рос в обстановке любви и заботы. В семье всячески приветствовалось любое проявление творчества, поэтому когда юный Эрих увлёкся рисованием, это было встречено родителями с радостью и пониманием. Достоверных подробностей о детских и юношеских годах Ребане, к сожалению, практически не сохранилось, но можно предположить, что талантливый юноша посещал одну из городских изостудий.
«Портрет инженера-строителя «Главленинградстроя» Годырева Ивана Тимофеевича», 1975 год, холст, масло, 100 x 100 см., частное собрание.

В предвоенные годы жизнь этнических немцев в нашей стране несколько изменилась. В постоянно нагнетавшейся обстановке всеобщей шпиономании и исключительной подозрительности человеку с немецкими корнями и немецкой фамилией было чего опасаться, а волна массовых репрессий не обошла стороной и семью Ребане. Лишь начавшаяся война спасла самого Эриха от лагеря.
«В новую жизнь», 1959 год, холст, масло, 63 х 15 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Начавшуюся войну Эрих Ребане встретил в Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в возведении оборонительных сооружений на подступах к городу на Неве. Позже был призван в ряды Красной армии и тяжелыми военными дорогами в звании ефрейтора прошел все военное лихолетье до Победы в Берлине. Сражался на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Был награжден орденом Славы III степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В редкие минуты отдыха неизменно брался за блокнот и карандаш, запечатлевая на бумаге портреты однополчан. Многие такие портреты затем отправлялись владельцами домой вместо личных фотографий.
«Портрет профессора Соколова», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

После демобилизации в 1945 году вернулся в родной Ленинград. Город восстанавливался после тяжелейшей блокады и залечивал раны. Недавний фронтовик-победитель принимал самое активное участие в восстановлении города. По специально выделенной квоте Ребане как фронтовик в 1945 году без экзаменов был зачислен на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
«Школьница», 1951 год, холст, масло, частное собрание.

На последующие шесть лет легендарное здание Академии художеств на Университетской набережной, 17 гостеприимно открыло для него свои двери. Недавнему фронтовику посчастливилось заниматься у выдающихся педагогов Репинки первых после военных лет: Бориса Александровича Фогеля (1872–1961), Семёна Львовича Абугова (1877–1950), Александра Адольфовича Деблера (1908–1981) и Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012).
«Зоя», 1980-е годы, смешанная техника, частное собрание.

Не все складывалось просто в период обучения Эриха Ребане в институте, сказывалось длительное отсутствие практики и отсутствие профессиональной подготовки в прошлом, но благодаря упорству и невероятной работоспособности, отмечавшейся всеми преподавателями курса, Эрих успешно осваивал сложный академический курс.
«Сумерки», 1946 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

На третьем курсе, когда пришло время выбирать персональную мастерскую наставника для продолжения обучения, Эрих Ребане выбрал мастерскую выдающегося советского живописца, доктора искусствоведения, профессора, руководителя учебной и творческой мастерских института, педагога Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Именно по его мастерской в 1951 году Эрих Иоганесович успешно окончил институт с написанием дипломной работы — картины «Они голосуют за Сталина», высоко оцененной на защите членами художественного совета и принесшей автору квалификацию художника живописи.
«Портрет девушки, 1953 год, холст, масло, 74 х 54 см., частное собрание.

После окончания Репинки Эрих Ребане остался жить и работать в родном Ленинграде. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работал в разных техниках. Писал жанровые и тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Участвовал в выставках с 1951 года. В 1953 году Эрих Иоганесович Ребане был принят в члены Ленинградского союза советских художников. В конце 1950-х — начале 1960-х годов Эрих Ребане часто бывал с творческими командировками в самых отдаленных уголках нашей страны.
«Женский портрет в розовом», 1963 год, холст, масло, 74 x 60 см., частное собрание.

Творческое наследие Эриха Ребане обширно и многогранно. При этом особого внимания заслуживают его произведения «Портрет врача-отоларинголога Л. Е. Ребане» (1956), «В филармонии» (1957), «В новую жизнь» (1960), «Бригада отдыхает» (1961), «Подруги», «Подвиг лейтенанта Леонова», «Октябрь» (1971), «Портрет инженера-строителя Главленинградстроя И. Годырева» (1975), «Портрет ветерана войны», «Портрет лауреата Ленинской премии Т. Соколова» (1979), «Ленинградские моржи. Зимнее купание» (1981), «Тишина» (1985).
«Ленинградские моржи. Зимнее купание», 1981 год, картон, масло, 69 x 50 см., частное собрание.

На рубеже 1980-х —1990-х годов работы Эриха Ребане в составе экспозиций произведений ленинградских художников с большим успехом представляли европейским зрителям отечественное изобразительное искусство на многочисленных зарубежных выставках и аукционах.
«Писатели», 1960-е годы, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Эрих Иоганесович Ребане скончался 17 апреля 1999 года в Санкт-Петербурге на 78-м году жизни.
«Гуси. Апрель», 1966 год, картон, масло, 49 x 69,5 см., Мурманский областной художественный музей.

В наши дни произведения Эриха Ребане украшают экспозиции многочисленных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также частные собрания в России и за рубежом. Частые и желанные гости они и на зарубежных аукционах современного искусства.
«Скалы», 1971 год, картон, масло, 50 х 70 см., Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
2. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
3. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
5. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970.
6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
«Колхозники», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.