Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 108. Отиев Виктор Александрович (Viktor Otiev) (1935-1999).

Герой очередного выпуска Альманаха — Виктор Александрович Отиев — известный советский и российский живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Виктор Отиев родился в городе Орджоникидзе (Владикавказ). В 15 лет приехал в Ленинград. В 1950–1955 годах учился в Средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1961 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской Виктора Орешникова. Занимался у Бориса Угарова, Никиты Медовикова, Владислава Анисовича.

Участвовал в выставках с 1950 года. Виктор Отиев был приверженцем реалистической школы, мастером пейзажного жанра. Живописные виды родной земли, неповторимая природа Северного Кавказа всегда привлекали художника. Писал жанровые композиции, портреты, пейзажи, этюды с натуры. Одна из ведущих тем творчества — конный спорт. Член Санкт-Петербургского союза художников с 1967 года. Неоднократно работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. Персональная выставка художника состоялась в Ленинграде, в залах ЛОСХ в 1980 году. Последняя прижизненная персональная выставка работ Отиева была в 1995 году в Великобритании, в галерее BARKES.

Произведения Виктора Отиева находятся в экспозициях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи региональных художественных и краеведческих музеев России, а также в частных собраниях в России, Великобритании, Франции, КНР, Японии, Германии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Творчество Виктора Александровича Отиева сейчас по праву воспринимается самобытной страницей в обширной летописи ленинградской школы живописи. Произведения мастера, который родился и вырос в Северной Осетии, по-своему отразили главные этапы пути, пройденного искусством нашего города за послевоенные десятилетия. Но они во многом обогатили его ярким, узнаваемым и неповторимым даром человека, неравнодушного к миру с его «трудами и днями», буднями и праздниками, с минутами отдыха и увлечениями, которым можно посвятить целую жизнь» (Р. Бахтияров, искусствовед).
«На Сухоне», 1957 год, картон, масло, 24 х 30 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Виктор Александрович Отиев родился 24 февраля 1935 года в городе Орджоникидзе (Владикавказ) в Северной Осетии — городе с древней историей, основанном в 1794 году как русская крепость на входе в Дарьяльское ущелье в связи с подписанием Георгиевского трактата между Россией и Грузией и началом строительства Военно-грузинской дороги.
«Старый Тбилиси», 1959 год, картон, масло, 31 х 24 см., Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.

Глава семьи работал на одном из местных предприятий, а его жена занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Виктор рано увлекся рисованием, немало удивив этим и друзей, и родителей, но если у первых это вызвало многочисленные шутки и насмешки по отношению к недавнему товарищу по детским играм, то родители отнеслись к увлечению сына с интересом и понимание, справедливо полагая, что искусство, возможно, станет главным занятием в его жизни.
«Тихая бухта. Крым», 1969 код, картон, масло, 47 х 70 см., Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

И жизнь показала, что они оказались правы. Работы, выполненные юным самородком, вызывали восхищение не только у его родных и знакомых, но и были предметом гордости школьного учителя рисования, посоветовавшего родителям Виктора продолжить его художественное образование. В 1950 году 15-летний юноша из далекой кавказской глубинки приехал со своими работами в Ленинград, где после предъявления их приемной комиссии был зачислен в ленинградскую Среднюю художественную школу, с сентября 1947 года вошедшую в число учреждений, подведомственных Академии художеств СССР.
«Старый Ташкент», 1959 год, картон, масло, 33,5 х 24,5 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар.

Это был первый, но весьма значительный шаг на пути к осуществлению заветной мечты Виктора Отиева — стать художником. Школа располагалась на третьем этаже исторического здания Академии художеств на Университетской набережной, дом 17. Два первых этажа здания и прочие помещения занимал Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, и дети, хотя и учились в художественной школе, но фактически чувствовали себя студентами и часто ходили на защиту дипломов. Большинство выпускников СШХ становились в будущем студентами знаменитой Репинки, и этот путь, естественно, мечтал пройти и Виктор Отиев.
«Казбек. Село Гергети», 1985 год, холст, масло, 40 х 60 см., Северо-Осетинский республиканский художественный музей имени М. С. Туганова, Владикавказ.

Пять лет продолжалось обучение Отиева в СХШ, и в 1955 году после успешного окончания школы он был зачислен на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА). И это было следующим важным шагом на пути к осуществлению его мечты. Педагогами Отиева в разные годы его обучения в ИнЖСА выступили Борис Сергеевич Угаров (1922–1991) — известный советский художник-реалист, заслуженный художник РСФСР, Никита Петрович Медовиков (1918–1982) — замечательный советский живописец, член Ленинградского союза художников, Владислав Леопольдович Анисович (1908–1969) — советский живописец, профессор ИнЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского союза художников и Андрей Андреевич Мыльников (1919–2012) — выдающийся советский художник-живописец, график, монументалист.
«Старый Ташкент», 1959 год, картон, масло, 32,3 х 23,3 см., Государственный музей искусств Узбекистана , Ташкент.

Отиеву нравилось учиться в храме трех искусств, а педагогам нравился этот скромный и талантливый провинциал, отличавшийся исключительной работоспособностью, заслуживавшей всяческого уважения. Именно она, а еще настойчивость в достижении поставленных целей, позволяли Отиеву осваивать сложный академический курс. Не все давалось просто, но он очень старался и упорно шел к заветной цели. На третьем курсе, когда пришло время выбирать мастерскую для дальнейшего обучения, Отиев выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, педагога, доктора искусствоведения, профессора, руководителя учебной и творческой мастерских института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987).
«Деревня Вырица», 1965 год, картон, масло, 40 х 33 см., Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Виктор Отиев был одним из любимых учеников мастера и продолжателем его творческих исканий. В 1961 году по мастерской профессора Орешникова Отиев успешно окончил ИнЖСА, представив художественному совету свою дипломную работу – жанровую картину «Табунщик», которая была принята комиссией и принесла автору квалификацию художника живописи. Мечта маленького мальчика из далекого Орджоникидзе сбылась, и он стал профессиональным художником.
«Стрый Самарканд», 1959 год, картон, масло, 31,2 х 24 см., Самаркандский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

После окончания Репинки Виктор Александрович Отиев остался жить и работать в Ленинграде, ставшим для него второй родиной. Работал в разных художественных жанрах, пробуя свои силы в разных техниках. Писал жанровые композиции, портреты, пейзажи, этюды с натуры. Постепенно одной из ведущих тем его творчества стала тема конного спорта, а лошади заняли особое место в этом творчестве.
«Перед стартом», 1966 год, холст, масло, 80 х 100 см., Северо-Осетинский республиканский художественный музей имени М. С. Туганова, Владикавказ.

Для работ художника 1950–60-х годов были характерны широкое письмо, живой, энергичный мазок, интерес к передаче световоздушной среды и тональных отношений. В них, равно как и в пленэрных пейзажах, написанных художником позже на творческой даче в Старой Ладоге, различима интонация деревенской прозы, как раз в шестидесятые годы открывшей красоту Русского Севера. Красоту строгую, сдержанную, но потому столь ценимую многими художниками поколения Виктора Отиева, для которых пристальное внимание к проблемам живописной формы было неотделимым от нравственной миссии искусства.
«Вечер. Река Волхов».1968 год, картон, масло, 70 х 100 см., частное собрание.

В дальнейшем пленэрное письмо художника было постепенно вытеснено декоративно-графической манерой. Основное внимание в работах 1980-х годов уделялось уже цвету и декоративно-плоскостному построению композиции, ритмической организации пространства картины.
«Терек», 1994 год, холст, масло, 50 х 60 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар.

Отиев был приверженцем реалистической школы, мастером пейзажного жанра. Живописные виды родной земли, неповторимая природа Северного Кавказа всегда привлекали художника. В пейзажных работах Отиева наблюдается удивительное сочетание реальной действительности и поэтичности тех мест. Пространства родной земли, хорошо изученные художником, знакомый с детства быт кавказских народов, ярко отразились в его творчестве. За более чем пятидесятилетнюю творческую деятельность Виктор Отиев создал несколько тематических циклов, посвященных горному пейзажу Кавказа. Единство природы и человека прослеживается во многих произведениях Отиева.
«Пейзаж. Река Терек», 1972 год, холст, масло, 50 х 70см, Ставропольский краевой музей изобразительных-искусств.

Виктор Отиев неоднократно работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. Участвовал в выставках начиная с 1950 года. Персональная выставка Виктора Александровича прошла в Ленинграде в 1980 году в залах Ленинградского союза художников, членом которого он стал в 1967 году. С 1956 года Виктор Отиев являлся активным участником многочисленных выставок в Ленинграде, Москве, Владикавказе и других городах Советского Союза. В 1989–1992 годах работы Виктора Отиева представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции. Последняя прижизненная персональная выставка работ Отиева была в 1995 году в Великобритании, в галерее BARKES.
«Скачки. (Финиш)», 1971 год, холст, масло, 95 х 138 см., Тульский областной художественный музей.

Творческое наследие Виктора Отиева обширно и многообразно. При этом особого внимания заслуживают его работы «Деревенский двор» (1955), «Самарканд», «Самарканд. Чайхана», «Старый Тбилиси», «Старый Ташкент» (все 1959), «Вырица», «Пашня», «Ручей» (все 1965), «Вечерний Волхов» (1968), «Скачки» (1969), «Пляж Джемете», «На Чёрном море» (обе 1978), «Ира» (1980), «Табун» (1990), «Победитель» (1992).
«Деревенский двор». 1955 год. картон, масло. 31,5 х 24 см., Мурманский областной художественный музей.

Виктор Александрович Отиев скончался 7 июня 1999 года в Санкт-Петербурге на шестьдесят пятом году жизни.
«У причала», 1968 год, картон, масло, 95 х 120 см., Нижегородский государственный художественный музей.

В наши дни картины Виктора Отиева украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многих региональных художественных и краеведческих музеев России, а также частных собраний в России, Китае, США, Франции, Англии, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Финляндии, Швеции, Израиле, Италии, Мексике, Японии.
«Самарканд. Чайный дом», 1959 год, картон, масло, 19 х 24,5 см., частное собрание.

С 25 февраля по 15 марта 2020 года в выставочном зале галереи Союза художников Петербурга «Голубая гостиная» с большим успехом прошла выставка живописи Виктора Александровича Отиева. Памятная выставка, организованная усилиями Комиссии по наследию РТОО «Санкт-Петербургский союз художников», галереи «Голубая гостиная» и семьи В. А. Отиева, была приурочена к 85-летию со дня рождения художника.

На юбилейной экспозиции было представлено более 20 живописных произведений (жанровые картины, пейзажи, портреты современников, автопортреты), охватывающих временной промежуток с начала 1950-х — годы обучения художника сначала в знаменитой СХШ (Ленинградская средняя художественная школа для одаренных детей при Академии художеств СССР), в Институте имени И. Е. Репина, по 1980-е годы — период личностной и творческой зрелости заслуженного мастера.
«На работу», 1990-е годы , картон, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
2. Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений: каталог. СПб., 1994.
3. Отиев В. А. Старый Тбилиси. 80 лет Санкт-Петербургскому союзу художников. Юбилейная выставка. СПб.: Цветпринт, 2012.
4. Справочник членов союза художников СССР. М: Советский художник, 1979. Т. 2.
5. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
6. Вьюнова И. Высшая ценность — человек // Художник. 1981. № 1.
7. Leningrad. Auction Catalogue. Paris: Drouot Richelieu. 27 Novembre 1989.
8. L’ Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris: Drouot Richelieu. 12 Mars 1990.
9. https://www.lyssak.com/collectioners/otiev-viktor-aleksandrovich

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.