Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 107. Набатов Вячеслав Васильевич (Vyacheslav Nabatov) (1939-1995).

Герой очередного выпуска Альманаха — Вячеслав Васильевич Набатов — замечательный советский живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Вячеслав Набатов родился в небольшом рабочем поселке Карасук Новосибирской области. Окончил Саратовское художественное училище. В 1967 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил в 1973 году по мастерской В. Орешникова с присвоением квалификации художника живописи и педагога. Дипломная работа — картина «Мать». С 1973 по 1976 год Вячеслав Набатов занимался в творческой мастерской Академии художеств СССР. Член Ленинградского союза художников с 1975 года.

Вячеслав Набатов был участником многочисленных городских, республиканских, всесоюзных и международных художественных выставок. В 1980-е годы в Ленинграде прошло несколько его персональных выставок. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. В 1989–1992 годах работы Набатова с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Вячеслава Набатова находятся в экспозициях художественных и краеведческих музеев России, а также в частных собраниях в России, Германии, Финляндии, США, Японии, Австралии и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Набатовские деревья были какими-то особыми, написанными оригинальным художественным почерком, неповторяющим никого. Таким же было и набатовское солнце, набатовская золотая осень, набатовская изба, коровы, набатовские зимы» (В. Шишуляк, искусствовед).
«Весенний день», 1978 год, холст, масло, Архангельский музей изобразительных искусств.

Вячеслав Васильевич Набатов родился 5 октября 1939 года в небольшом рабочем поселке Карасук, расположенном на севере Кулундинской степи, в юго-западной части Новосибирской области в простой рабочей семье. Глава семьи работал на местном железнодорожном узле, а его жена занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
«Радуга», 1970-е годы, холст, масло, 68 х 78 см., Ивановский областной художественный музей.

Семья Набатовых была многодетной и очень дружной, где старшие всегда помогали младшим, а те, в свою очередь, старались быстрее взрослеть и не быть обузой. С детства Вячеслав усвоил для себя понятия чести, достоинства и взаимовыручки, когда один всегда был за всех, а все за одного. Его детство выпало на тяжелые и голодные военные и послевоенные годы, когда страна, выбиваясь из сил, отдавала все для фронта и скорейшей победы над ненавистным врагом, а позже для восстановления разрушенной экономики, но это воспитало и закалило характер нашего героя и научило добиваться поставленных целей любой ценой.
«Март на солнце», 1983 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

А цель у юного Вячеслава была, цель заветная. И если большинство его сверстников мечтали сталь летчиками, чтобы спасать попавшие в беду полярные экспедиции, моряками, чтобы открывать новые, неизвестные доселе науке далекие острова и континенты, или военными, чтобы защищать от врагов родную землю, то у Вячеслава была цель –– стать художником. И появилась она после того, как он увлекся в школе рисованием, немало удивив и друзей, и родителей. И если первые просто подтрунивали над ним, удивляясь такому странному увлечению недавнего товарища по играм, то родители Вячеслава очень обрадовались этому увлечению одного из своих сыновей, словно предчувствуя большое будущее, которое его ждет.
«Весенний двор», 1977 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

После окончания семилетки Вячеслав уехал в Саратов, где поступил в местное художественное училище, открывавшее ему путь к заветной мечте. Почему именно в Саратов? Просто в местной библиотеке Вячеслав наткнулся на материал, посвященный основателю художественного училища –– известному художнику-пейзажисту, профессору Академии художеств Алексею Петровичу Боголюбову (1824–1896), внуку великого писателя, революционного мыслителя Александра Николаевича Радищева (1749–1826).
«Теплый март», 1963 год, холст, масло, 75 х 99 см., Оренбургский музей изобразительных искусств.

Вячеслав с интересом узнал, что Боголюбов, создавая в 1885 году в Саратове музей, задумал его как единое целое с рисовальной школой, дабы «возвысить образовательное дело юношества». Музей получил имя А. Н. Радищева. Школе Боголюбов, оставивший капитал на ее организацию и содержание, счел возможным дать свое имя. Двадцать лет потребовалось, чтобы 11 февраля 1897 года очень скромно в присутствии немногих гостей состоялось долго ожидаемое открытие школы, которое уже не суждено было увидеть А. П. Боголюбову, умершему 26 октября 1896 года. Узнав предысторию училища, Набатов решил ехать учиться в Саратов.
«Скоро будет новый дом», 1980-е годы холст, масло, частное собрание.

Годы обучения в Саратовском художественном училище пролетели быстро. Педагоги в училище оценили природное дарование своего студента и посоветовали ему продолжить свое обучение уже в Ленинграде на более высоком уровне. В 1967 году после окончания училища Набатов отправился в город не Неве, где с первого раза поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, еще на один шаг приблизившись к исполнению своей мечты.
«В половодье», 1976 год, холст, масло, 85 х 127 см., Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары.

Знаменитое здание на Университетской набережной, 17 гостеприимно распахнуло свои двери на последующие шесть лет для нового талантливого студента. Вячеславу нравилось учиться в Репинке, а преподавателям нравился этот упорный и талантливый провинциал, успешно осваивавший сложный академический курс. На третьем курсе, когда пришло время выбирать мастерскую для дальнейшего обучения, Набатов выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, педагога, доктора искусствоведения, профессора, руководителя учебной и творческой мастерских института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987).
«Летний день», 1980-е годы, холст, масло, 27 х 37 см., Музей изобразительных искусств Карелии, г. Петрозаводск.

В 1973 году по мастерской Виктора Михайловича Орешникова Вячеслав Набатов успешно окончил ИнЖСА, представив художественному совету свою дипломную работу – картину «Мать», которая была принята и принесла автору квалификацию художника живописи. Казалось, что цель достигнута и долгожданная мечта сбылась, но не таким человеком был Вячеслав Васильевич, чтобы почивать на лаврах. Неутомимое стремление постоянно идти вперед требовало новых свершений, и с 1973 по 1976 год Набатов проходил стажировку в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством своего недавнего педагога.
«Пейзаж», 1980-е годы, холст, масло, 49 х 70 см., частное собрание.

Все это время он много и упорно работал в поисках собственного стиля и манеры письма. Работал в разных художественных жанрах. Писал натюрморты, портреты, но постепенно акцент в его творчестве сместился к жанру пейзажа, особый дар к которому проявился у него еще в годы учебы в Репинке. Уже тогда Набатов считал его неисчерпаемым и постепенно сумел создать свой узнаваемый неповторимый живописный язык. В 1975 году Вячеслава Васильевича Набатова приняли в члены Ленинградского союза художников.
«Березовый сок», 1985 год, холст, масло, 35 х 50 см., частное собрание.

По мнению специалистов, Вячеслав Набатов, являясь последователем традиций русского реализма, в своем творчестве уделил много внимания всем трем основным классическим живописным жанрам: его с равным правом можно считать и портретистом, и мастером натюрморта, но главным и любимым жанром художника остался пейзаж. Дразнящая воображение, неисчерпаемая красота природы стала главным стимулом в творчестве этого мастера.
«Половодье», 1982 год, оргалит, масло, 40 х 50 см., Мурманский областной художественный музей.

Художник совершил ряд поездок в Карелию, в Подмосковье, в Крым. После окончания учебы Набатов много работал на академической даче и даже купил себе дом рядом со знаменитым «Русским Барбизоном». Со временем его палитра менялась, совершенствовалось мастерство, но и в зрелом возрасте его работы остались исполнены непосредственного юношеского восхищения природой.
«Пора осенняя», 1980 год, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

Набатов был участником многочисленных художественных выставок, начиная с 1975 года:
— 1975 год (Ленинград). «Наш современник». Зональная выставка произведений ленинградских живописцев.
— 1978 год (Ленинград). Осенняя выставка произведений ленинградских живописцев.
— 1980 год (Ленинград): Зональная выставка произведений ленинградских живописцев.
— 1991 года (Париж) Выставка «Русские художники». Январь
— 1992 года (Париж). Выставка «Санкт-Петербургская школа».
— 1997 год (Санкт-Петербург). Связь времен. 1932–1997.
В 1989–1992 годах работы Набатова с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Теплый апрель», 1979 год, холст на картоне, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

Художественное наследие Вячеслава Набатова обширно и многогранно. При этом особого внимания заслуживают его работы «Портрет Ольги Низовцевой», «Портрет художника-графика Эскараевой» (обе 1975), «Весенний двор» (1977), «В деревне» (1978), «От советского Информбюро» (1980), «Весенний день. Подснежники» (1991), «Самовар у печи» (1990-е), «Колокольчики» (1992).
«Самовар у печи», 1980-е годы , холст, масло, частное собрание.

Вячеслав Васильевич Набатов скончался 5 ноября 1995 года в Санкт-Петербурге на 57-м году жизни. Был похоронен на Южном кладбище города.
Могила художника Вячеслава Набатова на Южном кладбище Санкт-Петербурга.

Сегодня произведения Вячеслава Набатова украшают экспозиции художественных и краеведческих музеев России и находятся в частных собраниях в России, Германии, Финляндии, США, Японии, Австралии и других странах.
«Осенний сад», 1979 год, холст, масло, 72 х 81 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980.
4. Вячеслав Васильевич Набатов (1939–1995). Живопись. Санкт-Петербург: Петербургский художник, 2006. Портрет современника. Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
6. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.