Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 104. Рейхет Виктор Иосифович (Victor Reichet) (1922-2000).

Герой очередного выпуска Альманаха — Виктор Иосифович Рейхет— замечательный советский живописец и педагог, народный художник России, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Виктор Рейхет родился в селе Мариново Березовского района Одесской области. До войны учился на физико-математическом факультете Одесского университета. Фронтовик. После демобилизации окончил Одесское художественное училище. В 1955 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской профессора В. М. Орешникова. В 1956–1958 годах продолжил обучение в аспирантуре института. В 1957 году Виктор Рейхет начал преподавательскую работу на кафедре живописи и композиции Репинки, продолжавшуюся почти полвека. Профессор, руководитель персональной мастерской живописи.

Участник выставок с 1955 года. Ведущими жанрами в творчестве Виктора Рейхета стали жанровая и историческая картина и портрет современника, ведущей темой — подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. За глубокое и высокохудожественное раскрытие этой темы в 1982 году художник был удостоен званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник РСФСР». Большие персональные выставки произведений Виктора Рейхета состоялись в Ленинграде в залах ЛОСХ в 1974 и 1988 годах.

Произведения Виктора Рейхета находятся в Государственном Русском музее, в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, в Музее истории Санкт-Петербурга, в других музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции, Китае, Украине и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Виктор Иосифович Рейхет был наделен подлинным даром живописца: видение валёров, цвета, его сокровенных обертонов, умение в скупой гамме найти множество нюансов, любовь к живописной технике, к «святому ремеслу» искусства, разнообразие и маэстрия мазка, — всем этим одарила его природа и годы настойчивой работы. А серьезная академическая школа отточила его мастерство» (М. Ю. Герман, искусствовед).
«Вечером», 1957 год, холст, масло , Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

Виктор Иосифович Рейхет родился 18 августа 1922 года в небольшом украинском селе Мариново в Одесской области в семье местного учителя. Глава семьи был из обрусевших немцев и имел дворянские корни. С раннего детства он прививал сыну любовь к порядку и дисциплине. Его жена — от природы мягкая и покладистая женщина — вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сына. Виктор с детства говорил по-немецки — как все в его доме, и благодаря заведенному в семье особому порядку не мог не ощущать принадлежности к несколько иной культуре, которая долгие годы была более, чем чужой в Советской России.
«Зима», 1960-е годы, картон, масло, Архангельский музей изобразительных искусств.

В довоенные времена в обстановке всеобщей шпиономании и исключительной подозрительности человеку с немецкими корнями и немецкой фамилией было чего опасаться. Но, как бы там ни было, жизнь не стояла на месте, и когда после окончания школы перед Виктором встал вопрос выбора дальнейшего жизненного пути, он серьезно задумался. Отец настаивал на работе в сфере образования, представляя сына в образе школьного учителя, сеющего разумное и светлое в головы многочисленных благодарных учеников. Виктор же задумывался совсем о другом…
«Солдатки», 1970-1980 годы, холст, масло, 133 х 207 см., Магнитогорская картинная галерея.

В старших классах школы он увлекся рисованием, вызвав заметное неодобрение со стороны отца, считавшего это пустой тратой времени и не заслуживающего внимания серьезного молодого человека, коим считал своего сына. Следуя пожеланиям отца, в 1938 году Виктор поступил на первый курс физико-математического факультета Одесского университета. Одновременно с этим он работал простым учителем математики в Лозоватской средней школе Одесской области.
«Ижорцы», 1959 год, холст, масло, 87 х 143 см., Музей истории Санкт-Петербурга.

В 1940 году Виктора Рейхета призвали на действительную воинскую службу в ряды Красной армии и по комсомольскому набору направили в Вольское авиатехническое училище. К счастью для нашего героя, при выдаче ему паспорта была допущена ошибка в указанной в документе фамилии («Рейхет» вместо «Рейхерт»). Ошибочно написанная фамилия закрепилась, и, по всей вероятности (здесь мы можем только предполагать), повлияла на дальнейшую судьбу художника, позволив ему без последствий окончить военное училище и избежать репрессий, которые в первые месяцы войны затронули многих этнических немцев, проживавших на западных территориях и в Поволжье, где в это время служил курсантом Виктор.
«На Волховстрой» 1950-е годы, этюд, картон, масло, 50,5 х 71 см., частное собрание.

С 1942 по 1945 год Виктор Рейхет находился в действующей армии, служил авиамехаником в различных авиационных частях. В редкие минуты отдыха брал в руки карандаш, делая зарисовки на военные темы и портреты товарищей-сослуживцев. На фронте же окончательно решил, что если вернется домой живым, обязательно будет учиться на художника. В 1943 году был контужен. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией». Встретил Победу в освобожденной Вене.
«К партизанам», 1962 год, холст, масло. 220 х 180 см.,, Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.

После демобилизации в 1945 году Рейхет поступил Одесское художественное училище, которое успешно окончил в 1949 году. Преподаватели в училище советовали продолжить обучение на более высоком уровне, поэтому, получив диплом об окончании училища, Рейхет отправился покорять олимп живописного искусства — Академию художеств, вернее Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР, — именно так начиная с 1947 года стала именоваться знаменитая Репинка.
«Хлеб», 1969 год, холст, масло, 110 х 120 см., частное собрание.

Важно отметить, что становление и развитие творчества Виктора Рейхета неразрывно связано с годами его учебы в самом престижном художественном вузе страны. В эти годы в знаменитом здании на Университетской набережной, 17 преподавали Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960), Борис Владимирович Иогансон (1893–1973), Александр Михайлович Герасимов (1881–1963) и Александр Александрович Осмеркин (1892–1953), сумевшие сохранить высокие стандарты русского и европейского искусства в собственном творчестве и педагогике.
«На перепутье», 1995 год, холст, масло, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.

Они оказали громадное влияние на целое поколение молодых художников, пришедших учиться в святая святых отечественного художественного образования в первые послевоенные годы.
«Хлеб (Борьба милиции с кулачеством)», 1977 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В рамках специальной программы, как недавний фронтовик, Виктор Рейхет без вступительных экзаменов был зачислен на первый курс живописного факультета ИнЖСА. Недаром говорят, что мечты сбываются. Рейхет был счастлив учиться у выдающихся педагогов в легендарном учебном заведении «трех знатнейших художеств». Сама атмосфера в институте была благодатной и целительной после недавних ужасов военных лет. Прочно закрепившееся за академией звание «храм искусства» полностью оправдывало себя.
«Ожидание», 1970-е годы, холст, масло, 67,5 х 122,5 см., Ивановский областной художественный музей.

В разные годы своей учебы Виктор Рейхет занимался у Владимира Александровича Горба (1903–1988) — советского живописца, графика, педагога, профессора ИнЖСА, Ивана Петровича Степашкина (1882–1960) — советского художника и педагога, живописца, монументалиста, профессора ИнЖСА, Александра Леонидовича Королёва (1922–1988) — советского живописца, монументалиста, заслуженного художника РСФСР, члена Ленинградского союза художников, Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012) — советского живописца, художника монументально-декоративного искусства.
«Продувка мартеновской печи», 1972 год, холст, масло, 69,5 х 124,5 см., частное собрание.

На третьем курсе, когда пришло время выбирать путь для продолжения обучения, Виктор Рейхет выбрал мастерскую выдающегося советского живописца, доктора искусствоведения, профессора, руководителя учебной и творческой мастерских института, педагога Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Именно по его мастерской в 1955 году Виктор Рейхет успешно окончил институт с написанием дипломной работы — картины «Сумерки у колодца», высоко оцененной на защите членами художественного совета и принесшей автору квалификацию художника живописи.
«В партизанском крае», 1962 – 1965 годы, холст, масло, частное собрание.

Картина была очень характерна для послевоенных лет и символична для отечественного искусства, ведь издревле на Руси у русского человека с колодцем и его живой водой было связано цветение жизни. Борис Иогансон, бывший ученик Коровина, выделил это произведение на защите дипломных работ выпускников, как одно из лучших по колористическому решению и проникновенному воплощению мира человеческих чувств. Неудивительно, что после столь блестящей защиты Рейхет был приглашен в аспирантуру института по кафедре живописи и композиции, которую окончил в 1958 году с написанием ряда полотен на тему ярко выраженной революционной тематики. Годы в творческой мастерской Орешникова (после защиты диплома) были началом успеха молодого художника.
«Вернулись. Советские женщины», 1967 год, холст, масло, 200 х 250 см., Таганрогский художественный музей.

Историко-революционная тема не сумела заставить Виктора Рейхета забыть о природе искусства. Постепенно ведущими в творчестве художника стали жанровая, историческая картина и портрет современника, а ведущей темой — подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. За глубокое и высокохудожественное раскрытие этой темы Рейхет был удостоен званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник РСФСР» (1982).
«Зимний вечер. Старая Ладога», 1961 год, картон, масло, 50 х 70 см., Брянский областной художественный музей.

В 1956 году Виктор Иосифович Рейхет был принят в члены Ленинградского союза советских художников. В 1957 году он начал преподавательскую работу на кафедре живописи и композиции Института имени И. Е. Репина, продолжавшуюся почти полвека. Стал профессором в 1975 году. Являлся руководителем персональной мастерской живописи, где долгие годы преподавал вместе с Борисом Угаровым.
Эскиз к картине «Свадьба», 1956 год, холст, масло, 39 х 53 см., частное собрание.

Эскиз к картине «От Советского информбюро», 1971 год, картон, масло, 49 х 80 см., частное собрание.

Необходимо отметить, что творчество Виктора Иосифовича Рейхета всегда отличало мощное колористическое начало в его произведениях. Художник удивительно рано нашел свой творческий почерк, сумев еще в начале своего пути в искусстве создать крупнейшие произведения, которые сегодня находятся в ведущих музеях страны.
«Деревенька», 1970-е годы, холст, масло, 67 х 110 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

«Горный пейзаж», 1986 год, картон, масло, 35 х 50 см., частное собрание.

Виктор Иосифович Рейхет был наделен подлинным даром живописца, а серьезнейшая академическая школа отточила его мастерство. Он многого достиг, много сделал, успешно работал, однако профессиональное достоинство и работоспособность помогли художнику постоянно писать не только тематические картины, благодаря которым он стал более всего известен, но и полотна «для себя», писать этюды.
«Осенний день», 1991 год, бумага/смешанная техника, 36 х 49 см., частное собрание.

«Осень», 1953 год, бумага/смешанная техника, 36 х 48 см., частное собрание.

Шли годы, менялась жизнь. Когда упал железный занавес Рейхет стал много путешествовать. В 1980–1990-е годы художник значительное внимание уделял пейзажу, работал в Германии, посетил Францию, Италию, другие страны. Со временем Виктор Рейхет не только стал много ездить, но и подолгу жил в Германии, которую ощущал как страну, столь близких ему культуры и языка.
«Перед дальней дорогой», 1970-е годы, картон, масло, частное собрание.

Рейхет приезжал в Германию часто, жил в ней подолгу, используя посланные судьбой покой и комфорт для чрезвычайно напряженной и плодотворной работы. И в Германии он получил признание уже не столько как автор тематических картин, сколько как портретист и пейзажист.
«У озера Кишарино», 1965 год, картон, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

При всем при этом основные пристрастия Виктора Иосифовича Рейхета, определившиеся еще в годы железного занавеса, в принципе не изменились и тогда, когда можно было видеть все и везде, когда он побывал во многих странах. Даже повидав крупнейшие музеи мира, он в течение всей своей творческой жизни сохранил верность своим молодым пристрастиям. На первом месте — Валентин Серов и Константин Коровин. Культ свободного мазка в сочетании с точнейшим чувством цвета и тона, в такой высокой степени присущий в свое время Константину Коровину, с первых работ и на всю жизнь стал едва ли не главной отличительной особенностью работ и Виктора Рейхета.
«Цветы», 1983 год, холст, масло, 80 х 70 см., Серпуховский историко-художественный музей.

Большое внимание в своем творчестве художник уделял портретному жанру. Портреты Рейхет писал еще с юности, и стоит признать, что социальные портреты, портреты героев труда, которые, естественно, занимали в его работе значительное место, вряд ли могут соперничать с его, так сказать, лирическими портретами, которые представляют собой быстрые наброски-этюды, и одновременно законченные портреты-картины. Картины, написанные свободно, широкой кистью, помимо отражения особенности внешнего облика модели, передают внутреннее состояние портретируемого. Чаще всего на них художник изображал хорошо знакомых и близких ему людей. Отдельное место в творчестве Виктора Рейхтера занимают портреты его жены Ларисы Сергеевны Ореховой.
«Портрет Светланы Немиро», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

Виктор Иосифович Рейхет был участником различных художественных выставок начиная с 1955 года. Большие персональные выставки произведений Рейхета состоялись в Ленинграде в залах ЛОСХ в 1974 и 1988 годах. В 2007 году выставка произведений Рейхета прошла в музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (набережная реки Мойки, 100).
«Продотряд в деревне», 1970-е годы, холст, масло, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Творческое наследие Виктора Иосифовича Рейхета обширно и многогранно. Особое внимание заслуживают его полотна «Вечером», «Хлеб Красному Петрограду» (1957), «Непокоренная» (1958), «Земля золотая», (1959), «Портрет скульптора М. Аникушина» (1961), «К партизанам» (1962), «В. Ленин и М. Горький в Петрограде» (1964), «Байкал» (1965), «Тяжкая весть», «Проводили» (обе 1967), «Знатный сталевар В. Багров» (1971), «Ижорцы. Бригада коммунистического труда Г. Сохранного» (1972), «На Вуоксе» (1973), «Молодые сталевары Ижорского завода» (1975), «Третье апреля 1917 года»(1977), «В.И.Ленин на Марсовом поле», «Солдатки» (обе 1980), «Лето» (1988), «Лиза Рейхет» (1995), «На перепутье» (1997).
«В.И.Ленин на Марсовом поле», 1980 год, холст, масло, 104 х 160 см., Белгородский художественный музей.

Виктор Иосифович Рейхет скончался 9 февраля 2000 года в Санкт- Петербурге на семьдесят восьмом году жизни. Был похоронен на Волковском православном кладбище.
Место захоронения художника Виктора Иосифовича Рейхета (1922-2000) на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Сегодня произведения Виктора Рейхета хранятся в Государственном Русском музее, в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, в Музее истории Санкт-Петербурга, в других музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции, Китае, на Украине и в других странах.
«Победа», 1980 год, холст, масло, Магнитогорская картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Колесова О. Широка страна моя… Творческий отчет ленинградских художников, посвященный 50-летию образования СССР // Ленинградская правда. 1972. 23 сентября.
2. Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда. 1972. 10 октября.
3. Дмитренко А. Мир современника // Ленинградская правда. 1975. 12 октября.
4. Богданов А. О людях труда // Вечерний Ленинград. 1975. 3 ноября.
5. Аникушин М. Создавать произведения, созвучные эпохе. Ленинградская правда. 1976. 9 января.
6. Дмитренко А. Человек на своей земле // Ленинградская правда. 1977. 20 ноября.
7. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.