Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 103. Фомин Пётр Тимофеевич (Peter Fomin) (1919-1996).

Герой очередного выпуска Альманаха — Пётр Тимофеевич Фомин — замечательный российский живописец и педагог. Народный художник СССР (1991). Член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Пётр Фомин родился в деревне Ледяха (ныне Локнянского района Псковской области). Фронтовик. Участник обороны Ленинграда, штурма Кёнигсберга. В 1952 году окончил живописный факультет ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской В. М. Орешникова с присвоением квалификации художника живописи. С 1952 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, профессор с 1971 года, ректор института в 1983–1991 годах. В 1972–1975 годах избирался председателем правления Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Участвовал в выставках с 1952 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Член Ленинградского союза советских художников с 1952 года. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи. В 1988 году был избран действительным членом АХ СССР. Персональные выставки Петра Фомина прошли в Государственном Русском музее (1984), в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1994 и 2000), в Центральном выставочном зале в Москве (1986), в Псковском художественном музее-заповеднике (1995).

Произведения Петра Фомина находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях России, Италии, Франции, Великобритании, США, Германии и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Петр Тимофеевич — истинно русский художник, который любит свою землю, любит красоту этой земли, он неизменно поклоняется природе. Его картины одаривают нас этой красотой. Для меня в его картинах самое дорогое — это светлая грусть, наполняющая их. Тихие, скромные, иногда даже печальные пейзажи – и снова вспоминаются дивные слова Пушкина: «…печаль моя светла…» И действительно, для русского человека понимание этой светлой печали – очень возвышенное чувство, и он его передает». (Мыльников А. А. «Петр Фомин. Живопись. Воспоминания современников». Санкт-Петербург, 2002).
«Рождественская церковь в Малах», 1994 год, холст, масло, 71 х 89 см., Ивановский областной художественный музей.

Пётр Тимофеевич Фомин родился 18 октября 1919 года в небольшой деревне Ледяха Псковской области, куда в 1918 году, за год до этого события, переехали из голодного Петрограда родители мальчика. Отец Тимофей Иванович устроился в районном управлении г объездчиком лесов, а ранее в Петрограде он был квалифицированным рабочим, артельщиком, активным деятелем партии «Земля и народная воля», хорошо знавшим Владимира Галактионовича Короленко (1853–1921) — известного русского писателя, беллетриста и публициста, и Алексея Максимовича Горького (1868–1936) — выдающегося русского писателя, пять раз номинированного на Нобелевскую премию по литературе. Мама Анастасия Дмитриевна Губинская была родом из Олонецкой губернии (ныне Архангельской области) из деревни, расположенной на берегу реки Онеги.
«Вернулись», 1959 год, ходст, масло, частное собрание.

Здесь на Локнянское земле Псковщины в родной деревне Ледяха прошло детство Петра, здесь он окончил три класса Башовской школы. В 1929 году его родители приняли решение вернуться в Ленинград и взяли с собой сына. Город рек, каналов и мостов влюбил в себя юного провинциального мальчугана с первого взгляда и на всю жизнь. Здесь он пошел в среднюю школу, а когда неожиданно для многих и родителей в том числе увлекся рисованием, начал посещать изостудию Дома учителя, где его педагогом был не кто иной, как замечательный советский художник с трагической судьбой Павел Константинович Голубятников (1892–1942), ученик и ассистент Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939).
«Старый Изборск», 1980 год, холст, масло, 100 х 120 см., Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Сегодня это имя мало кому известно даже среди специалистов по изобразительному искусству. Драматическая судьба его полотен, как и его личная судьба, была как бы предопределена самим ходом истории в России довоенного периода, но в 1920-е годы он играл весьма заметную роль в культурной жизни Ленинграда, Киева и Харькова и являлся участником многих известных художественных объединений того времени. Будучи талантливым и опытным педагогом, Голубятников быстро определил большое природное дарование своего молодого ученика, много с ним занимался и настоятельно советовал ему связать свою жизнь с искусством.
«Вечер. Малы», 1974 год, картон, масло, 35 х 42 см., Оренбургский музей изобразительных искусств.

Однако Пётр Фомин не решился сразу последовать совету своего педагога, и после окончания средней школы поступил на исторический факультет Ленинградского университета. Позже, не удовлетворившись существовавшей в те годы в университете системой обучения, перевелся в Коммунистическую академию — высшее учебное, а также научно-исследовательское учреждение РСФСР и СССР, существовавшее с июня 1918 по февраль 1936 года (до конца 1923 — под названием Социалистическая академия). Коммунистическая академия включала в себя следующие институты: философия, история, литература, искусство и язык, современное развитие и право, мировая экономика и мировая политика, экономика. Имела отделение в Ленинграде (с 1929 года), филиалы в Свердловске, Ташкенте, Тбилиси, Ростове-на-Дону (с 1931 года). Затем непродолжительное время Фомин учился на архитектурном факультете инженерно-строительного института.
«Осень в Малах», 1970 год, картон, темпера, 50 х 70 см., Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1939–1941 годах Пётр Фомин преподавал рисование и черчение в одной их Ленинградских школ, предварительно окончив курсы учителей рисования. Именно в этот период он принял для себя окончательное решение стать профессиональным художником. Зимой 1940–1941 годов Фомин впервые для себя принял участие в художественной выставке «Оборона СССР», представив свое полотно «Котовский». Работа была замечена специалистами и отмечена благодарственной грамотой. У молодого художника появилась мечта о поступлении в ЛИЖСА, реализации которой помешала война.
«Вечер на озере», 1965 год, картон, масло, 35 х 42 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

22 июня 1941 года Пётр Фомин встретил в Ленинграде. В первые дни Великой Отечественной войны он, как и многие его ровесники, ушел в народное ополчение защищать любимый город, участвовал в возведении противотанковых заграждений под Гатчиной. В конце июля 1941 года под Пудостью был тяжело контужен и отправлен в госпиталь на излечение. Первую блокадную зиму провел в Ленинграде, а уже в марте 1942 года был призван в Красную армию. Сражался на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах в частях авиационного обслуживания 1-й Воздушной армии. Был участником обороны Ленинграда, штурма Кёнигсберга, наряду с воинской службой выполнял работы по наглядной агитации, рисовал портреты героев-летчиков, устраивал выставки самодеятельных армейских художников.
«Ветрено», 1965 год, картон, масло, 68 х 86 см., Брянский областной художественный музей.

В 1945 году после демобилизации Пётр Фомин вернулся в родной Ленинград. Город восстанавливался после тяжелых месяцев блокады, и недавний фронтовик-победитель принял в этом активное участие. В этом же 1945 году в жизни Петра Тимофеевича произошло радостное и торжественное событие: он сочетался законным браком с Марианной Борисовной Гавриловой, внучкой капитана первого ранга Петра Федоровича Гаврилова, строителя и первого капитана крейсера «Новик», чьим именем назван мыс в бухте Советская Гавань в Японском море.
«Полдень», 1974 год, холст, масло, 61 х 88 см., Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

В 1946 году как недавний фронтовик, без вступительных экзаменов Пётр Тимофеевич Фомин, имевший к тому времени за плечами жизненный опыт войны и первых шагов в искусстве, был зачислен на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е.Репина. Сбылась мечта — он стал студентом знаменитой Репинки, самого лучшего и престижного в те годы художественного вуза страны. Учиться ему довелось у замечательных и известных педагогов первых послевоенных лет: Генриха Васильевича Павловского (1907–1973) — советского живописца, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР, Иосифа Александровича Серебряного ((1907–1979) — замечательного советского художника-живописца, будущего народного художника СССР и Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012) — выдающегося советского художника-живописца, графика, монументалиста, будущего народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РФ.
«Михайловское. Главная аллея», 1978 год, холст, масло, 33 х 42 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Петру Фомину нравилось учиться в Репинке, а педагогам нравился этот спокойный и уверенный в себе молодой человек, еще совсем недавно защищавший родную землю от ненавистного фашизма, а теперь увлеченно и настойчиво осваивавший нелегкий академический курс. Его часто хвалили и ставили в пример перед сокурсниками, а он невольно смущался и с упорством, достойным уважения, продолжал доказывать свою состоятельность.
«Вечер», 1979 год, картон, масло, 35 х 42 см., Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

В 1952 году Пётр Фомин успешно окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской замечательного советского, художника-живописца и педагога Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Дипломная работа выпускника — историческое полотно «Кутузов под Бородино» получила высший балл у членов художественного совета и принесла автору диплом с отличием и звание художника живописи.
«Перед Пасхой», 1985 год, картон, масло, 42 х 54 см., Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

После окончания института Фомин с семьей остался жить и работать в Ленинграде. Удостоился чести быть приглашённым на педагогическую работу в родную альма-матер на кафедру живописи, продолжавшуюся долгие годы. После участия во Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников 1952 года в Москве был принят в Союз художников СССР. В этом же 1952 году Фомин принял участие в выставке Ленинградских художников, где его работы экспонировались вместе с работами ведущих мастеров изобразительного искусства города на Неве.
«Аллея», 1982 год, картон, масло, 35 х 42 см., Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

Пётр Фомин сразу и с большим энтузиазмом погрузился в преподавательскую деятельность. Несмотря на то что она занимала большую часть времени, оставляя совершенную малость на творчество, Петру Тимофеевичу нравилось работать с молодыми художниками, а студенты и коллеги по цеху его любили и уважали. Многие из его учеников, получавших от учителя уроки благородства и трудолюбия, помнят своего наставника и по сей день.
«Луга», 1980 год, холст, масло, 85 х 105 см, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Занимаясь творчеством, Пётр Фомин пробовал себя в разных художественных жанрах, работал в разных техника. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи. Крестьянскому сыну, пережившему со своей страной все, что мог и должен был пережить в те годы советский человек, Пётру Фомину суждено было прожить типичную для своего поколения жизнь, которую в наше время справедливо называют суровой, и при этом его восприятие природы во все времена оставалось удивительно тонким и поэтичным.
«Портрет сына», 1963 год, холст, масло, 81 х 65 см., частное собрание.

«Тётка Дарья», 1956 год, картон, масло, 32,5 х 28,5 см., Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

Все его творчество пронизано естественным сочетанием в себе традиций русской реалистической школы и очевидным стремлением к созданию возвышенного, идеалистического мира, прежде всего в пейзажных работах. Его тематические картины «Солдатки», «Год 1941. В леса», «Люди русские» — это, в первую очередь, размышление и память о пережитом. Образы этих произведений легко узнаваемы, они близки и понятны всем, кто воевал или работал на земле, не дождался родных с фронта или вырос, не увидев отца, деда.
«Солдатки», 1980 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Конец 1950-х годов в творчестве Петра Фомина характеризуется многочисленными творческими командировками художника по родной стране: в 1954–1956 годы — командировки на Ладогу, на Волгу, на Псковщину, на Алтай, в 1957 году — командировка в Пушкинские Горы, Михайловское, в 1958–1959 годы — поездка на Север по реке Моше. Результатом этих творческих командировок стали превосходные пейзажи, посвященные красоте самых отдаленных мест нашей страны.
«Причал. Каргополь», 1958 год, картон, масло, 42 х 54 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1983 году Пётр Тимофеевич Фомин был назначен ректором ЛИЖСА имени И. Е. Репина, оставаясь на этом посту до 1991 года. В 1972–1975 годах Фомин избирался председателем правления Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Многолетняя работа П. Т. Фомина в Союзе художников РСФСР и правлении Ленинградской организации — свидетельства признания авторитета личности и уважения творчества художника, работы которого хранят и экспонируют более 50 музеев мира.
«Зелёные поля», 1976 год, холст, масло, 41 х 50 см., Муромский Историко-Художественный Музей.

Выставочная деятельность Петра Фомина началась в 1940 году с его участия в выставке «Оборона СССР» в Москве. С 1954 по 1990 год он являлся постоянным участником всех ленинградских, всероссийских, всесоюзных художественных выставок, групповых выставок в СССР и за рубежом (Германия, Чехословакия, Финляндия, Корея и др.). С 1974 по 1992 год Фомин участвовал во всех выставках произведений членов Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, был участником многочисленных передвижных выставок.
«Зеленая весна», 1991 год, холст, масло, 73,5 х 79 см., Нижегородский государственный художественный музей.

«Апрельская дымка», 1992 год, холст, масло, 68 х 105 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Персональные выставки Петра Фомина с большим успехом прошли в Государственном Русском музее в 1984 году, в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1994 и 2000 годах, в Центральном выставочном зале в Москве в 1986 году.
«Пушкин по дороге из Тригорского в Михайловское», 1962 год, холст, масло, Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

Последняя персональная выставка Фомина состоялась в Псковском художественном музее-заповеднике в 1995 году, незадолго до смерти художника. Он очень любил Псковскую землю, часто ее навещал. Здесь открылась ему живая трепетная красота русской природы. Чувство Родины — глубокое, непреходящее — он выражал прежде всего в пейзажах.
«Ольшаник», 1976 год, картон, темпера, 40 х 50 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

Лес, луга, река и поля — основные сюжеты работ художника. Любимым временем года, временем высокого вдохновения для Петра Фомина была весна. Простота и открытость, естественность и доброта, душевность и неравнодушие к происходящему вокруг, уступчивость и принципиальность — по-своему эти черты характера мастера проступали и в его искусстве. Их воспитывал он и в своих учениках.

Всю свою жизнь он активно участвовал в общественной жизни, являясь членом правления, а затем и председателем Ленинградского отделения союза художников СССР. Много лет Петр Фомин работал в содружестве с народным художником СССР Е. Е. Моисеенко, а затем возглавлял персональную учебную мастерскую факультета живописи Института имени И. Е. Репина.

Давняя и крепкая дружба, начавшаяся в первые послевоенные годы, была у художника с Пушкиногорьем. Здесь им было написано много прекрасных пейзажей, часть из которых находится в собрании Музея-заповедника А. С. Пушкина.

Творческое наследие Петра Тимофеевича Фомина обширно и многогранно. При этом особого внимания заслуживают полотна «Вернулись» (1959), «У автобусной остановки» (1961), «Синие воды» (1964), «Ветрено» (1967), «Начало апреля» (1972), «Огородницы», «Берега Онеги» (обе 1964), «Весна в Изборске» (1965), «Погост Сенно» (1976), «Весенний пейзаж» (1986), «Апрельский день» (1972), «Лён» (1975), «Летом» (1977), «Псковщина» (1973), «Солдатки» (1980).
«Погост Сенно», 1976 год, холст, масло, 68 х 86 см., Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

Пётр Тимофеевич Фомин скончался 9 января 1996 года в Санкт-Петербурге на семьдесят седьмом году жизни. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Место захоронения художника Петра Тимофкквича Фомина на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Сегодня его произведения украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многих областных и республиканских музеев и муниципальных картинных галерей, Дрезденской картинной галереи (Германия), Дворца искусств в Пекине (Китай), находятся в частных собраниях России, Великобритании, Японии, США, Франции и других стран.
«Свежий день», 1982 год, картон, масло, 35 х 42 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Прытков В. Новые работы советских пейзажистов // Искусство. 1958. № 2.
2. Шведова В. Над чем работают ленинградские художники // Художник. 1959.
3. Григорьева Н. Всесоюзная художественная // Ленинградская правда. 1963. 26 декабря.
4. Аникушин М. Солнце на полотнах // Ленинградская правда. 1964. 3 ноября.
5. Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. 1965. № 3.
6. Никифоровская И. У художников весна // Ленинградская правда. 1965. 19 июня.
7. Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград. 1967. 17 октября.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.