Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 102. Угаров Борис Сергеевич (Boris Ugarov) (1922-1991).

Герой очередного выпуска Альманаха — Борис Сергеевич Угаров — выдающийся мастер русской живописной школы второй половины ХХ века, автор масштабных исторических полотен, вошедших в золотой фонд русского искусства ХХ столетия, кандидат искусствоведения, педагог, профессор. Президент АХ СССР (1983–1991).

Борис Угаров родился в Петрограде. Со школьной скамьи ушел на фронт добровольцем в народное ополчение. До войны занимался в студии Дома ученых у А. Рылова и М. Платунова. Посещал студию А. Эберлинга. После демобилизации в 1945 году поступил в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, занимался у В. М. Орешникова и А. А. Мыльникова. В 1951 году окончил институт по мастерской И. Э. Грабаря с присвоением звания художника живописи. После окончания института в 1951–1954 годах занимался в аспирантуре под руководством А. М. Герасимова.

С 1952 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. В том же году принят в члены Ленинградского союза советских художников. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Известен не только как мастер больших исторических полотен, но и как проникновенный пейзажист, никогда не искавший эффектных мотивов или состояний природы. С 1975 года являлся председателем правления ЛОСХ РСФСР, занимая этот пост до 1979 года. В 1977 году был назначен ректором ЛИЖСА имени И. Е. Репина.

Произведения Бориса Угарова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях России, Италии, Франции, Великобритании, США, Германии и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Для меня как художника природа и люди составляют нечто целое. Картина — итог живописно-пластической организация этого единения, а этюд — одна из форм размышления, раздумья над будущим полотном. Вероятно, это относится и к процессу написания портрета» (Борис Угаров).
«Кирилло-Белозерский монастырь»,1957 год, картон, масло, 50 х 70 см., Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

От удивительных по красоте и мастерству исполнения пейзажей Бориса Сергеевича Угарова невозможно оторвать взгляд, они волнуют, проникают в душу, вызывают различные эмоции и самое главное — никогда не оставляют равнодушным зрителя. Это и является причиной того, что Борис Угаров заслуженно вошел в историю отечественного и мирового искусства не только как автор масштабных, мастерски написанных полотен исторической тематики, но и как тонко чувствующий мастер пейзажей, сумевший без эффектных приемов передать всю красоту и совершенство русской природы. Ему удавалось даже в самых простых сюжетах донести до каждого зрителя притягательность и очарование деревенских пейзажей.
«Вечернее солнце», 1978 год, картон, масло, Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре.

Борис Сергеевич Угаров родился 6 февраля 1922 года в Петрограде в простой рабочей семье. В школьные годы увлекся рисованием, удивив этим не только друзей, но и родителей, крайне далеких и от искусства вообще и от живописи в частности. Тем не менее увлечению сына они препятствовать не стали, а наоборот всячески способствовали его дальнейшему развитию.
«Лошадь у сарая», 1960-е годы, холст, масло, 60 х 87,5 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Записали юного Бориса в изостудию Дома ученых, занятия в которой он посещал все школьные годы. Именно там судьба свела его с талантливыми советскими живописцами Аркадием Александровичем Рыловым (1870–1939) и Михаилом Георгиевичем Платуновым (1887–1972), сумевшими оценить природное дарование молодого паренька и ставшими, по сути дела, первыми педагогами будущего художника.
«На рудниках (1912 год)», 1957 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Они же посоветовали своему будущему коллеге частную студию Альфреда Эберлинга (1870–1952) — художника, имя которого сегодня известно лишь ограниченному кругу мастеров и критиков, но в начале ХХ века он был хорошо известен в Петербурге, да и после революции его знали и ценили многие. Эберлинг прожил долгую и интересную жизнь — ему пришлось познать славу и материальное благополучие, безденежье и неприятие его творчества. Он подолгу жил за границей, до революции объездил пол-Европы, но большая часть его жизни прошла в Петрограде (Ленинграде), который он вынужден был покинуть только на время блокады. Эберлинг оставил после себя большое количество учеников, одним из которых по праву можно называть и Бориса Угарова, посещавшего его студию продолжительное время и сохранившего о своем учителе добрую память на всю жизнь.
«Магазин в Тверской области», 1950-е годы, картон, масло, 50 х 76 см., частное собрание.

Весной 1941 года Борис Угаров окончил среднюю школу и с мечтами о дальнейшей учебе в ЛИЖСА начал готовиться к поступлению в лучший художественный институт страны. Планы и мирное течение жизни нарушила война, начало которой Угаров встретил в родном городе. Вместе со всеми участвовал в создании оборонительных укреплений на подступах к Ленинграду, а осенью добровольцем ушел в народное ополчение, чтобы, как и многие его товарищи, встать на защиту страны.
«Пушкин», 1970 год, холст, масло, Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт­Петербург.

Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке. Именно там, на передовой, делая путевые зарисовки, Угаров окончательно утвердился в своем решении после окончания войны учиться живописи и стать профессиональным художником, посвятив свою жизнь искусству. По заданию командования в 1944 году в составе группы военных художников Угаров оформил в Лодейном Поле Музей Победы. В это время им были созданы картины «Переправа артиллерии через реку Свирь», «Артиллерия в горах» и ряд портретов с натуры.
«На волховском фронте», 1979 год, холст, масло, Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

После демобилизации в 1945 году Угаров вернулся в родной Ленинград. Город восстанавливался после долгих лет тяжелейшей блокады, и недавний солдат-победитель активно включился в этот процесс. В этом же году как фронтовик без вступительных экзаменов был принят на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Ему посчастливилось обучаться у таких известных советских художников, как Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960), Виктор Михайлович Орешников (1904–1987) и Андрей Андреевич Мыльников (1919–2012). Учеба в знаменитой Репинке дала Угарову многое и прежде всего способствовала поискам творческой индивидуальности, выражающейся в понимании действительности, в своеобразии живописной манеры.
«Октябрь», 1964 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Если Орешников сумел привить своему молодому коллеге любовь к трудной и благородной профессии художника, дал возможность почувствовать роль и место человека-творца в жизни общества, научив при этом самым внимательным образом относиться к натуре и природе, то Мыльников научил «видеть» и познавать форму, свободно владеть рисунком, уметь с его помощью анализировать предмет, выявлять его конструктивные особенности. Его утверждение о том, что знание художником формальной, структурной стороны рисунка, закрепленное учебным штудированием натуры, — основа профессионального мастерства, и что рисунок является специфическим элементом художественной выразительности, самостоятельным видом искусства, стало одним из основополагающих в системе художественных ценностей будущего живописца.
«В бомбоубежище. Блокада», 1963 год, холст, масло, Музей истории Санкт-Петербурга.

Угарову нравилось учиться в Репинке, а педагогам нравился этот талантливый и упорный в достижении целей студент. Его часто хвалили, а он с упорством и настойчивостью, достойными уважения, постигал сложный академический курс. «Нельзя также не сказать еще об одной чрезвычайно привлекательной черте творчества Угарова — о красоте его живописи, — вспоминал о нем В. М. Орешников. — Насколько просто и красиво схвачен живописный элемент изображаемого, настолько это изображаемое живет именно в живописи, в слое краски, лежащей на холсте, и как этот живописный язык чарует зрителя, воспринимающего его».
«Июнь 1941 года», 1975 год, холст, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

На третьем курсе Угаров выбрал для дальнейшего обучения мастерскую Игоря Грабаря, продолжая при этом заниматься у В. М. Орешникова и А. А. Мыльникова. По воспоминаниям художника В. М. Орешникова, Борис Угаров «…производил впечатление какой-то особенной человеческой и творческой добротности. Это впечатление сопутствовало Угарову во всем, начиная с его внешности и выражаясь во всем его поведении. Он сразу стал хорошо успевать, его работы обращали на себя внимание. Его художественная заинтересованность была тесно сплетена с проявлениями национального начала в русском искусстве, излюбленными мастерами были В. Серов, К. Коровин, С. Иванов, А. Рябушкин».
«В коммуну», 1967 год, холст, масло, Муромский Историко-Художественный Музей.

В 1951 году Борис Угаров успешно окончил ЛИЖСА имени Репина по мастерской Игоря Грабаря. Дипломная работа выпускника — картина «Колхозная весна»(не срохранилась) получила высший балл у членов художественного совета и принесла автору звание художника живописи. Наставник Угарова Игорь Грабарь отмечал, что в выпускной работе дипломника отразились главные стимулы в творчестве художника: любовь к земле, к родной природе и к людям.
«Возвращение», 1985 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Начиная с 1951 года Борис Угаров постоянно участвовал в различных художественных выставках. Сразу по окончании института он был приглашен в аспирантуру при живописном факультете под начало Александра Михайловича Герасимова (1881–1963), в которой учился последующие четыре года. Одновременно с этим в 1952 году начался период преподавательской деятельности молодого аспиранта в институте, и в том же году он был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Логическим итогом учебы Угарова в аспирантуре стало создание им в 1954 году картины «В колхоз. 1929 год», ставшей одной из первых значительных работ художника и за которую Угарову было присвоена ученая степень кандидата искусствоведения. На полотне художник точно и остро отразил образы, соответствовавшие событиям, происходившим в деревне в процессе перехода к новым формам жизни крестьянства.
«В колхоз. 1929 год», 1954 год, холст, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

По мнению исследователей творчества Бориса Угарова, это произведение по силе психологической выразительности и глубине передачи разнообразных народных характеров заслуженно занимает центральное место как в творчестве самого Угарова, так и в искусстве современной России того времени. Художнику удалось широко, масштабно и многолико отразить судьбу целого поколения в выразительных образах простых советских людей, совершавших свой трудовой подвиг.
«В колхоз. 1929 год», 1956 год холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России (до 1998 г. – Музей Революции).

Период 1951–1954 годов в творчестве Бориса Угарова ознаменовался еще и рядом его творческих командировок по Ленинградской и Тверской областям, в результате которых на свет появилась серия этюдов, в которых в полной мере проявилось чувство любви художника к природе и понимание ее красоты. Это прежде всего работы «Снег тает» (1952), «Весенняя вода» (1954), «Банька» (1954),»Весна в деревне» (19545), «Улица в деревне» (1954). Позже, в 1955–1960 годах, последовали новые поезди художника по старинным русским городам: Новгороду, Пскову, Старой Ладоге в 1955–1960 годах, результатом которых стало появление картин: «Сумерки» (1956), «Череменецкое озеро» (1956), «Ферапонтов монастырь» (1957), «Псков» (1960), «Зимка» (1960).
«Весна в деревне», 1954 год, картон, масло, 49 х 75 см., частное собрание.

И после этого Угаров много путешествовал по родной стране. Ему была свойственна неутолимая жажда творчества. Все было интересно, памятно в создании ярких колоритных образов современников, вдохновляла близость к натуре. В поисках собственного творческого стиля Угаров пробовал себя в различных художественных жанрах, работал в разных техниках. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Переломные моменты русской истории, увиденные глазами художника, нашли свое воплощение в его монументальных полотнах: «На рудниках. 1912 год» (1957); «Ленинградка. В 1941-м» (1961); «Октябрь» (1964); «Мать. Год 1941-й» (1965); «За землю, за волю!» (1969); «Июнь 1941 года» (1975); «Возрождение» (1980).
«За землю, за волю!», 1969 год, холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России (до 1998 г. – Музей Революции).

Постепенно одной из центральных тем творчества Бориса Угарова стала тема блокады Ленинграда. Ему удалось создать замечательный женский образ, который живет в памяти нескольких поколений наших соотечественников. Картина «Ленинградка» была написана в 1961 году в память о тяжелейшей блокадной зиме 1941 года. Художник был свидетелем трагических событий двадцатилетней давности, считал своим долгом рассказать об этом своим современникам и донести до потомков. Борис Сергеевич писал «Ленинградку» по памяти. Облик молодой изнеможенной женщины, везущей по берегу Невы санки, очень выразителен, лаконичен и торжественен.
«Ленинградка. В сорок первом.», 1961 год, холст, масло, 144 х 233 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Важной темой в творчестве художника являлись женские образы, которые вдохновляли Угарова на протяжении всего его творческого пути. Он всегда писал портреты своих современниц вдумчиво, красноречиво и с большой любовью. Портреты дочери Тани и жены отличаются тонким лиризмом и простотой изобразительного языка. Важная деталь: героини полотен Бориса Угарова всегда заняты своими повседневными делами, они не обращают внимания на зрителя и полностью погружены в свои мысли. Художнику удается подчеркнуть характерные черты человека, выплеснуть на холст гармонию жизни и трепет чувств.
«Портрет жены», 1974 год, холст, масло, 100 х 130 см., частное собрание.

При всем многообразии творческого наследия Бориса Угарова особое место в нем занимают пейзажи художника, в которых обыденный повседневный мотив пронизан глубоким лиризмом и трогательной любовью к родной земле. Его пейзажи с заснеженными полями и домиками, серыми сараями и покосившимися заборами близки каждому зрителю, они традиционны и выразительны. Таковы его «Зимка» (1960), «Городок» (1954), «Околица», «Стог, «Грачи» (все 1978), увидев которые раз, запоминаешь на всю жизнь. Возможно, в этом и состоит великая сила искусства большого мастера.
«Стог» 1978 год, картон, масло, 40,5 х 79 см., частное собрание.

А пейзажи Пскова, Великого Новгорода, Тихвина, Суздаля, Владимира, выполненные рукой Угарова, полны тонких художественных и лирических интонаций, отличаются цельностью композиции и одухотворенностью.
«Псков», 1960 год, холст, масло, 72 х 104 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Отдельного внимания заслуживают итальянские пейзажи Угарова, выполненные в технике масляной живописи и в рисунке тушью или карандашом. Особенно выразительны набережные Венеции, виды Неаполя и Рима. В своих заграничных поездках Угаров не только много работал с натуры, но и часто посещал местные музеи и картинные галереи, изучая творчество старых мастеров, любуясь достижениями современных коллег.
«Венеция. На набережной», 1960 год, бумага, тушь, перо, частное собрание.

Борис Сергеевич много и с удовольствием работал в жанре портрета, часто выбирая в качестве моделей близких ему людей, и этим портретам неизменно свойственна тонкая передача внутреннего мира портретируемого («Портрет М. О. Угаровой» (1970), «Таня» (1971), «Портрет жены» (1974), «Портрет сына (1978)).
«Женский портрет», 1970 год, бумага, акварель, Томский областной художественный музей.

В 1971 году Борис Угаров получил звание профессора живописи и композиции, в 1973 году стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1975 году — руководителем Ленинградского отделения Союза художников СССР, занимая этот пост до 1979 года.
В 1977 году Борис Сергеевич был избран ректором института имени И. Е. Репина, в 1978 году стал действительным членом Академии художеств СССР. В 1982 году живописцу было присвоено почетное звание «Народный художник СССР». В 1983 году Угаров был избран президентом Академии художеств СССР и занимал этот пост до 1991 года.
«Портрет композитора А.П.Петрова», 1971 год, холст, масло, частное собрание.

Борис Сергеевич Угаров скончался 2 августа 1991 года и был похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Могила Бориса Сергеевича Угарова на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Сегодня произведения художника входят в собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, находятся в музеях и частных собраниях России, Финляндии, КНР, Японии, Великобритании, Франции и других страна.
«Телега с мужиком в голубой рубашке», 1989 год, холст, масло, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Серебряный И. Молодые живописцы // Ленинградский альманах. Л.: Лениздат, 1954. Кн. 9.
2. Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957. 10 октября.
3. Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда. 1957. 11 октября.
4. Двести лет Академии художеств СССР: каталог выставки. Л.; М.: Искусство, 1958.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
7. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.