Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 101. Захаров Сергей Ефимович (Sergey Zakharov) (1900-1993).

Герой очередного выпуска Альманаха — Сергей Ефимович Захаров — замечательный советский живописец, акварелист, дизайнер, художник-монументалист, архитектор, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР

Сергей Захаров родился в городе Александровске-Сахалинском Сахалинской области. В 1917—1922 годах занимался в Томском художественном училище. В 1927 году окончил Томский архитектурно-строительный институт. С 1938 года — член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — ЛОСХ).

Выдающийся акварелист. Всеобщее признание получили натюрморты художника, выполненные в технике акварельной заливки. Свободная, широкая манера письма не мешала художнику убедительно передавать красоту и материальность предметного мира, делая почти осязаемыми прозрачность винограда или сочность разрезанной спелой дыни.

Писал также жанровые композиции, пейзажи, портреты, работал в технике акварели и темперы, занимался монументальной живописью и дизайном интерьеров.В 1940—1950-х годах много работал в Таджикистане.

Произведения Сергея Захарова находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Италии, Франции, Великобритании, Таджикистане, США, Германии и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Художник Сергей Ефимович Захаров — это целая страница в нашем отечественном искусстве, а его удивительные акварели являются абсолютно уникальным явлением живописи, предоставляющим зрителю возможность при всей легкости и воздушности техники, ощутить пластику, ритм и объемность цвета как средства художественного воздействия…» (С. А. Андреев, искусствовед).
«Натюрморт с гранатами и дыней», 1958 год, бумага, акварель, 60 × 82 см., Национальный музей Таджикистана, Душанбе.

Сергей Ефимович Захаров родился 26 ноября 1900 года в небольшом городке Александровске-Сахалинском, расположенном на западном побережье острова Сахалин, на берегу Татарского пролива, к северу от Южно-Сахалинска. Глава семьи состоял на воинской службе в качестве писаря при местном военном госпитале. Его жена имела крестьянские корни и занималась ведением обширного домашнего хозяйства и воспитанием детей.
«Новая Голландия в Ленинграде», 1979 год, акварель, бумага, 59 х 53 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Детство Сергея Захарова прошло в окружении живописных красот местной природы, сыгравших свою роль в формировании художественного вкуса будущего художника. На его характер значительное влияние оказал и местный фольклор, неразрывно связанный с историей города, названного в честь императора Российского Александра II и организованного как военный Александровский пост в 1881 году. В более позднее время Александровск-Сахалинск стал одним из мест каторги Российской империи, преимущественно уголовных преступников, работавших на лесозаготовке и на угольных копях. Знаменитая Сонька Золотая Ручка последние годы жизни провела на каторге в посту Александровском, где умерла в 1902 году.
«На скамеечке у дома», 1970-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

С ватагой местных ребятишек Сергей досконально изучил все окрестные достопримечательности, неоднократно посещая местный маяк постройки 1864 года на мысе Жонкьер, добраться до которого можно было только по знаменитому прорубленному каторжанами вручную тоннелю через скалу, названному в честь российского императора Александра II (Александровский тоннель), и морское побережье, где перед мысом в море недалеко от берега и по сей день стоят три живописные скалы, называемые «Три брата», ставшие символом не только Александровска-Сахалинского, но и всего острова Сахалин. Именно они стали первыми темами рисунков будущего художника, когда он неожиданно для многих, и в первую очередь для своих родителей, весьма далеких и от искусства вообще и от живописи в частности, увлекся рисованием. Воспроизводя на бумаге все, что попадалось на глаза, Сергей скоро стал делать это настолько умело, что родители решили не препятствовать его необычному увлечению и даже приобрели ему соответствующие принадлежности для рисования.
«Ленинград. Ночной вид», 1990 год, акварель, бумага, 44 x 52 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

В 1910 году закончился срок службы главы семейства, и Захаровы переехали на Большую землю, осев на постоянное местожительство в Новосибирске. Юный Сергей Захаров поступил в Новосибирское реальное училище, которое окончил в 1917 году. Октябрьский переворот молодой человек встретил спокойно, без излишней восторженности, свойственной в те годы многим его сверстникам, видевшим в революции единственный путь в новое светлое будущее.
«Военный патруль», 1944 год, акварель, бумага, 58 х 40 см., музей истории С-Петербурга.

В 1917 году после окончания Новосибирского реального училища Сергей Захаров переезжает в Томск, где поступает в Томский архитектурно-строительный институт, учеба в котором растянулась на последующие десять лет. Одновременно с этим он посещает занятия в Томском художественном училище, где изучает основы рисунка и композиции. В это время он впервые обращается к акварели. После окончания института Захаров по распределению уезжает в Свердловск, где в период 1927–1931 годов работает по специальности.
«Натюрморт на серебряном подносе», 1980 год, бумага, акварель, 54 × 64 см., Томский областной художественный музей.

В Свердловске Захаров становится членом Свердловского филиала АХР и начиная с 1927 года принимает активное участие выставках ассоциации. В поисках своего стиля пробует свои силы в различных художественных жанрах, работает в разных техниках. Пишет натюрморты, жанровые композиции, пейзажи, портреты, работая в технике акварели и темперной живописи, занимается монументальной живописью и дизайном интерьеров. Работая по специальности в Уралгипроземе и Уралжилстрое, Сергей Захаров принимает участие в проектировании Магнитогорского завода и ряда общественных зданий Свердловска.
«Осень в Таджикистане», 1961 год, темпера, бумага, 61 х 56 см., Национальный музей Таджикистана, Душанбе.

В 1931 году Сергея Захарова по направлению Уралжилстроя направляют на учебу в Ленинград для повышения квалификации в НИИ коммунального хозяйства. С этого времени его жизнь и творческая деятельность перемещаются в город на Неве. В 1933 году молодой архитектор Сергей Захаров переходит на работу в ленинградский Облпрофсовет, где принимает участие в проектировании Театра имени Ленинского комсомола (1933–1935) и ряда городских общественных зданий. В 1935 году он вновь меняет место работы на мастерскую № 7 Ленпроекта, где занимается проектированием школьных зданий. Там же в 1936 году его включают в состав рабочей группы по проектированию здания театра оперы и балета в Сталинабаде (Душанбе), столице Таджикской ССР. В 1938 году Сергея Захарова принимают в члены Ленинградского Союза советских художников.
«Начало зимы в Санкт-Петербурге», 1991 год, акварель, бумага, 52 х 48 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В последующие годы места работы Сергея Захарова меняются, словно кадры документального фильма: 1938–1939 годы — главный художник павильона «Хлопок» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве; 1940 год — работа по выполнению рабочих чертежей в здании театра в Сталинабаде; май 1941 года — вновь работа в Сталинабаде по осуществлению авторского надзора за выполнением проекта внутренней отделки театра и росписи плафона зрительного зала.
«Натюрморт. Ломтик арбуза и фрукты», 1968 год, акварель, бумага, 63 х 72 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Начало войны Сергей Захаров встретил в далеком Таджикистане. В связи с особой важностью проводимой им работы в тылу в призыве в Красную армию для отправки на фронт Сергею Ефимовичу было отказано. После завершения строительства театра в столице Таджикистана в 1942 году Захаров переходит на работу в Союз художников Таджикистана, где становится членом правления и заместителем председателя Союза. В 1945 году два пейзажа горного Таджикистана Сергея Захарова были приобретены Государственной Третьяковской галереей.
«Дары Таджикистана», 1956 год, акварель, бумага, 62 x 57 см., Национальный музей Таджикистана, Душанбе.

После окончания войны в 1945 году Захаров вернулся в ставший для него родным Ленинград, где сразу включился в работы по восстановлению здания Ленгорисполкома (бывшего Мариинского дворца), за что был удостоен медали «За доблестный труд в Великую Отечественную войну».
«Корабли на Неве», 1983 год, акварель, бумага, 40 x 56 см., Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

В 1947 году Сергей Захаров был вновь приглашен в Таджикистан для разработки проекта внутренней отделки Дома правительства в Сталинабаде, а также для выполнения эскизов и осуществления в натуре росписи стен и плафонов (совместно с женой художницей М. А. Зубреевой). В 1951 году за эту работу Захаров был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР».
«Весна в Таджикистане», 1954 год, темпера, бумага, 57 x 62 см., частное собрание.

С начала 1950-х годов Захаров принимает активное участие в разработке в архитектурно-художественных мастерских Ленизо проектов внутренней отделки советских трансатлантических теплоходов. В 1954 году Сергея Ефимовича награждают высокой правительственной наградой — орденом «Знак Почета» за деятельность в области развития архитектуры и изобразительного искусства Таджикской ССР.
«Таджикский мотив», 1968 год, темпера, бумага, 60 x 49 см., Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Творческое наследие Сергея Ефимовича Захарова обширно и многообразно. Работая в технике акварели и темперной живописи, выдающихся успехов Захаров достиг как акварелист. Всеобщее признание получили его многочисленные натюрморты, выполненные в технике акварельной заливки. Свободная, широкая манера письма не мешала художнику убедительно передавать красоту и материальность предметного мира, делая почти осязаемыми прозрачность винограда или сочность разрезанной спелой дыни.
«Натюрморт с фруктами», 1980 год, акварель, бумага, 42 x 61 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Среди основных станковых произведений, созданных Сергеем Захаровым за годы творческой деятельности, в первую очередь обращают на себя внимание его работы «Закат», «Нижний Тагил» (обе 1928), «Тимур Малик» (1943), «Ленинград. Военный патруль» (1944), «Река Шелонь» (1950), «В Белоруссии», «Изобилие», (обе 1957), «Весна. Таджикистан» (1961), «Ленингра. Осенний пейзаж» (1963), «Фрукты. Натюрморт» (1964), «Натюрморт с грушами» (1972), «Натюрморт на серебряном подносе» (1980), «Натюрморт на полосатой ткани» (1986).
«Ленинград. Осенний пейзаж», 1963 год, акварель, бумага, 48 x 57 см., Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Сергей Ефимович Захаров был участником многих международных выставок советского искусства, в том числе выставок акварелистов в Румынии и Югославии (1965), Чехословакии (1966), Норвегии (1968), на Кубе (1971). Работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. Персональные выставки произведений художника состоялись в Ленинграде (1937, 1951, 1980, 1984), Кирове (1938), Москве (1962, 1965) и Санкт-Петербурге (1996).
«Натюрморт с грушами», 1986 год, бумага, акварель, частное собрание.

Участие в основных выставках:
— 1951 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников 1951 года в Государственном Русском музее.
— 1957 год (Ленинград): 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников.
— 1960 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников.
— 1961 год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников в Государственном Русском музее.
— 1973 год (Ленинград): Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников.
— 1976 год (Москва): Изобразительное искусство Ленинграда.
«Натюрморт с гранатами», 1980 год, бумага, акварель, Национальный музей Таджикистана, Душанбе..

Сергей Ефимович Захаров скончался 24 января 1993 года в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни от острого сердечного приступа.
«В Павловском парке», 1987 год, акварель бумага, 56 x 51 cм., частное собрание

Сегодня его произведения украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многочисленных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также частные собрания в России, Италии, Франции, Великобритании, Таджикистане, США, Германии и других странах.
«В Петропавловской крепости в Ленинграде», 1959 год, акварель, бумага, 54 х 42 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика: каталог. М.: Советский художник, 1950.
2. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.; М.: Искусство, 1951.
3. Передвижная художественная выставка: каталог. Сталинабад, Государственный музей изобразительных искусств Таджикской ССР, 1954.
4. Выставка живописи и акварели запасного фонда музея: каталог. Краснодар: Художественный музей им. А. В. Луначарского, 1955.
5. Выставка произведений художников Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР. М.: Оргкомитет Союза советских художников, 1956.
6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1956.
7. Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников: каталог. М.: Оргкомитет Союза советских художников, 1957.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.