Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 100. Савинов Глеб Александрович (Gleb Savinov) (1915-2000).

Герой очередного выпуска Альманаха — Глеб Александрович Савинов — советский живописец и педагог, заслуженный художник РСФСР, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Глеб Савинов родился в усадьбе Натальевка Богодуховского уезда Харьковской губернии в семье художника. Обучался на живописном отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры у Павла Наумова, Михаила Бернштейна, Николая Радлова, Генриха Павловского, Семена Абугова и Александра Осмеркина. Фронтовик. Служил в частях Балтийского флота в качестве рядового морской стрелковой бригады.

После демобилизации преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а с 1949 года — в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, где впоследствии возглавлял индивидуальную мастерскую на кафедре монументально-декоративной живописи. Жанровая картина занимала ведущее место в его творчестве, однако также писал домашние интерьеры, портреты, пейзажи, бытовые натюрморты. В 1989–1992 годах работы Глеба Александровича Савинова с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции, а также в Италии, Бельгии, Швейцарии, где его творчество приобрело многочисленных ценителей.

Произведения Глеба Савинова находятся в Государственном Русском музее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, США, Великобритании и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Колоссальная работоспособность, настоящая одержимость творчеством, соединенные с душевным богатством и щедростью, ищущей интуицией и высоким профессионализмом, позволили Глебу Александровичу Савинову, прожившему нелегкую жизнь, много времени и сил отдавшему педагогической работе, оставить обширное художественное наследие очень высокого художественного качества и несомненной общественной значимости» (Е. И. Водонос, искусствовед).
«Крыши на Выборгской стороне», 1959 год, холст, масло, Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.

Глеб Александрович Савинов родился 27 сентября 1915 года в небольшом украинском селе Натальевка Богодуховского уезда Харьковской губернии в семье замечательного русского живописца Александра Ивановича Савинова (1881–1942), расписывавшего в это время местный храм-музей в имении известного промышленника-сахарозаводчика, мецената и собирателя французской живописи и древнерусских икон Павла Ивановича Харитоненко (1852–1914).
«День победы», 1972-1975 год, холст, масло, 199 x 187 см., Ивановский областной художественный музей.

Детские и юношеские годы будущего продолжателя династии живописцев Савиновых прошли на Волжских берегах в фамильном родовом гнезде на Троцком взвозе в Саратове, куда семья переехала уже после революции в связи со смертью бабушки, и оставили неизгладимые впечатления в памяти Глеба Александровича, оказав влияние на его творчество.
«Улица в Тырново», 1958 год, холст, масло, 60 х 50 см., Ивановский областной художественный музей.

Глеб рано увлекся рисованием, что было совсем не удивительно, учитывая окружавшую его обстановку и саму семью, в которой он рос. Можно с уверенностью сказать, что судьба живописца была ему предопределена с самого детства, хоть и не все получилось в ней гладко, а свой окончательный выбор призвания в жизни он сделал далеко не сразу.
«Университетская набережная», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

С раннего детства маленького Глеба неудержимо тянуло в мастерскую отца, наполненную резкими и необычными запахами красок, лаков и растворителей, которыми художник пользовался в своей работе и заполненную различными диковинными предметами интерьера, служившими изображаемыми предметами в его натюрмортах. Отметим, что многие из них мальчику совсем не нравились, но все равно приобретали в его глазах некий ареол таинственности и волшебства.
«О русской женщине», 1959 год, холст, масло, Музей политической истории России.

В пору саратовского детства Савинова-младшего на юного Глеба оказали большое влияние и сама деятельность отца и круг общения членов семьи, в гостях у которой бывали такие саратовские художники, как К. С. Петров-Водкин (1878–1939), П. В. Кузнецов (1878–1968), П. С. Уткин (1877–1934), А. Т. Матвеев (1878–1960). Он нередко оказывался свидетелем не совсем понятных для него разговоров отца с молодыми талантливыми художниками из его окружения в местных свободных художественных мастерских, преобразованных позднее в Саратовский художественно-промышленный институт.
«Дачный магазин», 1961 год, холст, масло 85 х 104 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Глеб Савинов начал рисовать в раннем детстве, и Савинов-старший очень серьезно отнесся к этому увлечению сына, всячески поощряя его и помогая советами и рекомендациями. И в то же время Александр Иванович никогда не навязывал сыну своего мнения и не оказывал давления своим авторитетом на тематику и манеру исполнения сыном своих работ. А рисовал Глеб все, что выхватывал из окружающей жизни его внимательный взгляд. Это были и плывущие по Волге суда, заполненные рыбой и лесом, и трудолюбивые рыбаки, вытягивающие свои сети на песчаный волжский берег, и городские окраины с утопающими в зелени садами, и рожденные богатой детской фантазией заморские земли с вулканами лесами и их диковинными обитателями.
«На пароме», 1950-е годы, холст, масло, Астраханская картинная галерея.

Голод, охвативший Поволжье в 1921 году, вынудил Александра Ивановича Савинова принять решение о переезде весной 1922 года в Петроград, которому суждено будет впоследствии стать второй родиной для героя нашего повествования. Савинов-старший начал преподавать в мастерской монументальной живописи Академии художеств, открыл на дому частную художественную студию, а подросший к этому моменту Савинов-младший пошел в школу, время от времени занимаясь со старшими в студии отца.
«Рыжий мальчик», 1992 год, холст, масло, Муромский Историко-Художественный музей.

Когда в 1930 году Глеб Савинов закончил семилетку, старшие классы его школы были преобразованы в геологоразведочный техникум и Савинов с радостью продолжил в нем свое обучение. Отец вновь не стал возражать и препятствовать осознанному выбору сына, предоставив тому возможность самостоятельно решать свою судьбу. А юношу захватила и увлекла романтика профессии геологоразведчика, позволившая за сравнительно небольшой последующий четырехлетний период объездить практически всю страну. Поездки стали для него настоящей жизненной школой, укрепив характер, выработав настойчивость и закалив волю. Они много дали ему и как человеку, и как художнику.
«Пейзаж со стадом», 1967 год, холст, масло, 70 х 83,5 см., частное собрание.

В 1934 году после успешного завершения обучения в техникуме, Глеб Савинов, как один из лучших выпускников курса, получает направление для поступления в Ленинградский горный институт. Возможно, отечественная наука могла бы получить выдающегося ученого, но отечественное искусство в этом случае уж точно потеряло бы замечательного живописца, а нам пришлось бы на этом закончить наше повествование. К счастью, этого не произошло. Любовь к живописи, которой Глеб Савинов продолжал заниматься все это время, оказалась сильней любви к дальним походам, романтике и кочевой жизни, и выпускник геологоразведочного техникума подает документы для поступления на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры.
«Лето», 1950-е годы, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Успешная сдача экзаменов делает его студентом знаменитого художественного института, в числе педагогов которого в те годы было много превосходных художников с большим педагогическим опытом. Это и замечательный живописец, график, профессор ЛИЖСА, член ЛОСХ Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960), художник, искусствовед Николай Эрнестович Радлов (1889–1942), живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР Генрих Васильевич Павловский (1907–1973), живописец, график, профессор ЛИЖСА, член Ленинградского союза художников Семен Львович (Шимон Лейбович) Абугов (1877–1950). Все они в разные периоды обучения Савинова в ЛИЖСА являлись его учителями и именно они обеспечили нашему герою на первых курсах основательную подготовку в живописи и рисунке.
«Воскресное утро», 1948 год, холст, масло, частное собрание.

На третьем курсе, когда пришло время выбора мастерских наставников, Глеб Савинов записался в мастерскую отца, а позже, после ее расформирования, оказался в мастерской Александра Александровича Осьмеркина (1892–1953), прекрасного и чуткого педагога, талантливого живописца из младшего поколения группы «Бубнового валета». В 1940 году Савинов успешно окончил институт по мастерской Александра Осмеркина с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа выпускника — картина «Детство М. Горького» — получила высший балл художественного совета и позже была удостоена первой премии на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов 1941 года в Москве.
«Портрет девушки с тёмными волосами», 1950-е годы, холст, масло, 26 x 21 см., Серпуховский историко-художественный музей.

В августе 1940 года Савинов был призван на службу в военно-морской флот. Начало войны встретил в частях Балтийского флота. Рядовым стрелковой бригады, сформированной из краснофлотцев-балтийцев, участвовал в героической обороне Ленинграда. Позже по заданию командования занимался изготовлением агитационных панно, плакатов, листовок. Участвовал в подготовке выставок военных художников, посвященных боевым действиям войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В 1944 году Глеб Савинов был принят в члены Ленинградского союза советских художников.
«Дачный магазин», 1961 год, холст, масло, 91 х 106 см., Брянский областной художественный музей.

После демобилизации начинается педагогический этап деятельности Глеба Александровича Савинова. В 1945–1947 годах он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а с 1949 года — в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, где впоследствии был избран профессором (1969 год) и возглавил индивидуальную мастерскую на кафедре монументально-декоративной живописи.
«Дача на Волге», 1970-е годы, холст, масло, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Все эти годы Глеб Савинов продолжал активно заниматься творческой деятельностью, пробуя себя в разных художественных жанрах и техниках, много экспериментировал в поисках индивидуального стиля и собственного художественного почерка. Он увлеченно писал портреты, бытовые сцены, натюрморты, интерьеры, городские и ландшафтные пейзажи. Неизменной в его творчестве была и тема прошедшей войны. В работах художника, представленных на выставке 1956 года, уже отчетливо просматривались черты, которые позже станут характерными для его живописи: изысканность и богатство колорита и виртуозная работа на пленэре, основанная на пристальном изучении натуры.
«Матросы. 1942 год», 1964 год, холст, масло, 147,5 x 209 см., Ярославский художественный музей.

А органичное соединение в одной композиции элементов пейзажа, жанра, натюрморта, поэтическое восприятие явлений жизни, тяготение к монументальности и эпической трактовке образа и обобщенный рисунок станут впоследствии визитной карточкой творческого своеобразия Глеба Савинова.
«В пути», 1978 год, холст, масло, Томский областной художественный музей.

В 1950-х — 1980-х годах художник совершил ряд творческих поездок по России, возвращался на Волгу, в Саратов и Пристанное, ездил в Италию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Испанию, Францию, Голландию. Увиденное и пережитое в этих путешествиях нашло отражение в целом ряде известных произведений Савинова, в частности «Трактор на Волге», «Нарвские ворота», «Старая Ладога», «Пейзаж со стадом».
«Трактор на Волге», 1977-1985 год, холст, масло 185 x 177 см., Государственный Русский музей.

Творческое наследие Глеба Александровича Савинова обширно и многогранно. Среди наиболее известных произведений художника нельзя обойти вниманием картины «В мастерской» (1957), «Старая Ладога», «Ленинградский пейзаж» (обе 1959), «О русской женщине» (1960), «Матросы. 1942 год», «Матери» (обе 1964), «Интерьер мастерской» (1971), «Веранда» (1972), «Спящая» (1972), «День Победы» (1975), «Розы» (1976), «Окно», «Пейзаж Ленинграда» (обе 1977), «Весна в городе» (1980), «На Волге в годы Гражданской войны» (1980), «Первый трактор» (1980),«Трактор на Волге» (1985).
«На Волге в годы Гражданской войны», 1980 год, холст, масло, 155 x 190 см., Ярославский художественный музей.

В 1973 году Глебу Савинову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1989–1992 годах его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции, а также в Италии, Бельгии, Швейцарии, где творчество Савинова приобрело многочисленных почитателей. Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде в 1991 году, в Турине в 1995 году, в Санкт-Петербурге в 2005 году.
«Невский проспект», 1984 год, холст, масло, 100 х 73 см., частное собрание.

Глеб Александрович Савинов скончался 5 ноября 2000 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят шестом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, США, Великобритании и других странах.
«Сазополь в Болгарии», 1958 год, холст, масло 84,5 х 64,5 см., Томский областной художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
2. Леонова Н. Г. Глеб Александрович Савинов. Л.: Художник РСФСР, 1988.
3. Глеб Александрович Савинов. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1991.
4. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
5. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
6. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. [Кафедра монументально-декоративной живописи]. СПб.: Искусство России, 2011.
7. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.