Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 98. Пименов Валерий Васильевич (Valery Pimenov) (1920-2008).

Герой очередного выпуска Альманаха — Валерий Васильевич Пименов — советский живописец и педагог, народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Валерий Пименов родился в Череповце. Занимался в художественной студии при Дворце культуры имени С. М. Кирова, которой руководили И. И. Бродский и М. С. Копейкин. Занимаясь в студии, Пименов начал показывать свои работы на художественных выставках, и две из них — «Встреча танкистов» и «Подвиг героя» — экспонировались на Всесоюзной выставке «Оборона СССР» (1940). Обучался в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у И. Э. Грабаря и В. М. Орешникова, по мастерской которого окончил Репинку.

На начальном этапе творчества Пименов писал историко-революционные полотна, позже сумел раскрыться как мастер пейзажа и портрета. Много путешествовал. Посетил Камбоджу, Францию, Германию, Венгрию, Голландию. С творческими командировками ездил по родной стране. Многие полотна посвятил Ленинграду.
В 1971 году Валерий Пименов был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 1994 году — почетного звания «Народный художник Российской Федерации».

Произведения Валерия Васильевича Пименова находятся в Государственном Русском музее в Петербурге, в музеях и частных собраниях России, Франции, Италии, Кубы, Вьетнама, Камбоджи и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Валерий Васильевич Пименов родился 15 февраля 1920 года в небольшом городке Череповец в Вологодской области в простой рабочей семье, далекой и от искусства в целом и от живописи в частности. Детство и юность провел в окружении красот местной живописной природы, досконально изучив с друзьями-мальчишками все местные достопримечательности, монастыри и окрестности города, расположенного при впадении спокойной и величавой реки Ягорбы в левый приток Волги –– реку Шексну.
«Северная деревня», 1952 год, холст, масло, частное собрание.

Когда пришло время, в родном Череповце пошел в школу, ничем особенным не выделяясь в учебе в младших классах. Учился как все, не отдавая предпочтения какому-либо предмету школьной программы. Тем удивительнее для учителей, одноклассников и родителей было его неожиданное увлечение рисованием в старших классах школы, послужившее причиной дальнейшего выбора юношей профессии гравера. Родители не стали препятствовать увлечению сына, резонно предоставив ему самому право выбора, и в 1936 году после окончания Валерием средней школы, отпустили его в Ленинград для обучения выбранной профессии.
«Зимний пейзаж с речкой», 1978 год, холст, масло, Галерея русского искусства, Екатеринбург.

В Ленинграде, который поначалу ошеломил скромного провинциального паренька, Валерий поступил на работу на завод полиграфических машин имени Макса Гельца (1889–1933), названного в честь известного деятеля германского рабочего движения. Прошло немного больше двух лет, и старательный ученик из далекого вологодского Череповца благодаря своему упорству, терпению и настойчивости стал гравером высшей квалификации и весьма уважаемым на заводе человеком.
«Квадебург», 1982 год, картон, масло, 12 х 17 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Одновременно с этим Валерий Пименов продолжал увлеченно заниматься рисованием, регулярно посещая занятия в художественной студии при ленинградском Дворце культуры имени С. М. Кирова, руководил которой выдающийся советский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов Исаак Израилевич Бродский (1883–1939). Среди педагогов изостудии был также и замечательный советский живописец, график, член Ленинградского союза художников Михаил Семёнович Копейкин (1905–1983), много сил и времени отдавший практическим занятиям со своим талантливым учеником Валерием Пименовым.
«Ночь под Архангельском», 1978 год, картон, масло, 43 х 35 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Еще занимаясь в изостудии, Пименов по совету своих педагогов начинает участвовать в различных художественных выставках в Ленинграде и Москве. И первые успехи не заставляют себя долго ждать. В 1939 году работа ученика изостудии побеждает в конкурсе самодеятельных художников Ленинграда, а 1940 году две его работы «Встреча танкистов» и «Подвиг героя» с успехом экспонируются в Москве на Всесоюзной выставке «Оборона СССР».
«Тунис», 1968 год, картон, масло, 42 х 35 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В 1940 году Пименов начинает обучение в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств у известного ленинградского живописца, графика и педагога Павла Семёновича Наумова (1884–1942) и замечательного советского живописца, графика и педагога, будущего профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина Михаила Давидовича Бернштейна (1875–1960). В 1941 году после окончания классов Пименова зачисляют на первый курс живописного факультета ЛИЖСА. Дальнейшие планы нарушила война, начало которой молодой первокурсник встретил в Ленинграде.
«Городской пейзаж, 1970-е годы, холст, масло, 82 × 100 см, частное собрание.

Первую, самую тяжелую блокадную зиму 1941 года Пименов провел в осажденном городе. Дневные занятия в институте чередовались с ночными дежурствами в противовоздушном расчете на городских крышах. Тушил немецкие зажигалки, обходил разрушенные от бомбардировок и обстрелов ленинградские дома в поисках оставшихся в живых и погребенных под обломками ленинградцев. Весной 1942 года вместе с учащимися и преподавателями ЛИЖСА был эвакуирован по льду замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Самарканд.
«Лодки на Меконге», 1971 год картон, масло, Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

Дальнейшие сведения о Валерии Пименове крайне противоречивы. Отдельные источники утверждают, что в Самарканде он был призван в ряды Красной армии, переброшен в подмосковный Загорск, где работал в «оборонно-плакатной» бригаде по заданию Западного фронта и в «Окнах ТАСС» Москвы, правда, очередность конкретных дат и хронология событий при этом отсутствуют. Другие источники утверждают, что Валерий Васильевич героически сражался в московском ополчении, был ранен и контужен, правда, и этим событиям документальных подтверждений нет.
«Кхмерские домики», 1970 год, холст, масло ,частное собрание.

Как бы там ни было, но известно, что Пименов возобновил свои занятия в ЛИЖСА имени И. Е. Репина после возвращения института в Ленинград из эвакуации в конце 1944 года. Его педагогами в Репинке в разные годы обучения были выдающийся советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) и замечательный советский живописец, признанный мастер портрета, профессор, доктор искусствоведения Виктор Михайлович Орешников (190–1987), по мастерской которого в 1949 году Пименов успешно окончил институт, представив на суд художественного совета свою дипломную картину «Товарищ Сталин в ставке Верховного Главнокомандования».
«Карпогоры», 1966 год, холст, масло, Муромский Историко-Художественный Музей.

Учитывая время, когда была написана картина и ее тематику, не умаляя при этом ее художественных достоинств, работа получила высший балл у членов художественного совета и принесла автору квалификацию художника живописи. Успешная защита дипломной работы позволила молодому выпускнику Репинки продолжить учебу в аспирантуре института под руководством его прежнего наставника В. М. Орешникова. Параллельно с учебой аспирант Пименов начинает свою преподавательскую деятельность в стенах своей альма-матер на кафедре живописи и композиции, которая будет продолжаться более полувека, в том числе с 1971 года –– в должности профессора кафедры. А с 2000 года начнется его руководство еще и персональной мастерской живописи.
«Иссык-Куль», 1960 год, картон, масло, 13 х 19 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Обучение Пименова в аспирантуре Репинки завершилось в 1955 году успешной защитой и присуждением ему ученой степени кандидата искусствоведения за картину «Ленинское слово». Все последующие годы Валерий Васильевич жил и работал в Ленинграде, фактически ставшим для него второй родиной. Проявившийся уже в ранние годы интерес художника к историко-революционной тематике и влияние знаменитых учителей, во многом определили его дальнейший творческий путь.
«Лодки на Меконге», 1971 год, картон, масло, 43 х 35 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Раннее творчество Валерия Пименова развивалось в русле лучших традиций отечественной живописи 1940–1950-х годов, опирающихся на бесспорные достижения русского реализма предшествующего времени. Дальнейшему развитию мастерства художника и постепенному обретению индивидуально окрашенной манеры живописи способствовали его многочисленные поездки по стране. Художник регулярно посещал с творческими командировками Север и Среднюю Азию, увлеченно работал над этюдным материалом. Эти годы были отмечены и рядом зарубежных поездок художника, включавших посещение Румынии, Болгарии, Чехословакии.
«Сицилия», 1994 год, картон ,масло, 12 х 17 см., частное собрание.

Плодотворными оказались и поездка художника за океан в 1965 году на Кубу, а также в 1966 году в Италию. В кубинских этюдах выделялись пейзажи с мотивами Карибского моря и белоснежными набережными Гаваны. Поездка в Италию была ознаменована закреплением в творчестве Пименова едва наметившегося ранее поворота в сторону усиления общей декоративности живописи, использования чистых тонов, контрастного сочетания цветов.
«Мост», 1969 год, картон, масло, 30,5 х 33,5 см., Нижегородский государственный художественный музей.

В конце 1960-х годов Валерий Пименов работал в Камбодже, куда был командирован Министерством культуры СССР в качестве профессора Королевского университета искусств. Среди написанных им камбоджийских пейзажей выделяются циклы, посвященные древним памятникам кхмерской культуры и современной жизни страны.
«Большая вода на Меконге», 1970-е годы, холст на картоне, масло, 50 х 70 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Храмы Ангкора X–XIII веков, затерянные в джунглях, поражают воображение загадочной красотой. По впечатлениям от пребывания в Пномпене им был написан и один из лучших портретов этого времени «Портрет кхмерской женщины» (1971).
«Кхмерская женщина», 1971 год, холст, масло, частное собрание.

В 1970-е годы Валерий Пименов совершил поездки во Францию, Германию, Венгрию, Голландию. В его творчестве в эти годы заметное место занимает тема Ленинграда, это городские мотивы с памятниками архитектуры, а также портреты известных деятелей культуры О. Ф. Берггольц, В. И. Стржельчика, Ф. А. Абрамова, И. П. Владимирова. В 1971 году Валерий Васильевич Пименов был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», а в 1994 году – почетного звания «Народный художник Российской Федерации». Валерий Пименов часто бывал у себя на родине в Череповце. Здесь регулярно устраивались персональные выставки мастера, а в наши дни достойно представлено его творчество в экспозиции местного художественного музея.
«Мартышкино», 1983 год, картон, масло, 50 х 70 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Творческое наследие Валерия Пименова обширно и многообразно. Среди основных произведений, написанных художником в разные периоды творчества, обращают на себя внимание картины «Портрет С. Исакова» (1952), «Рабочий контроль» (1957), «Прага. Карлов мост» (1956), «Портрет звеньевой совхоза Кубань Ф. С. Головиной» (1961), «Портрет судосборщика Балтийского завода В. А. Смирнова» (1964), «Перед штурмом» (1967), «Портрет индийской учительницы» (1969), «Портрет В. В. Мавродина, заслуженного деятеля науки, профессора» (1971), «Старая Ладога» (1974), «Портрет Ольги Берггольц» (1975), «Бессонные ночи» (1977), «Амстердам. Канал» (1997), «Чёрная речка. Карельский перешеек» (1998) и другие.
«Портрет Героя социалистического труда, звеньевой совхоза «Кубань» Ф. С. Головиной», 1964 год, холст, масло, 121 х 101 см., Государственный Русский музей.

Валерий Васильевич Пименов скончался 28 февраля 2008 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят девятом году жизни. Был похоронен на Смоленском кладбище на Васильевском острове. Сегодня его произведения находятся в экспозициях Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, в музеях и частных собраниях в России, во Франции, в Италии, на Кубе, во Вьетнаме, в Камбодже и в других странах.
«Натюрморт с маками», 1951 год, холст, масло, частное собрание.

«Венеция», 1966 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

С 18 сентября по 26 октября 2009 года в Рыбинском музее-заповеднике с большим успехом прошла выставка живописи народного художника России Валерия Васильевича Пименова. На ней были представлены работы мастера, выполненные на протяжении почти шести десятилетий творческой деятельности.
Выставка В.В.Пименова в Рыбинском музее. 2009 год.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
3. Художники Петровской Академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008.
4. Художники Петровской Академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008.
5. Страницы памяти: справочно-биографический сборник. 1941–1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т. 1–2.
6. Валерий Васильевич Пименов. Выставка произведений / cост/ Г. Г. Макаров; вступ. статья И. М. Блянова. Л.: Художник РСФСР, 1983.
7. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.