Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 97. Козлов Энгельс Васильевич (Engels Kozlov) (1926-2007).

Герой очередного выпуска Альманаха — Энгельс Васильевич Козлов — известный российский живописец, портретист, народный художник РСФСР, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Энгельс Козлов родился в старинном селе Троицко-Печорск в Коми АССР. В 1947–1949 годах учился в Ярославском художественном училище, в 1949–1950 годах — в Ленинградском художественном училище. В 1950 году Энгельс Козлов поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Виталия Вальцева и Ивана Степашкина. В 1956 году с отличием окончил мастерскую Ю. М. Непринцева. Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи, натюрморты.

Ведущая тема творчества Энгельса Козлова — образ современника — нашла воплощение в жанре тематической картины, портрета и портрета-картины, отражая тяготение художника к сюжетам большого общественного и гражданского звучания. С 1961 по 1963 год работал в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством В. М. Орешникова.

Работы художника находятся в Государственном Русском музее, в Петрозаводском, Сыктывкарском, Брянском музеях, в Театральном музее Санкт-Петербурга, Музее Арктики и Антарктики, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а также в частных собраниях России, США, Англии, Франции, Италии, Швейцарии, Голландии.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Живопись Энгельса Васильевича Козлова –– серьезная, крепкая, основательная. Энгельс Козлов был буквально поглощен искусством. Темы и сюжеты, которые он избирал, неизменно составляли внутреннюю тему его жизни, были неразрывно с нею связаны. Тему, не навязанную извне, никем не продиктованную. В этом отношении он выступал достойным продолжателем тех мастеров отечественной живописи, для которых творческий труд был наполнен подлинно этическим содержанием, где процесс работы над серьезной картиной был долгим, продолжительным, требовавшим немалых затрат душевной энергии. Сам путь от замысла картины до последнего, завершающего мазка представал как трудная дорога правды, одолеть которую по силам только художнику, убежденному в высокой духовной миссии искусств» (Р. А. Бахтияров, искусствовед).
«Вобла на синей тарелке», 1971 год, холст, масло 80 х 70 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

Энгельс Васильевич Козлов родился 24 марта 1926 года в селе Троицко-Печорске в Коми АССР, одном из старейших населенных пунктов Коми на левом берегу верховьев Печоры в простой крестьянской семье. Глава семьи Василий Прокопьевич работал бухгалтером в сельсовете, воевал на фронтах Первой мировой, имел солдатского Георгия за храбрость, символ русской боевой славы, отваги и доблести рядового, а после победы революции воевал и в рядах Красной армии, где стал членом партии. Непривычное для окружающих имя Энгельс для родившегося сына отец нашел в «красном календаре».
«Октябрь в Коми деревне», 1971 год, холст, масло, 42 х 52 см., Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Детские годы Энгельс, или Геля, как звали его в семье, провел в окружении суровой красоты природы верховьев Печоры, одной из двух самых значительных рек на Русском Севере. Родное село будущего живописца было основано еще в 1674 году и имело древнюю историю, которой очень гордились местные жители, из уст в уста передавая древние былины о стародавних временах и знаменитых односельчанах. Слушал эти былины и сказки от своей бабушки долгими зимними вечерами и Геля, живописно представляя все в своем детском воображении.
«Солнце в пруду», 1963 год, картон, масло, 50 х 70 см., Серпуховский историко-художественный музей.

Все эти детские воспоминания, связанные с природой, родными и яркой литературной словесностью навсегда останутся в сердце маленького мальчика, с тем, чтобы через много лет вновь воспроизвестись теперь уже на холстах известного живописца. Они же неизменно будут тянуть Гелю, с годами превратившегося в уважаемого Энгельса Васильевича, на родину в родные пенаты, чтобы напитаться силами живительной местной природы и обрести новое дыхание для дальнейших творческих изысканий. Это будет много позже, а пока в 1935 году семья Козловых в поисках лучшей доли переехала на постоянное жительство в Сыктывкар.
«Выпечка хлеба», 1967 год, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

В Сыктывкаре Геля пошел в школу, и здесь же он неожиданно для родителей, далеких от искусства и живописи, увлекся рисованием. Возможно, этому способствовало то, что рос он мальчиком болезненным, 13 лет провел на костылях, обладая при этом еще и крайне слабым зрением, а потому был лишен возможности участвовать в традиционных для своего возраста детских играх. Рисование же давало возможность хоть на некоторое время забыть о своем недуге и переместиться в иной, таинственный мир грез и фантазий. Уже много позже, после войны, в 1946 году в Ленинграде ему сделают операцию, и он сможет обходиться без ненавистных костылей, что станет настоящим праздником для него и близких.
«Кокосовый орех и гранаты», 1973 год, холст , масло, 45 х 55 см., Муромский Историко-Художественный Музей.

А пока в 1937–1939 годах на костылях он будет посещать занятия в детской художественной школе при Сыктывкарском доме пионеров, преподаватели которой, оценив природное дарование ученика, всеми силами будут стараться пробудить в нем живой интерес к искусству и всесторонне развить его творческие способности. В школе Геля мечтал о профессии кораблестроителя, позже задумывался о поступлении в Высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Профессию художника он никогда всерьез не рассматривал, хотя и отправил в 1945 году, после успешного завершения обучения в школе, документы в архитектурный институт в Москву. Не сложилось. Поступил на исторический факультет Сыктывкарского педагогического института.
«Золотая осень. Женщина в красной шляпке», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Все изменилось после успешной операции в Ленинграде. Восстановившись после операции, в 1947 году Козлов поступил в Ярославское художественное училище, после окончания которого в 1949 году переехал в Ленинград и в течение года обучался в Ленинградском художественном училище на Таврической улице, 35, имевшим неофициальное название «Таврическое училище». В 1950 году Козлов успешно окончил училище и поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Северная река», 1989 год, картон, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Последующие пять лет Козлов будет увлеченно осваивать академический курс Репинки под руководством известного советского живописца, графика и педагога, кандидата искусствоведения, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина Виталия Геннадиевича Вальцева (1917–1989) и замечательного советского художника и педагога, живописца, монументалиста, реставратора, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина и ЛВХПУ имени В. И. Мухиной Ивана Петровича Степашкина (1882–1960). Козлову нравилось учиться в Репинке. Преподаватели его хвалили, учился он на отлично, а со второго курса начал получать еще и Сталинскую стипендию.
«Старая Усть-Цильма», 1968 год, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

В 1956 году Козлов с отличием окончил институт по мастерской выдающегося советского живописца, графика, педагога и профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина Юрия Михайловича Непринцева (1909–1996). Его дипломная работа картина «Будет жить», посвященная работе советских врачей, принесла автору звание художника-живописца и стала для Энгельса пропуском в Союз художников. Репродукция этой картины была позднее напечатана в журнале «Нева». Годом ранее в жизни Энгельса Васильевича произошло знаменательное событие: он сочетался законным браком со своей избранницей Галиной Смирновой, учившейся на курс старше.
«Весна наступает», 1983 год, холст, масло, 65 х 85 см., частное собрание.

После института Энгельс Козлов остался жить и работать в Ленинграде. В 1956 году его как одного из лучших выпускников института принимают в кандидаты, а годом позже –– в члены Союза художников СССР по секции живописи. Много времени Козлов уделял общественной деятельности. Работал в правлении Союза художников Ленинграда, был и секретарем правления ЛОСХа, и первым замом, и членом правления Союза художников СССР. Долго работал председателем молодежного объединения ЛОСХа.
«Шахта в Инте», 1963 год, холст, масло, Томский областной художественный музей.

С 1961 по 1963 год Энгельс Васильевич работал в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Здесь были заложены основы его дальнейшего профессионального роста.
«Осень в Кожмудоре», 1970 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Последующие десятилетия творческой жизни художника были насыщены работой, поездками, многочисленными творческими встречами. Козлов пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работал в разных техниках, много экспериментировал. С одинаковым успехом писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, портреты.
«Завтрак», 1965 год, картон, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Постепенно ведущей темой творчества Энгельса Козлова стала тема образа современника, которая нашла свое воплощение в жанре тематической картины, портрета и портрета-картины. Тема отражала стремление художника сосредоточиться на сюжетах большого общественного и гражданского звучания. Примером может служить групповой портрет «Теоретики» (1965), созданный в соавторстве с художником Г. А. Смирновой (собрание Новосибирского государственного художественного музея).
Козлов Э. В., Смирнова Г. А. «Теоретики», 1965 год, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

С годами манера художника приобрела хорошо узнаваемые черты. Это, в первую очередь, широкое обобщенное письмо, сопровождаемое четко выраженной укрупненностью отдельных деталей. Живопись Козлова строилась на звучных светотеневых контрастах. Колорит его произведений становился все более и более насыщенным, с преобладанием излюбленных сочетаний сине-зеленых и желто-коричневых тонов.
«Скоро экзамены (этюд рабочего к картине)», 1961 год, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

С детства впитав богатые народные традиции северных деревень, в дальнейшем своем творчестве художник последовательно воплощал образы людей труда. Он сознательно избрал нелегкий путь художника современности, вплотную приблизившись к суровому стилю, романтизирующему действительность 1960-х годов. Живописная манера Козлова отличалась «суровостью»: лаконизм, твердость линий, четкость композиций, насыщенность красок – все это было отличительными признаками индивидуальной манеры художника.
«Горняк», 1962 год, холст, масло, Муромский Историко-Художественный Музей.

Большое место в своем творчестве Энгельса Васильевич уделял теме индустриального освоения Севера. Каждый год на лето он уезжал в творческие командировки на Север. Ему комфортно работалось на природе, он любил пленэр, и результатом этой работы были многочисленные этюды и законченные картины. Богатый этюдный материал, привозимый из поездок к нефтяникам Ухты (1961–1963), шахтерам Инты (1961–1963, 1964, 1966, 1987–1989), на Печору (1965, 1968, 1969), к нефтеразведчикам Усинска (1971, 1973), явился основой многих произведений, которые впоследствии принесли художнику всесоюзную известность. Это прежде всего картины «В шахтеры» (1967), «Черное золото» (1969), «На Печоре», «Буровики на Колве»(обе 1971), «Вахта начинается», «Нефтяники Печоры» (обе 1975).
«Чёрное золото», 1967 год, холст, масло, 75 x 80 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

За долгую творческую жизнь Энгельс Васильевич сумел создать более тысячи живописных полотен. Он смог реализоваться и в пейзаже, и в натюрморте, и в тематической картине. Но все-таки основным жанром живописи, в котором художник нашел свое предназначение, стал портрет. Портреты-очерки, живые характеры – лейтмотив его искусства. Созданная Козловым галерея современников – рабочих, художников, ученых, писателей, артистов, композиторов –– это психологическая характеристика минувшей эпохи, полной перемен и тревог.
«Портрет актёра Лебедева», 1991 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

«Портрет — пожалуй, мой любимый жанр. Больше сотни портретов нарисовал за пятьдесят лет творческой жизни. Среди них есть вещи, за которые мне не стыдно», — признался народный художник России Энгельс Козлов. Убедительным подтверждением этого являются портреты, составляющие значительную часть обширного живописного наследия художника. Интересна одна особенность: во многих работах художника важная в композиционном и смысловом отношении роль принадлежит изображению рук –– одному из наиболее сложных элементов портрета.
«Портрет заслуженного врача РСФСР И.Л. Вахнина», 1954 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В то же время, хотя известность и признание Энгельсу Козлову принесли работы в портретном жанре, не менее значительным в художественном отношении представляется и его наследие как мастера пейзажа. Регулярные поездки на Север, из которых мастер привозил проникновенные по интонации пейзажи, неизменно становились для него отдушиной и одновременно источником творческого вдохновения, возможностью вырваться из суеты большого города и ощутить неослабевающую духовную связь с родной землей.
«Зароды на Печоре», 1968 год, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

Также нельзя обойти вниманием работы художника в жанре натюрморта, где явственно проявляется декоративная насыщенность, звучность открытого насыщенного цвета, использование непривычных для его творческой манеры принципов организации композиции. Зритель совершенно неожиданно для себя может увидеть, скажем, поверхность стола с непривычно высокой точки зрения, когда пространство разворачивается не от первого плана в глубину, но, скорее, снизу вверх («Вобла на синей тарелке», «Персики»), а в изображении цветов –– мощные пластические аккорды ярких, сочных, звучных красок («Астры», «Клубника и цветы шиповника», «Чай с клубникой»).
«Чай с клубникой», 1996 год, холст, масло, 50 х 80 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Творческое наследие Энгельса Васильевича Козлова обширно и многообразно. Среди его работ в первую очередь следует обратить внимание на картины «Судоремонтники» (1960), «Скоро экзамены» (1961), «Портрет проходчика С. Беляка», «Портрет Н. Калистратова, машиниста угольного комбайна» (обе 1964), «Теоретики» (в соавторстве с Г. Смирновой), «Машенька» (обе 1965), «Портрет бригадира проходчиков Н. П. Шашкова» (1966), «Портрет адмирала Н. М. Кулакова, Героя Советского Союза», «Портрет В. Курбатова, бригадира-станочника» (обе 1971), «Портрет народного художника Ю. Непринцева» (1972), «Портрет жены» (1973), «Портрет рабочего Кировского завода К. Говорушина» (1976), «Портрет студентки И. Шепелиной», «Портрет композитора П. Чистелёва» (обе 1977).
«Портрет бригадира проходчиков Н. П. Шашкова», 1966 год, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Энгельс Козлов много и активно экспонировал свои работы начиная с 1956 года. Участвуя в различных художественных выставках, он выставлял свои произведения вместе с работами ведущих художников Ленинграда. Являлся участником более 180 выставок, в том числе всесоюзных, всероссийских, зональных, ленинградских, Коми республиканских. Его работы экспонировались в составе международных вернисажей в Англии. В 1978 году Энгельсу Козлову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1987 году — «Народный художник РСФСР».
«Синяя селёдка», 1965 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Энгельс Васильевич Козлов скончался 20 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге на 82-м году жизни. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Могила художника Энгельса Васильевича Козлова на Смоленском православном кладбище С-Петербурга.

Сегодня работы Энгельса Козлова представлены в экспозициях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Чувашского государственного художественного музея, художественных музеев Петрозаводска, Оренбурга, Брянска, Сыктывкара, музеев современного искусства Японии, Китае, США, Кореи, Голландии, Швейцарии, Италии, Франции и других зарубежных стран, а также многочисленных частных собраний.
«О жизни, о земле». 1982 год, холст, масло, 160 x 190 см., Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

24 мая 2016 года в Музее истории просвещения Коми края открылась персональная выставка народного художника России Энгельса Васильевича Козлова. В основе экспозиции было 15 живописных работ из фондов Национальной галереи Республики Коми, а также документы, письма, рисунки, личные вещи, фотографии из фондов Музея истории просвещения Коми края.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Энгельс Васильевич Козлов. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1976.
2. Советская Россия. Республиканская художественная выставка: каталог. М.: Министерство культуры РСФСР, 1960.
3. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962.
6. Советская Россия. Вторая Республиканская художественная выставка: каталог. М.: Советский художник, 1965.
7. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.