Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 96. Обозненко Дмитрий Георгиевич (Dmitry Oboznenko) (1930-2002).

Герой очередного выпуска Альманаха — Дмитрий Георгиевич Обозненко — замечательный российский живописец, график, заслуженный художник РСФСР (1978), член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Дмитрий Обозненко родился в Ленинграде. Учился в Средней художественной школе. В 1951 году поступил на первый курс живописного отделения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у педагогов Владимира Горба, Валерия Пименова, Виталия Вальцева, Рудольфа Френца. В 1957 году окончил институт по мастерской профессора Иосифа Серебряного.

С 1957 года Обозненко участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, жанровые и батальные композиции, пейзажи, этюды с натуры. Занимался сатирической графикой, с 1957 по 1990 год –– активный участник творческого объединения художников и поэтов-сатириков «Боевой карандаш», автор многочисленных сатирических плакатов. В 1978 году Дмитрий Обозненко был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».

В 1989–1992 годах работы Дмитрия Георгиевича Обозненко с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции. Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Все его произведения объединяет общая черта, которая и придает искусству Дмитрия Обозненко внутреннюю цельность и завершенность. Черта эта — способность синтезировать впечатления, доводить их до той необходимой высоты обобщения, когда отдельные факты жизни становятся волнующим материалом искусства. Особенность всего творчества Обозненко — умение находить и подчеркивать в многоликом потоке жизни ее самые существенные стороны. Художник обладает двумя качествами, без которых невозможно само трудное ремесло сатирика: неиссякаемым чувством юмора и высоким мастерством» (А. Богданов, искусствовед).
«Ночной звонок», 1991 год, холст, масло, частное собрание.

Дмитрий Георгиевич Обозненко родился 10 июля 1930 года в Ленинграде. Рано увлекся рисованием, чем очень порадовал родителей. По совету школьного учителя рисования перед самой войной начал заниматься в Средней художественной школе при ВАХ, попасть в которую было мечтой многих талантливых мальчишек и девчонок предвоенного Ленинграда. В школу набирались преподаватели самой высокой категории, и располагалась она на третьем этаже исторического здания Академии художеств на Университетской набережной, 17.
«Зима», 1955 год, картон, масло, 12 х 17 см., Ивановский областной художественный музей.

Два первых этажа здания и прочие помещения занимал Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Дети, хотя учились в школе, но чувствовали себя студентами, ходили на защиту дипломов. Весь преподавательский состав состоял из числа преподавателей Академии художеств. Основной целью школы было получение учащимися профессионально художественного образования и среднего общего образования в объеме школы-десятилетки, а также подготовка к поступлению в художественные вузы на факультеты живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения.
«Обед в поле», 1987 год, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Война прервала обучение Обозненко в СХШ. Продолжить его удалось уже после возвращения школы из эвакуации после снятия блокады Ленинграда в 1944 году. Его учителями в школе были известный в те годы советский живописец, член Ленинградского союза художников Николай Ильич Андрецов (1909–1992) и замечательный советский живописец и педагог, член Ленинградского союза художников Сергей Васильевич Приселков (1892–1959).
«Масленица», 1995 год, холст, масло, 60 х 64 см., Муромский Историко-Художественный музей.

В 1951 году после окончания СХШ Дмитрий Обозненко поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Обучали его таинствам профессии известные педагоги Репинки тех первых послевоенных лет: Владимир Александрович Горб (1903–1988) — советский живописец, график, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Валерий Васильевич Пименов (1920–2008) — советский живописец, будущий народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников, Виталий Геннадьевич Вальцев (1917–1989) — советский живописец, график, кандидат искусствоведения, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина и Рудольф Рудольфович Френц (1888–1956) — выдающийся советский живописец, график, профессор и руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
«Дети на поляне», 1994 год, картон, масло, 50 х 59,7 см., Серпуховский историко-художественный музей.

Обозненко нравилось учиться в Репинке, полностью отдаваясь любимому искусству и забывая порой обо всех остальных делах. Преподаватели его хвалили, нередко ставя в пример перед сокурсниками, а он, в свою очередь, уверенно год за годом осваивал отнюдь не простой академический курс. В 1957 году Обозненко окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской педагога, которого он впоследствии будет считать своим главным учителем, давшим ему путевку в профессию. Этим педагогом стал для него замечательный советский живописец, народный художник СССР, член Ленинградского союза художников Иосиф Александрович Серебряный (1907–1979).
«Улица Горького вечером», 1954 год, картон, масло, 24,3 x 20 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Дипломная работа выпускника — картина «Соловьиная ночь», посвященная солдатам Великой Отечественной войны, удостоилась весьма лестных отзывов скупого на похвалы наставника, получила высший балл членов художественного совета и принесла автору звание художника живописи. В 1957 году картина с успехом экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве.
«Соловьиная ночь», 1957 год, холст, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

После окончания института Дмитрий Обозненко остался жить и работать в Ленинграде. В 1957 году его приняли в члены Ленинградского союза художников, что, несомненно, явилось большим успехом молодого мастера. В эти годы он много и увлеченно работает, пробуя свои силы в разных художественных жанрах. Смело экспериментирует. Пишет портреты, жанровые и батальные композиции, пейзажи, этюды с натуры. Работает в технике масляной и темперной живописи, акварели и рисунка.
«Маскарад», 1992 год, холст, масло, 100 Х 80 см., Оренбургский музей изобразительных искусств.

Постепенно основной в творчестве художника становится тема Великой Отечественной войны, а основные произведения он посвящает образу русского солдата, нравственной победе в противостоянии жестокости и злу. Они приносят художнику признание. Дмитрий Обозненко становится активным участником различных художественных выставок, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«День Победы», 1968 год, холст, масло, 139 x 158 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1960-е годы Дмитрий Обозненко много и увлеченно работает в графике. Еще будучи студентом ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, он принимает участие в работе известного в те годы творческого коллектива ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш» и становится автором большого количества оригинальных плакатов на злободневные темы, включая и политическую («Трудиться непривычно им на стройке» 1961, «Браконьеры вышли на разбой» 1968, «Перестарались» 1969, «Я уже давно не ревизор…» 1972, «Бутылка разом все подмять сумела…» 1975, «Факт на лице», «Из чего вы это готовите?», «Жирный заказ от Пентагона, сэр…» (все1987).
«Есть еще уменьшить порции», 1967 год, плакат, 43 х 56 см., Издательство «Художник РСФСР».

«Характеристика», 1964 год, плакат, 43 х 56 см., Издательcтво «Художник РСФСР».

«Эта правая рука кое-что вершит пока», 1961 год, плакат, 43 х 56 см., Издательство «Художник РСФСР».

Всего с момента начала своей работы в объединении «Боевой карандаш» художник исполнил более трехсот графических листов — плакатов, карикатур. Их можно было встретить в регулярно выходящих в те годы сборниках «карандашистов», на газетных страницах и в заводских клубах, в фойе кинотеатров и на уличных стендах города. Являясь прекрасным рисовальщиком, Обозненко создавал яркие и в то же время обобщенные образы и типажи своего времени.
«Позовите милицию !!!», 1968 год, плакат, 56 х 43 см., «Боевой карандаш». Издательство «Художник РСФСР».

«Трудиться непривычно им на стройке…», 1961 год, плакат, 56 х 43 см., Издательство»Художник РСФСР».

Художник красочно высмеивал алкоголиков и тунеядцев, хулиганов и лодырей, взяточников и бюрократов. Не обходил карикатурист вниманием и яркую молодежь тех лет, по традиции советских изданий, преувеличивал и утрировал вычурную индивидуальность, чтобы было смешно и неповадно. Своим творчеством он боролся за то, чтобы окружающая жизнь стала лучше и радостней, чтобы исчезли из нее алкоголики и хамы, жулики и хулиганы, лодыри и взяточники, бюрократы и очковтиратели.
«Уволю…На бой с недостатками…», 1977 год, плакат, 56 х 43 см., Издательство «Художник РСФСР».

«…а наутро явился…», 1961 год, плакат, 56 х 43 см., Издательство «Художник РСФСР».

Остро отточенный карандаш на фоне палитры — эта графическая эмблема со временем стала своеобразным символом подлинно боевого, целенаправленного и всегда глубоко современного художественного творчества. В плакатах Обозненко органично сочетались качества эстетические и качества, определяющие общественную ценность произведения. В то же время картины художника, посвященные войне, работе над которыми он продолжал уделять много времени в своем творчестве, совершенно другого рода. Они — тревожные, с надрывом.
«22 Июня 1941 года», 1980 год, холст, масло, Ивановский областной художественный музей.

В целом живописные и графические произведения Обозненко привлекают многообразием жанров и форм. Это и тематические полотна о Великой Отечественной войне, работы, посвященные революционным событиям в России начала века, лирические пейзажи и оригинальные живописные портреты-пародии. Нельзя обойти вниманием и книжные иллюстрации, выполненные художником, его сатирические плакаты и графические листы.
«Райкин А.И.» бумага/карандаш, 1960-е годы, частное собрание.

«Моисеенко Е.Е.», бумага/карандаш, 20 х 20 см., 1960-е годы, частное собрание.

«Фрейндлих А.Б.», бумага/тушь, 18 х 14 см., 1960-е годы, частное собрание.

Столь полярные по образному замыслу произведения создавались автором практически одновременно и при этом их всегда объединяла одна общая черта, которая, по единодушному мнению многих специалистов, и придает искусству Дмитрия Обозненко внутреннюю цельность и завершенность.
«Похвальная статья», 1987 год, холст, масло, частное собрание.

В своих лучших произведениях Обозненко достигает типизации, уверенно добиваясь при этом вдумчивого осмысления действительности. В них наиболее последовательно отражается особенность всего творчества художника — поистине удивительное умение находить и подчеркивать в многоликом потоке жизни ее самые существенные стороны.
«Подключение газа» 1950 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Через богатое многообразие характеров и образов, взятых из окружающей жизни, сатира Дмитрия Обозненко неизменно находила путь к самой широкой аудитории зрителей. Лишенная внешней развлекательности и чрезмерной анекдотичности, она была активна по самой своей сути и всегда четко направлена. Бичуя недостатки, вскрывая отрицательные явления действительности, художник тем самым отстаивал нравственные принципы окружавшего его общества, его гуманистические идеалы.
«Сели на пенсию», 1967 год, плакат, 58 х 43 см., «Боевой карандаш». Издательство «Художник РСФСР».

Творческое наследие художника велико и многогранно. Среди произведений, созданных Дмитрием Обозненко, особого внимания заслуживают картины: «В саду» (1957), «Девочка в шляпе» (1958), «На баррикадах» (1960), «Ива цветет», «Лес пробуждается» (обе 1963), «Зима» (1964), «Серый день» (1963), «Весна пришла» (1965), «Лето 1941 года» (1967), «Юная кхмерка» (1970), «Победа!» (1972), «Золотой лес» (1972), «Пал смертью храбрых» (1975), «22 июня 1941 года», «Портрет Тани Гореловой» (обе 1980).
«Весна пришла», 1965 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В 1989–1992 годах работы Обозненко с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Отдых молодежи», 1972 год, холст, масло, 150 х 240 см., частное собрание.

Дмитрий Георгиевич Обозненко скончался 19 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на 72-м году жизни.
«Опушка леса», 1980 год, холст, масло, 76 х 50 см., Ивановский областной художественный музей.

Сегодня произведения Дмитрия Обозненко украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многочисленных музеев и частных собраний в России, Италии, Великобритании, Франции, Германии, США и других странах. Частые и желанные гости они и на зарубежных художественных аукционах.
«Лето у дедушки». 1997 год, холст, масло, 53 х 52 см., Томский областной художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
2. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции: каталог. М.: Советский художник, 1957.
3. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л: Художник РСФСР, 1959.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963.
6. Республиканская художественная выставка «Советская Россия»: каталог. М.: Советский художник, 1960.
7. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.