Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 95. Тимков Николай Ефимович (Nikolai Timkov) (1912-1993).

Герой очередного выпуска Альманаха — Николай Ефимович Тимков — замечательный советский живописец-пейзажист, заслуженный художник РСФСР (1987), член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Николай Тимков родился в поселке Нахичеванские Дачи в пригороде Ростова-на-Дону. Учился в Ростовском художественном училище. В 1939 году окончил ЛИЖСА по мастерской Исаака Бродского. Занимался у Михаила Бернштейна, Аркадия Рылова, Александра Любимова, Владимира Серова. Фронтовик. Проходил службу в Политуправлении ЛВО, на бронепоезде, на канонерских лодках. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

В годы войны Николай Тимков участвовал почти во всех выставках художников блокадного города и защитников Ленинграда. Писал пейзажи, тематические композиции, этюды с натуры. Работал в технике акварели и масляной живописи.
Пейзажную живопись середины –– второй половины ХХ века трудно представить и понять без обращения к творчеству ведущих ленинградских художников. Особое место среди них принадлежит Николаю Ефимовичу Тимкову.

Вскоре после смерти художника большинство его работ, остававшихся в мастерской Тимкова на Песочной набережной общим числом свыше тысячи, были приобретены у наследников и вывезены в США. Там его искусство получило признание и вызвало большой интерес. Творчеству Николая Тимкова посвящены две монографии, изданные в Америке. Выставки его произведений в США принесли художнику широкую известность и славу русского импрессиониста. Одним из первых советских художников и, возможно, первым пейзажистом Николай Тимков был причислен на Западе к крупнейшим мастерам живописи второй половины ХХ века.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Русскую пейзажную живопись середины — второй половины ХХ века нельзя представить и понять без обращения к творчеству художников ленинградской школы. Видное место среди них принадлежит Николаю Ефимовичу Тимкову. Начиная с послевоенных выставок, как только речь заходит о пейзаже, одним из первых вспоминаем имя этого мастера.
Судьба Тимкова удивительна и одновременно типична для своего времени. Она отразила важнейшие события ХХ века, вместила в себя все этапы становления и развития ленинградской живописной школы с ее первых и до последних шагов. Уже после смерти его имени и работам выпала новая миссия — перевернуть представление американского зрителя о советском искусстве середины — второй половины ХХ века, заново открыть для него живопись социалистического реализма» (С. В. Иванов, искусствовед. Из статьи «Николай Тимков. Возвращение к истокам. К столетию со дня рождения художника»).
«Весна. Ленинград», 1944 год, холст, масло, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Николай Ефимович Тимков родился 12 августа 1912 года в поселке Нахичеванские Дачи в пригороде Ростова-на-Дону. Был пятым ребенком в семье, глава которой Ефим Егорович Тимков трудился разноробочим на небольшом местном предприятии, а его жена Василиса Тимофеевна (в девичестве Аблязова) вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Родители Николая переехали в Ростов-на-Дону в 1892 году из Саратова и имели крестьянские корни.
«Первый снег», 1980 год, картон, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых .

Жили Тимковы небогато, но дружно, старшие дети помогали младшим, а Николай был всеобщим любимцем. В 1924 году скоропостижно, в течение одного года, умерли мать и отец мальчика, оставив его и старших сестер сиротами. Фактически с этого момента именно сестры взяли на себя заботу о двенадцатилетнем брате, постаравшись заменить ему безвременно ушедших родителей. Они же обратили внимание на увлечение младшего брата рисованием, отнесясь к этому на первых порах как к обычному ребячеству — в семье Тимковых все родственники будущего живописца были далеки от искусства.
«Поле», 1975 год, картон, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Однако время шло, увлечение же не только не проходило, а, наоборот, укреплялось, все больше вытесняя все другие, обычные увлечения городских мальчишек тех лет. Притом творческие успехи юного художника со всей очевидностью демонстрировали наличие у него природного дарования даже непосвященному наблюдателю. Сестры решили всячески поощрять увлечение брата и купили для него альбом и краски, а после окончания городской восьмилетки настояли на его поступлении в Ростовскую школу прикладных искусств, впоследствии ставшую Ростовским художественным училищем имени М. Б. Грекова.
«Утро», 1963 год, картон, масло, Самарский областной художественный музей.

Созданные еще в 1895 году благодаря энтузиазму выпускника Московского строгановского училища Андрея Семеновича Чинёнова (1855–1935), ученика В. Д. Поленова (1844–1927) и большого поклонника И. И. Левитана (1860–1900), Ростово-Нахичеванские рисовальные классы, пережив многочисленные преобразования, выросли к тому времени в серьезную художественную школу. Просветитель и родоначальник художественного образования на Дону Андрей Семенович вместе со своей женой скульптором Марией Михайловной Чинёновой основали в Ростове художественную школу, именовавшуюся Классом рисования и лепки, и дали путевку в жизнь многим известным художникам и скульпторам.
Здание Ростовского Художественного училища.

Чинёнов стал первым педагогом юного художника, много сделавшим для его начального художественного образования и профессионального становления. Он решительно настоял на продолжении его художественного обучения, посоветовав после окончания училища отправиться в Москву. В 1930 году Николай Тимков вместе со своими друзьями Петром Степановичем Келлером (1909–1997), будущим известным советским живописцем, и Александром Ивановичем Лактионовым (1910–1972), будущим замечательным советским живописцем и графиком, педагогом, профессором и академиком АХ СССР, отправился в Москву покорять художественные вершины.
«На Волге», 1957 год, картон, масло, 15 х 25 см., Самарский областной художественный музей.

В Москве друзья сразу и с головой погрузились в водоворот культурной жизни столицы. Они знакомятся с известными советскими художниками Игорем Эммануиловичем Грабарем (1871–1960), Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862–1942) и Сергеем Васильевичем Малютиным (1859–1937). Известные художники и педагоги, просмотрев студенческие работы молодых товарищей по цеху, дали им рекомендации для продолжения учебы в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, куда друзья и направились.
«Весенний ручей», 1960 год, картон, масло, Мурманский областной художественный музей.

Руководил художественным вузом в те годы выдающийся живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР Исаак Израилевич Бродский (1883–1939). Не теряя времени даром, к нему решительные друзья и направились. Как это не покажется странным, но заслуженный мэтр принял их. К сожалению, оказалось, что набор студентов в этом году был уже завершен. Однако Бродский сверх набора взял к себе в мастерскую Александра Лактионова, а Николаю Тимкову и Петру Келлеру посоветовал приехать на следующий год.
«Академичка. Поле сжато», 1960 год, картон, масло, частное собрание.

Двое несостоявшихся студентов вернулись в Москву, где Тимков устроился работать в ИзоГиз чернорабочим. Позднее он вступил в члены товарищества «Всекохудожник» уже в качестве художника-оформителя. Одновременно он занимался самообразованием в Третьяковской галерее, много работал на пленэре. Счастливый случай сводит его с Павлом Александровичем Радимовым (1887–1967), известным и популярным в те годы советским «крестьянским поэтом» и художником, последним председателем Товарищества передвижников и первым председателем Ассоциации художников революционной России.
«Весна», 1967 год, картон, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

В 1933 году Тимков вместе с Лактионовым вновь едет в Ленинград и делает повторную попытку поступления в ИЖСА, на этот раз успешную — его принимают на первый курс живописного факультета ИЖСА ВАХ. Цель достигнута: он становится студентом одного из лучших художественных вузов страны и занимается у лучших в то время педагогов, коими были Эммануил Бенционович Бернштейн (1914–2003), Аркадий Александрович Рылов (1870–1939), Александр Михайлович Любимов (1879–1955) и Валентин Александрович Серов (1910–1968).
«Ручей», 1964 год, картон, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Отдельно хочется сказать несколько слов о И. И. Бродском, выдающемся мастере официального искусства, по мастерской которого в 1939 году Николай Ефимович Тимков окончил институт. У Бродского он научился тому, что мэтр, деловито воспевавший в своих произведениях новую эпоху, держал вдали от посторонних глаз: недюжинному лирическому чувству, острому композиционному чутью и обостренному вниманию к душевным состояниям и настроениям. Дипломная работа выпускника — картина «Выходной день за городом», соединившая в себе элементы пейзажа и бытового жанра, получила высший балл художественного совета и принесла автору звание художника живописи.
«Осень», 1969 год, картон, масло, 16 х 25 см., частное собрание.

Совсем не лишним будет обратить в этом месте нашего повествования внимание на одну интересную деталь. Общеизвестно, что Исаак Бродский проявил себя прежде всего как замечательный портретист и мастер большой картины и в меньшей степени — как пейзажист. Тем показательнее, что именно мастерскую Бродского-педагога в 1939 году окончили среди прочих три молодых живописца, ставшие впоследствии крупнейшими советскими пейзажистами. Это Алексей Михайлович Грицай (1914–1998), Борис Валентинович Щербаков (1916–1995) и Николай Ефимович Тимков. Первые двое — ленинградцы — в дальнейшем жили и работали в Москве, а Тимков навсегда связал свою жизнь с Ленинградом. Бесспорны заслуги этих мастеров в развитии жанра, поэтому не будет преувеличением заметить, что советская пейзажная живопись середины ХХ века в значительной мере вышла из мастерской ученика И. Е. Репина и основоположника советской живописной ленинианы.
Тимков Н.Е. (третий слева) в группе студентов Бродского И.И. (сидит крайний слева) на практике в Крыму. Фотография 1930 года.

Окончание института совпало с призывом Николая Тимкова на действительную военную службу, проходить которую ему довелось на Балтийском флоте. Здесь он встретил начало войны, здесь же оставался во время блокады Ленинграда, сражаясь с врагом в рядах защитников города. Проходил службу в Политуправлении Ленинградского военного округа, на бронепоезде, защищавшем подступы к городу, на соединении канонерских лодок. Все годы войны не переставал и писать, напряженно работая над выразительной серией пейзажей «Ленинград в блокаде». В эти годы он также создает серию графических работ (гуашь, акварель), запечатлевших блокадный Ленинград, среди них «На Неву за водой», «Зимой», «Весна» (обе 1942), «Ленинград в день прорыва блокады», «На Неве», «Орешек», «Трофеи» (все 1943), «Баржи на Неве», «Набережные Невы» (обе 1944) и другие (в настоящее время в собрании Государственного Русского музея и Музея истории города). В 1943 году Тимкова принимают в члены Ленинградского союза советских художников.
«Летний день», 1965 год, картон, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

После демобилизации в 1946 году Тимков остался жить и работать в Ленинграде. В 1947 году в залах ЛССХ открылась первая персональная выставка произведений художника, показанная затем в ленинградском Доме кино и Доме искусств. Это было тяжелое время для всех ленинградцев. Город освобождался от тяжелого наследия страшных месяцев блокады, все было в большом дефиците. Тяжелой была и жизнь ленинградских художников в первые послевоенные годы. Все было проблемой: краски, холст, подрамники, мастерские, натура. Еще действовали многие ограничения военного времени. Было трудно с заказами, порой жили буквально впроголодь, брались за любую оформительскую работу. Для большинства художников нелегкой задачей было представить две-три достойные работы на ежегодную общую выставку. А тут за год была подготовлена персональная выставка!
«Пашня весной», 1969 год, картон, масло, 20 х 32 см., частное собрание.

В этом проявились незаурядные качества Тимкова, которые в дальнейшем будут не раз отмечаться коллегами: необычайная работоспособность, непритязательность к внешним условиям, безраздельная преданность искусству, исключительно профессиональное отношение к ремеслу живописца. С конца 1940-х годов Тимков уже постоянно участвовал в ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Ленинградский мотив», 1959 год, картон, масло, 39,5 х 50,3 см., частное собрание.

В эти первые послевоенные годы художник много и напряженно работал, словно желая наверстать драгоценное время, упущенное в годы прошедшей войны. Он пробует себя в разных художественных жанрах, много экспериментирует в поисках собственного уникального стиля. Формирование этого индивидуального стиля Тимкова шло постепенно, по мере накопления и обобщения опыта, в процессе общения с коллегами и многочисленных творческих поездок на Волгу и Дон, в Старую Ладогу, на Урал, работы в Выре и Рождествено под Ленинградом на академической даче.
«Академическая дача», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

Художник пишет пейзажи, тематические композиции, этюды с натуры. Работает в технике акварели и масляной живописи. Постепенно отдает предпочтение жанру пейзажа. Своим талантом и неизменной преданностью пейзажной живописи Николай Тимков немало способствовал росту ее авторитета среди ленинградских художников, особенно в 1950–1960 годы. Пожалуй, как никто другой в этот период он показал неисчерпаемые возможности обновления в таком, казалось бы, традиционном жанре.
Тимков Н.Е. у себя в мастерской. Фотография 1955 года.

Позднее, став уже зрелым и известным в художественных кругах мастером, Тимков посетил Италию (1969), Англию (1974), Францию (1977), Югославию (1981). В первое послевоенное десятилетие живописная манера художника развивалась и совершенствовалась в направлении, намеченном еще в студенческие годы. Он всецело находился под влиянием великих русских пейзажистов XIX века. Передавая в своих работах реальное пространство с удивительной, почти иллюзорной точностью, он в то же время добивался сдержанной цветовой характеристики, умышленно приглушая краски.
«Академическая дача», 1976 год, картон, масло, 54 х 72 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Среди известных произведений художника этого периода, показанных на выставках, в первую очередь необходимо обратить внимание на работы «Уборка урожая» (1950), «Зимний пейзаж» (1952 ), «Донские дали» (1953), «На Дону» (1954) «К весне» (1955) , «Ветреный день», «Вечер» (обе 1956), «Лед идет» (1957) и другие. Также интересны по мнению специалистов его этюды «Пейзаж» (1954), «Весенний пейзаж» (1955) «Выра», «Зимка» (оба 1956), «Белая ночь» (1957), «Последний луч», «К весне», «Осинки» (все 1958) и другие.
«Выра», 1956 год, холост, масло, Томский областной художественный музей.

Художник очень серьезно относился в своем творчестве к этюдам. Как правило, в них ему удавалось сохранить впечатления от непосредственного восприятия природы. На персональной выставке 1957 года в Ленинградском союзе художников, показанной затем на родине художника в Ростове-на Дону, в его работах, по мнению специалистов, уже присутствовало нечто, выделявшее их из общего ряда. В них видны незаурядная даровитость художника, редкое природное чувство цвета, его бескомпромиссность в выборе темы и раскрытии образа. Также обращали на себя внимание усиление декоративности живописи, обобщенность рисунка и формы и появившаяся склонность к выстраиванию композиции вокруг крупных объемов и плоскостей.
«Старая Ладога», 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Поворотным в творчестве Николая Тимкова стал конец 1950-х годов. Это было характерно для многих художников того времени, как, впрочем, и для всего советского искусства в целом. Консервативное, эволюционное развитие в предшествующее десятилетие подготовило глубокие перемены и обретение живописью нового облика и новых свойств. Этому способствовали выставки и дискуссии, поездки по стране, работа на творческих базах в Старой Ладоге, на академической даче, переосмысление художественного наследия крупнейших русских и европейских мастеров.
«Академическая дача», 1964 год, холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Происходило общее усиление стилистического разнообразия, заметный переход к декоративности, эстетике русского модерна и импрессионистическому обогащению живописи. При этом обретение каждым художником своего собственного стиля естественно имело свои индивидуальные особенности.
Эксперименты и поиски Николай Ефимович не прекращал в течение всего периода творчества, как правило, критически относясь ко многому из созданного им ранее.
«Торжок», 1968 год, картон, масло, Самарский областной художественный музей.

Свой собственный узнаваемый почерк он обретет к середине 1960-х годов, в чем убеждает знакомство с его произведениями этого периода, в том числе показанными на персональных выставках 1964 года в Ленинграде, Москве, Ярославле, Краснодаре, Ставрополе, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Орджоникидзе, Нальчике и 1976 года в Ленинграде. В них художник решительно отходит от традиционного пленэрного письма в сторону импрессионистического обогащения и утончения колорита, усиления декоративности, стилизации и некоторой условности рисунка.
«Поле», 1965 год, холст, масло, Томский областной художественный музей.

«Пейзажи Тимкова, — писал о московской выставке 1964 года художник А. Яр-Кравченко в „Советской культуре“, — всегда окрашены лирическим чувством. Он умеет находить такие краски, такой свет, такие эмоции, которые придают его полотнам особую поэтическую настроенность. Когда я смотрю на пейзажи Тимкова, то всегда чувствую, с каким волнением художника-поэта он их создает».
«Академическая дача», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Исключительно широким становится красочный диапазон работ Тимкова в 1960-е годы: со звонким, декоративно-плоскостным колоритом, тонко связанным с рельефом, выразительными возможностями самой поверхности холста, фактуры, мазка. И это характерно как для его законченных произведений, так и для натурных этюдов малых форм. «Проникновенная любовь к природе, поэтическое ее восприятие, умение найти прекрасное в любом, казалось бы, самом неприметном уголке — вот что наиболее характерно для этого мастера», — писала о пейзажах Николая Тимкова одна из ленинградских газет того времени.
«Пора сенокосная», 1963 год, картон, масло, частное собрание.

Наиболее интересные из них «Вечер. Сиреневый час», «Начало весны», «Зеленеет» (все 1959), «Мартовское солнце», (1960), «Осенние вишни» (1962), «Февральская лазурь» (1963), «В марте» (1965), «Весна», «Волхов. Последний снег» (обе 1967), «Солнечный день», «Зима пришла» (обе 1968), «Русская зима. Иней» (1969), «Июнь голубой», «Май. Черемуха цветет», «Ранней весной» (все 1972), «В снегах» (1973), «Переславль-Залесский. Даниловский монастырь» (1974) «Снежное поле» «Февраль» (обе 1975) и другие.
«Русская зима. Иней», 1969 год, холст, масло, 100 Х 150 см., Государственный Русский музей.

В последние два десятилетия своей творческой биографии большинство произведений художника будет написано им в деревне Валентиновка и ее окрестностях неподалеку от Вышнего Волочка. Здесь, по выражению М. Эткинда, будет главная его мастерская. Он будет работать здесь каждый год с апреля-мая по ноябрь, иногда и зимой, писать берега Мсты и Мстинского озера, близлежащие деревни Котчище, Большой и Малый Городок, Подол, Кишарино, Терпигорево.
«Валентиновка», 1968 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Среди написанных в эти годы картин и этюдов работы «Первый Снег», «Осень» (обе 1977), «Торжок», «Идут дожди» (обе 1978), «Вечер на озере» (1979), «Город Торжок. Зима», «Зимнее утро», «Летний вечер» (все 1980), «Весна» (1982), «Сумерки» (1983), «Крым» (1988), «Переславль-Залесский» (1992) и многие другие. В 1982 году в Москве в залах Московского дома художника на Кузнецком мосту с успехом прошла выставка произведений Николая Тимкова, показанная затем в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина и в Звездном городке.
«Вечер на озере», 1979 год, картон, масло, частное собрание.

В 1987 году Николаю Ефимовичу Тимкову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Последняя прижизненная выставка Николая Тимкова прошла в 1993 году в залах Петербургского союза художников.
На открытии художественной выставки в залах ЛОСХа. Слева направо: В.Ф. Загонек, Н.Е. Тимков, Л.П. Подлясская, Л.С. Рейхет, В.И. Рейхет, В.В. Соколов, неизвестная, А.Д. Романычев, неизвестный, супруга художника Е.Е. Рубина, Е.Е. Рубин, Ю.С. Подлясский. 1986 г.

Николай Ефимович Тимков скончался 25 декабря 1993 года в Петербурге на восемьдесят втором году жизни. Был похоронен на Ковалевском кладбище.
«Урал. Поздняя осень», 1968 год, картон, масло, частное собрание.

Вскоре после смерти Тимкова большинство его работ, остававшихся в мастерской художника на Песочной набережной, общим числом свыше тысячи живописных полотен, были приобретены у наследников и вывезены в США. Там его искусство получило признание и вызвало большой интерес у специалистов. Творчеству Николая Тимкова посвящены две монографии, изданные в США. Выставки его произведений прошли в Сан-Франциско (1998, 2000, 2001), Аспене (1999), Нью-Йорке (1999, 2001), Скотсдейле (2000), Палм-Бич (2000), Вейле (2001), Вашингтоне (2001) и других городах. Это принесло Тимкову широкую известность и славу русского импрессиониста. Одним из первых советских художников и, возможно, первым пейзажистом Николай Тимков был причислен на Западе к крупнейшим мастерам живописи второй половины ХХ века.
Язев Иван Андреевич «Портрет Тимкова Николая Ефимовича — заслуженного художника РСФСР», 1968 год, холст, масло, Волгодонский эколого-исторический музей.

На родине художника его работы все это время хранились и хранятся в запасниках крупнейших собраний, включая Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж. Однако искать их в постоянной экспозиции этих музеев сегодня бесполезно. За более чем четвертьвековой период, прошедший после смерти художника, так и не состоялось практически ни одной выставки его произведений. О нем как о представителе официального искусства тоталитарного режима современная критика предпочитает высказываться негативно, обобщенно и снисходительно. Или не упоминать вовсе.
«Август, Академическая дача», 1960 год, холст, масло, Томский областной художественный музей.

Тем не менее влияние Николая Тимкова на искусство пейзажа трудно переоценить. Его авторитет, уроки, советы, общение в его мастерской, в совместных поездках или на творческих базах, наконец сами его произведения способствовали становлению мастерства и выбору творческого пути многими ленинградскими пейзажистами. Личность Тимкова и его творчество воспринимались современниками как зримое живое свидетельство преемственности в русском искусстве пейзажа, связи его нынешнего дня и современных художников с учителями и великими мастерами прошлого.
«Вышний Волочек. Старый город», 1965 год, картон, масло, 19 х 33,1 см., частное собрание.

Произведения Николая Тимкова хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Ростовском областном музее изобразительных искусств, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, США, Франции, Великобритании, Японии и других странах.
«В саду», 1980 год, картон, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
2. Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1975.
3. Боровский А. Тимков Николай Ефимович // Страницы памяти: справочно-биографический сборник. 1941–1945.
4. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Кн. 2.
5. Памяти И. И. Бродского. Воспоминания. Документы. Письма. Л.: Художник РСФСР, 1959.
6. Хилтон Э. Творческая жизнь ленинградской школы // Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
7. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб., 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.