Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 94. Ерёмин Алексей Григорьевич (Alexey Eremin) (1919-1998).

Герой очередного выпуска Альманаха — Алексей Григорьевич Ерёмин — замечательный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Алексей Ерёмин родился в селе Великая Губа (в некоторых источниках — деревня Углёвщина) Заонежского района Карелии. Обучался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств. Фронтовик. Воевал на 2-м Украинском, 3-м Украинском и 4-м Украинском фронтах командиром роты тяжелых танков ИС. После тяжелого ранения весной 1944 года был демобилизован по инвалидности. В 1945 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Бориса Фогеля, Семёна Абугова, Александра Деблера, Александра Зайцева, Бориса Иогансона. После окончания института был направлен в Новосибирск.

После возвращения в Ленинград Алексей Ерёмин избирался председателем секции живописи, членом правления ЛОСХ, членом Правления Союза художников РСФСР. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, этюды с натуры. Ведущей темой творчества Ерёмина стала природа и люди Русского Севера, Заонежья. Стилистика живописи самобытна. В 1970 году Алексей Ерёмин был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 1978 году — почетного звания «Народный художник РСФСР».

Произведения Алексея Ерёмина хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Великобритании, КНР, Германии, Италии, Японии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«В картинах Еремина меньше нарочито суровой “позы” рыбаков и мотористов, а больше естественной суровой красоты природы и людей Русского Севера и Заонежья. “Суровая” убедительность картин Еремина в большей мере предопределена не идейной концепцией сурового стиля, а прочной связью художника с бытом, психологией и нравами северян, непосредственностью и непреднамеренностью ереминского восприятия родного края» (Н. Кононихин, искусствовед).
«Север», 1976 год, холст, масло, 67 х 83 см., частное собрание .

Алексей Григорьевич Ерёмин родился 17 марта 1919 года в небольшом поселке Углёвщина на Яндомозере в Медвежьегорском районе Карелии в простой рабочей семье, далекой от искусства. Глава семейства Григорий Иванович Ерёмин был столяром по профессии и довольствовался случайными заработками в родной и окрестных деревнях, мама вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сына.
«Весна», 1965 год, картон, масло, 15,5 х 21,5 см., Муромский историко-художественный музей.

Никаких достоверных сведений о существовании этого сельского поселения на Заонежском полуострове в северной части Онежского озера в наши дни нет, из чего можно сделать вывод, что все местные жители были либо переселены в свое время, либо самостоятельно покинули это место. В начале же прошлого века село было довольно многочисленным и населенным в основном рыбацкими семьями. Здесь, на берегах Яндомозера, в окружении скупых красот суровой Онежской природы и прошло детство мальчика Алексея — будущего художника Алексея Григорьевича Ерёмина.
«Дом Отевнева. В Кижах», 1956 год, картон, масло, 24 х 34 см., частное собрание.

Родное Заонежье — главная жемчужина района на севере Онежского озера, где берег изрезан узкими длинными заливами — губами, а в стародавние времена жили русские, говорившие на своем заонежском языке, который не всегда понимали жители других районов Карелии, навсегда осталось в сердце нашего героя, заставляя его возвращаться в родные края всякий раз, когда требовалось напитаться живительными силами родной земли для дальнейшего творчества и художественного самовыражения.
А.Г. Еремин и Б.В. Корнеев после удачного улова. Яндомозеро. 1960-е годы.

А.Г. Еремин за работой у стен родительского дома. Карелия. Начало 1960-х годы.

Заонежью будет суждено впоследствии стать одной из главных тем творчества Алексея Ерёмина, возможно, потому что именно здесь в XIX веке впервые были записаны знаменитые былины о русских богатырях, героях многочисленных сказок, которые рассказывала бабушка, именно здесь, в местах, богатых памятниками деревянной архитектуры — церквями, часовнями, домами, мельницами и амбарами, построенными в XVII — первой трети XX века, расположены знаменитые Кижи, о которых будут рассказывать все вокруг, и именно здесь у маленького Алексея проявился интерес к рисованию, удививший не только родителей, но и всех родственников.
«На Пинеге», 1979 год, холст, масло, 70 х 100 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В конце 1929 года глава семьи уехал в Ленинград в поисках работы. Устроившись на новом месте и получив работу мастером по ремонту и укладке паркета, он вызвал семью, и в конце 1930 года Алексей с матерью переехал в город на Неве, которому будет суждено стать для него второй родиной. Здесь он продолжил обучение в школе № 113 Смольнинского района и здесь же получил возможность реализовать свое увлечение, начав посещать кружок ИЗО для школьников, который вел школьный учитель рисования, выпускник Императорской Академии художеств Василий Иванович Смирнов (1885–1943).
«Большая вода», 1990 год, холст, масло, 55 х 65 см., частное собрание.

Смирнов оценил природное дарование юноши из карельской глубинки, сразу выделив его среди своих учеников и занимаясь с ним дополнительно. И успехи не заставили себя долго ждать. В 1934 году Ерёмин принял участие в городском конкурсе на лучший детский рисунок и завоевал первую премию. Впоследствии в своих воспоминаниях он напишет: «За иллюстрацию к “Шинели” Гоголя я получил первую премию. Премию юным живописцам, скульпторам, музыкантам и поэтам вручали в Большом зале Филармонии. В президиуме сидели С. Киров и И. Бродский. Меня вызвали на сцену, жали руку, дали этюдник, масляные краски в наборе, книги. Первые масляные краски — премиальные — разводил на воде, сначала не получалось. Потом на керосине. Написал деда по фотографии. Отец повесил портрет на стену и показывал гостям с гордостью».
«Осенний день», 1970 год, картон, масло, 44,5 х 66,5 см., Музей изобразительных искусств республики Карелия.

В 1936 году Алексея Ерёмина приняли в Среднюю художественную школу (СХШ) при Всероссийской Академии художеств. 1 октября 1936 года школа прошла реорганизацию и из начальной школы рисования при Всероссийской Академии художеств учебное заведение было преобразовано в Среднюю художественную школу-одиннадцатилетку (СХШ) с подчинением Комитету по делам искусств при СНК СССР. Школа стала дневной с общеобразовательным курсом в объеме десятилетки.
«Маленькая баня», 1974 год, картон, масло, 26,2 х 30,3 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Школа располагалась на третьем этаже исторического здания Академии художеств на Университетской набережной, 17. Педагогами у Ерёмина в СХШ были известный советский живописец, график, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Владимир Александрович Горб 1903–1988) и замечательный советский живописец, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982).
«Бурное озеро», 1970 год, картон, масло, 24 х 30 см., частное собрание.

В 1939 году Алексея Ерёмина призвали в Красную армию. Действительную службу он проходил курсантом танкового училища в Тбилиси, продолжая при этом заниматься любимой живописью. В столице Грузии впервые принял участие в выставке художников Закавказского военного округа, состоявшейся в 1940 году. Войну встретил в танковых войсках на Западном фронте. В 1942 году был тяжело ранен, а после выздоровления воевал на Воронежском, 2-м Украинском, 3-м Украинском и 4-м Украинском фронтах, командовал ротой тяжелых танков ИС. После тяжелого ранения весной 1944 года был демобилизован по инвалидности. Был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, многочисленными медалями. Вернулся в Ленинград.
«Весна на севере», 1970 год, холст, масло, 60 х 62 см., частное собрание.

В 1945 году Алексей Ерёмин поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В первые послевоенные годы в знаменитой Репинке сформировался сильный профессорско-преподавательский коллектив. Учителями Ерёмина стали известный советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского союза художников Борис Александрович Фогель (1872–1961), замечательный советский живописец, график и педагог, член Ленинградского союза художников Александр Адольфович Деблер (1908–1981) и известный советский художник, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Семён Львович Абугов (1877–1950).
«Церковь Святого Иоанна», 1985 год, картон, масло, 26 х 29 см., Музей изобразительных искусств республики Карелия.

Академические учителя многому научили своего талантливого студента. Конструктивизм в рисунке привил Семен Львович Абугов — для выявления большой объемной массы он часто бинтовал голову, торс, руки модели, наглядно выявляя скульптурную «болванку» тела. Чувство цвета и гармонию насыщенных красок привил Борис Александрович Фогель — друг Петра Петровича Кончаловского (1876–1956) и последователь Константина Алексеевича Коровина (1861–1939). И конечно, Борис Владимирович Иогансон (1893–1973), в мастерской у которого начиная с третьего курса учился Алексей Еремин и по мастерской которого заканчивал институт.
«Онежская уха», 1972 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Об учебе в мастерской Бориса Иогансона Ерёмин вспоминал: «Иогансон умел вдохновлять, умел без слов доказывать, что живопись — радость и волшебство. Борис Владимирович Иогансон — артистическая натура, человек большого обаяния. Он покорял. Он любил видеть удивление и восхищение. В мастерскую входил в белой накрахмаленной рубашке, торжественный. Сразу устанавливалась полная тишина. После его урока самому хотелось достичь такого мастерства».
Мастерская Б.В. Иоганссона ЛИЖСА им. И.Е, Репина. 1951 г. Нижний ряд (слева направо): К. Абдуллаев, П.А. Чернов, Б.В. Иоганссон, А.Д. Зайцев, Н.И. Крюков. Средний ряд: А.И. Скворцов, А.И. Поздняков, А.Г. Еремин, М.К. Копытцева, Б.К. Севастьяхин, неизвестный слушатель. Верхний ряд: А.П. Левитин, Н.А. Телепов.

В 1947 году в жизни Алексея Григорьевича произошло радостное событие — он женился на однокурснице Ирине Балдиной, с которой прожил в браке более полувека. В 1948 году у них родилась дочь Наталья, которая в последующем окончила институт имени И. Е. Репина и стала, как и родители, художником.
А.Г. Еремин с женой И.М. Балдиной и дочерью Натальей. 1974 год.

В 1951 году Ерёмин окончил институт по мастерской профессора Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — историческая картина «Ленин в Сибирской ссылке» получила высший балл у членов совета.
«На Яндомозеро», 1989 год, холст, масло, 72 х 103 см., Муромский историко-художественный музей.

После окончания института Ерёмин был распределен в Новосибирск, где проработал до 1953 года. Участвовал в многочисленных художественных выставках, выполнил серию картин для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. За монументальное панно «Зерно» был удостоен диплома и медали. Начиная с 1953 года художник едва ли не каждый год весной и осенью уезжал в свое родное село Углевщина на Яндомозере в Карелии.
«Белые ночи на Севере», 1957 год, холст, масло, 103 х 203,5 см., Музей актуального реализма, Тольятти.

О своей родине и этих поездках Ерёмин писал: «Я езжу в Заонежье летом, осенью, зимой и весной. Там я появился на свет. Там похоронены мои предки. Там живут родственники и друзья. Если долго не могу выбраться на Яндом-озеро, становлюсь как больной. А возвращаюсь помолодевшим. Народ там замечательный. Потомки древних новгородцев. Внешне неброские, но сноровистые, упорные и смелые, нрава независимого. Татарского и помещичьего ярма избежали. А какие мастера!»
«Берег речки», 1956 год, картон масло, частное собрание.

С полным основанием можно утверждать, что главным учителем Еремина стал Русский Север. «Мне в жизни повезло, что я родился и провел детство в Заонежье», — всегда говорил в своих интервью художник. Поездки на родину давали художнику бесценный материал для творчества, вдохновляли его на новые художественные произведения. Накопленный в эти годы натурный материал лег в основу первых станковых картин Еремина «Оттепель» (1960), «Онежане» (1963), «На Онего» (1964), «Северная пристань» (1967), «Онежская уха» (1969), «Материнские думы» (1969), «Моторист Женя Зайцев» (1972) и других. В них Алексей Ерёмин заявил о себе как о сложившемся художнике с ярким индивидуальным восприятием красоты и поэзии Русского Севера.
«Оттепель», 1960 год, картон, масло, 29 х 39 см., частное собрание.

Алексей Ерёмин работал в разных художественных жанрах, много экспериментировал в поисках своего стиля. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, этюды с натуры. Постепенно ведущей темой творчества Ерёмина стала природа и люди Русского Севера, Заонежья. Стилистика живописи художника глубоко индивидуальна и самобытна, она постоянно подвергалась творческому переосмыслению со стороны автора, двигаясь к широкому письму и усилению декоративности.
«Банька» 1975 год, картон масло, Музей изобразительных искусств республики Карелия.

После возвращения в Ленинград Алексей Григорьевич активно включился в творческую и общественную жизнь Ленинградского союза художников, членом которого стал в 1953 году. Он неоднократно избирался председателем секции живописи, членом правления ЛОСХ, членом Правления союза художников РСФСР. Регулярно участвовал в городских, зональных и всесоюзных выставках.
«На Онеге», 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Творчество Ерёмина всегда было неразрывно связано с историей нашего искусства второй половины XX века и уже перешло в разряд классики того периода. Его тематические картины, портреты, пейзажи главным образом посвящены отеческому краю, который дал темы и образы. Он прославлял красоту, волевое начало в человеке, покорял точностью наблюдений, психологической достоверностью. Его произведения пронизаны мужественной интонацией, силой нравственных идеалов. Суровая убедительность картин Еремина в большей степени определена прочной связью художника с бытом, психологией и нравами северян, непосредственностью и непреднамеренностью ереминского восприятия родного края.
«Осень в Заонежье», 1964 год, холст, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Вместе с тем произведения Ерёмина глубоко лиричны. Рубленые избы, неказистые баньки, старые лодки, замшелые валуны и скалистые бухты, изрезавшие берега таежных заонежских озер, взяты художником настолько яркими цветами, что ассоциация личного присутствия возникает с первого взгляда на полотно. Художника отличала редкая по красоте техника живописи и чувство цвета. Его живописи было свойственно парадоксальное сочетание северной грубоватой основательности и тонкого лиризма. «Я пишу холсты обычно про свое, наболевшее…», — любил говорить Алексей Григорьевич.
«Материнские думы», 1969 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Творческое наследие художника велико и многообразно. Среди произведений, созданных Алексеем Ерёминым, особого внимания заслуживают картины «В тайге сибирской» (1954), «Охотники» (1956), «Рыбацкий поселок», «Утро», «В Верховье» (1961), «В Заонежье», «Наши палатки» (1962), «Цветет черемуха» ( 1963), «Белая ночь», «Осенний день», «На Онеге» (1964), «Варваринская церковь на Яндомозере», «Осенний день» (1970), «Портрет В. Комиссарихина, плотника-реставратора» (1971), «Моторист Женя Зайцев», «Отцы и сыновья» (1976), «Весна» (1978), «Сестра наша», «Идет война», «Осенняя песня» (все 1980), «Сентябрь» (1990) и другие.
«Сентябрь», 1990 год, холст, масло, 40 х 53,5 см., частное собрание.

В 1970 году Алексей Ерёмин был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 1978 году — почетного звания «Народный художник РСФСР».
«Осенний вечер», 1990 год, холст, масло, 54 х 79 см., частное собрание.

Алексей Григорьевич Ерёмин скончался 11 июня 1998 года в Санкт-Петербурге на восьмидесятом году жизни, похоронен на Сестрорецком кладбище.
Памятник на могиле Алексея Григорьевича Ерёмина.

Его жена Ирина Михайловна Балдина пережила мужа на десять лет и скончалась в Петербурге 15 января 2009 года на восемьдесят седьмом году жизни. Произведения А. Г. Ерёмина хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Великобритании, КНР, Германии, Италии, Японии и других странах.
«Московский дворик», 1975 год, картон, масло, 16 х 24 см., частное собрание.

Испокон веков богата была талантами земля Заонежья, а живописцы среди коренных заонежан всегда занимали особое место. Картины Алексея Ерёмина и сегодня поражают яркостью красок и сочной экспрессией длинных волнистых линий — ими наполнены многочисленные пейзажи Русского Севера. «Ван-Гог Русского Севера» — так называли Алексея Ерёмина при жизни почитатели его таланта. И с ними трудно не согласиться.
«Северный этюд», 1954 год, картон, масло, 15 х 34 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Голенький Г. Ф. Алексей Еремин: альбом. Л.: Художник РСФСР, 1985.
2. Художники Петровской академии наук и искусств. СПб.: ИПП Ладога, 2008.
3. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
4. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1956.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
6. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
7. Колесова О. Две тысячи встреч. На выставке «Ленинград» // Ленинградская правда. 1964. 4 ноября.
8. Дмитренко А. Взором современника // Смена. 1964. 27 декабря.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.