Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 93. Альберти Пётр Филиппович (Peter Alberti) (1913-1994).

Герой очередного выпуска Альманаха — Пётр Филиппович Альберти — известный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Пётр Альберти родился в Астрахани. Обучался в Астраханском художественном училище у известного художника и педагога Павла Алексеевича Власова, учениками которого были Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. В 1935–1936 годах Петр Альберти занимался на отделении живописи ЛИЖСА в Ленинграде, после чего оставил занятия и поступил на работу в ЛенИзо. Фронтовик. Участвовал в боях под Ленинградом, в освобождении Прибалтики.

Пётр Альберти писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые композиции, этюды с натуры. С 1956 года — член ЛОСХа. В 1960–1970-е годы неоднократно работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, в домах творчества Союза художников РСФСР в Горячем Ключе, на озере Сенеж. В 1970–1980-х годах участвовал в выставках современного советского искусства в Японии в галерее Гикоссо. В 1989–1992 годах работы П. Ф. Альберти были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Петра Альберти находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Великобритании, Франции, США и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Пётр Филиппович Альберти родился 25 ноября 1913 года в Астрахани в семье служащего. Отец Петра работал на местном отделении железной дороги, а мама была домохозяйкой, занималась воспитанием детей. Родители Петра были далеки от искусства, но когда у их сына проявился интерес к рисованию, а кроме того обнаружились и определенные способности, очень обрадовались этому и постарались сделать все возможное, чтобы этот интерес развить.
«Пионы», 1991 год, холст, масло, 100 х 100 см., частное собрание.

Сведений о детских и юношеских года Петра Альберти, проведенных в родной Астрахани, практически не сохранилось. Известно лишь, что в 1927 году после окончания школы-семилетки наш герой поступил в Астраханское художественное училище, одно из старейших профессиональных образовательных учреждений страны.
«Уборка винограда», 1958 год, картон, масло, 32 х 45 см., частное собрание.

Открытое еще в марте 1900 года выдающимся русским живописцем, графиком и педагогом Павлом Алексеевичем Власовым (1857–1935) в виде художественных и техническо-рисовальных классов, училище, перешедшее в 1918 году в ведение Советского государства и реорганизованное в Художественную студию живописи Культпросветотдела при Губпрофсоюзе, стало в первые годы существования молодой республики Советов крупным и одним из наиболее значимых художественных учебных заведений на юге страны.
«Зимние работы в колхозе», 1956 год, холст, масло, Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

В декабре 1919 года Художественная студия живописи была преобразована в Государственные художественные мастерские, признанные в 1921 году высшим техническим учебным заведением (втузом) и получившим название Астраханские высшие государственные свободные художественные мастерские имени астраханского Губсовета профсоюзов. Возглавил учебное заведение их основатель Павел Власов, сумевший создать уникальную детально разработанную систему изучения различных дисциплин и сформировать коллектив из преданных своему делу педагогов.
«Уборка силоса», 1960 год, картон, масло, 32,3 х 47 см., частное собрание.

Попасть в училище было очень сложно, а сама учеба считалась большим успехом. Именно Павел Алексеевич Власов, учениками которого в разное время были выдающиеся представители отечественного искусства Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) и Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954), в полной мере оценил природное дарование своего нового ученика, предсказав ему большое художественное будущее. В дальнейшем Альберти будет всегда с большой теплотой вспоминать Павла Власова, считая его своим первым и главным учителем в жизни.
«Натюрморт», 1977 год, холст, масло, 85 х 87 см., Муромский историко-художественный музей.

А Власову сразу понравился этот скромный астраханский паренек, щедро одаренный талантом от природы и наделенный несгибаемым твердым характером. А еще подкупала его удивительная работоспособность, готовность идти на любые жертвы ради любимого дела.
«На реке», 1950 год, картон, масло, 33 х 46,9 см., частное собрание.

Пять лет продолжалось обучение Петра Альберти в ставших родными стенах училища, и в 1932 году после его окончания Петру Филипповичу была присвоена квалификация художника-педагога.
«Цирк», 1957 год, холст, масло, 60 x 100 см., частное собрание.

В этом же году, следуя советам и рекомендациями своего учителя, Пётр Альберти отправился для продолжения учебы в Ленинград, где поступил на подготовительные курсы при Всероссийской Академии художеств.
«В порту», 1960-е годы, картон, масло, 60 х 70 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

В 1935 году Альберти был зачислен на первый курс отделения живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, руководимого в те годы Исааком Израилевичем Бродским (1983–1939), учеником Ильи Ефимовича Репина (1844–1930).
«Натюрморт с арбузом», 1980 год, холст, масло, 50 х 100 см., частное собрание.

Педагогами Петра Альберти в институте были выдающийся советский живописец, профессор, руководитель батальной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Рудольф Рудольфович Френц (1888–1956), замечательный советский художник, график и педагог, портретист, жанровый живописец Александр Михайлович Любимов (1879–1955) и известный советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР Ефим Михайлович Чепцов (1874–1950). В институте Альберти занимался два года, и в 1936 году был вынужден покинуть его стены по семейным обстоятельствам.
«Зимние работы», 1958 год, картон, масло, 32,4 х 47 см., частное собрание.

После ухода из института Пётр Филиппович устроился работать в кооперативное товарищество художников ЛенИзо и все предвоенные годы жил и работал в Ленинграде. В 1938 году в жизни Петра Альберти произошло радостное событие: он женился, и его избранницей стала художник Валентина Ивановна Белова. Брак был счастливым и продлился до момента кончины супруги Петра Филипповича в 1955 году.
«Юные пионеры на крейсере «Аврора», 1971 год, картон, масло, 30 х 48 см., частное собрание.

Начало войны Пётр Альберти встретил в Ленинграде и уже в конце лета 1941 года добровольцем ушел на фронт. Нелегкие дороги войны прошел рядовым бойцом 267 запасного стрелкового полка Ленинградского фронта. Участвовал в кровопролитных боях под Ленинградом, в освобождении Прибалтики. В сентябре 1944 года был тяжело ранен. За мужество и героизм был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В 1945 году после демобилизации вернулся в Ленинград, участвовал в восстановлении города, продолжил работать в ЛенИзо.
«Юные хоккеисты», 1968 год, картон, масло, 35 х 50 см., частное собрание.

Работая в ЛенИзо, в то же время много времени посвящал творчеству. Отличительной особенностью живописной манеры художника стали широкое письмо, яркий насыщенный колорит, энергичный раздельный мазок. Пётр Альберти часто использовал корпусную кладку краски и сложную фактуру холста, много работал на натуре, отдавая первостепенное значение ее тщательному изучению.
«Космонавт и юные пионеры», 1966 год, картон, масло, 32,9 х 43,9 см., частное собрание.

Пётр Альберти старался работать в разных художественных жанрах и техниках. Писал портреты, пейзажи, жанровые картины, натюрморты. В процессе работы над жанровыми композициями писал многочисленные натурные этюды, многие из которых приобрели самостоятельную художественную ценность. Среди произведений 1950-х — начала 1960-х годов, в первую очередь, обращают на себя картины «Шахматисты» (1951), «Цветы» (1956), «Ленинград.Аничков мост», «Натюрморт с палитрой», «Мужской портрет», «Портрет жены» (все 1960).
«Натюрморт с палитрой», 1960 год, холст, масло, 79 х 79 см., частное собрание.

Если в 1950-е — начале 1960-х годов ведущим жанром Петра Альберти являлся портрет, то в дальнейшем художник чаще обращался к пейзажу и тематической картине. Среди картин, созданных им в этот период, необходимо отметить картины «Пионеры», «Подруги», (1961), «Осинки» (1968), «Осень. Натюрморт» (1972), «Озеро» (1974), «Столярная мастерская» (1976).
«Столярная мастерская», 1976 год, холст, масло, 100,5 х 120 см., частное собрание.

В 1957 году Пётр Филиппович Альберти был принят в члены Ленинградского союза художников. В 1960–1970-е годы художник неоднократно работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, в домах творчества Союза художников РСФСР в Горячем Ключе, на озере Сенеж. В эти годы он много путешествовал по стране, совершая командировки в самые отдаленные ее уголки.
«Зимние заботы», 1958 год, картон, масло, 32,6 х 47,5 см., частное собрание.

Пётр Филиппович Альберти участвовал в художественных выставках начиная с 1951 года. В 1970–1980-х годах участвовал в выставках современного советского искусства в Японии в галерее Гикоссо. В период с 1989 по 1992 год работы Петра Альберти с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи во Франции.
«Встреча с пионерами», 1980-е годы, холст, масло, 79 х 100 см., частное собрание.

С конца 1970-х годов Пётр Альберти увлеченно работал в жанре натюрморта. Художник варьировал постановки, но чаще всего в них присутствуют любимые им пионы, сочная мякоть арбуза, мольберт с кистями и красками. Среди произведений этого периода хочется отметить полотна «Натюрморт» (1977), «Натюрморт с дыней», «Пионы и вишня на подносе» (обе 1980), «Пионы» (1991), «Натюрморт с арбузом» (1992).
«Пионы и вишня на серебряном подносе», 1980 год, холст, масло, 90,5 х 70,5 см., Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Пётр Филиппович Альберти скончался 7 октября 1994 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят первом году жизни от острого инфаркта миокарда. Был похоронен на Северном кладбище.
«Натюрморт с арбузом», 1992 год, холст, масло, 76 х 80 см., частное собрание.

Творческое наследие Петра Филипповича Альберти обширно и многогранно. Сегодня его произведения украшают экспозиции многочисленных художественных музеев и частных собраний в России, Бельгии, Японии, Великобритании, США, Франции и других странах. Желанные гости они и на многочисленных западных аукционах.
«Зимние работы», 1958 год, картон, масло, 32,4 Х 47 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Выставка произведений ленинградских художников. 1960: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
2. Зональная выставка «Ленинград. 1964»: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1965.
3. Художники народов СССР: биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1970. Т. 1.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1968: каталог. Л., 1971.
5. L`Ecole de Leningrad. Druot Richelieu. Catalogue. Paris, 1989.
6. Charmes Ruses. Druot Richelieu. Catalogue. Paris, 1992.
7. Кононихин Н. Живопись Ленинграда –– Санкт-Петербурга. Из частных коллекций: [CD-ROM]. СПб., 1998.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.