Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 92. Коровяков Александр Петрович (Alexander Korovyakov) (1912-1993).

Герой очередного выпуска Альманаха — Александр Петрович Коровяков — известный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Александр Коровяков родился в казачьей станице Бердская Оренбургской губернии. Обучался в Пензенском художественном училище. По его окончании в 1936 году уехал в Ленинград, где поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств. В 1937 году был принят на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимался у Бориса Фогеля, Генриха Павловского, Семёна Абугова. Учебу прервала Великая Отечественная война. Фронтовик. Воевал на Волховском фронте. Участвовал в боях за Ленинград, в освобождении Прибалтики. В 1945 году возобновил занятия в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, в 1947 окончил вуз по мастерской профессора Рудольфа Френца и был распределен на работу в Пензенское художественное училище преподавателем живописи и рисунка.

Осенью 1954 года Коровяков вернулся в Ленинград. Преподавал живопись и рисунок в Средней художественной школе при Академии художеств СССР. В своих работах художник сочетал гладкое письмо с энергичным мазком и корпусной кладкой краски на светлых местах, добиваясь объемности и глубины изображения. В 1989–1992 годах работы Коровякова с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи во Франции.

Произведения Александра Коровякова находятся в музеях и частных собраниях в России, Англии, Бельгии, США, Франции и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Александр Петрович Коровяков родился 16 ноября 1912 года в казачьем селе Бердская Слобода, что на левом берегу реки Сакмары в семи верстах к северо-востоку от Оренбурга, являвшимся старейшей станицей Оренбургского казачьего войска. Глава семьи трудился железнодорожным рабочим на местном отделении железной дороги, мама же занималась воспитанием детей и хлопотала по хозяйству.
«У Михайловского сада в Ленинграде», 1972 год, холст, масло, 45 х 55 см., частное собрание.

Детство и юность будущего художника прошли здесь, на живописных берегах древней Сакмары, неутомимо исхоженных вдоль и поперек и настойчиво исследованных местными ребятишками в поисках следов пребывания служивых людей знаменитого Емельяна Пугачёва, войска которого квартировали в слободе, начиная с ноября 1773 года. Сам Пугачёв стоял на постое в доме местного казака К. Е. Ситникова, дом которого назывался в ту пору «государевым дворцом». В одном из соседних домов располагалась тогда Военная коллегия. Около пяти месяцев, до марта 1774, слобода являлась ставкой Пугачева и главным лагерем его войска. Отсюда отряды выступали на приступы к Оренбургу, а его атаманы отправлялись в дальние походы к Уфе и Самаре, Челябинску и Гурьеву, Кунгуру и Казани.
«Вечер», 1960 год, холст, масло, 87 х 62 см., частное собрание.

Местные жители всегда очень гордились историей своей слободы, берегли память о своих прославленных соотечественниках, из уст в уста передавая легенды тех героических лет. Не был исключением и Саша Коровяков, с раннего детства полюбивший историю и природу родного края, красоту окрестных пейзажей, а это в свою очередь сыграло немалую роль в формировании эстетического вкуса будущего художника. Здесь он пошел в школу-семилетку, здесь же увлекся рисованием в младших классах, чем немало удивил родителей, весьма далеких от искусства вообще и от живописи в частности.
«На островах», 1962 год, холст, масло, 48 х 81 см., частное собрание.

Как бы там ни было, но родители не стали препятствовать увлечению сына, справедливо полагая, что пройдет время и оно сойдет на нет, как и все остальные детские увлечения в этом возрасте. Однако они оказались не правы, ибо увлечение Александра не только не прошло, а, наоборот, с годами только усилилось, определив дальнейший жизненный путь Александра Петровича и подарив отечественному искусству новое имя по-настоящему большого мастера.
«Зимний вид в Ленинграде», 1962 год, картон, масло, 19 х 23 см., частное собрание.

Судьбе будет угодно сделать фамилию Александра Коровякова известной в мире отечественного и мирового искусства, а самого художника наградить богатой на события творческой биографией. Но это будет в отдаленном будущем, а пока шестнадцатилетний Саша Коровяков в 1928 году окончил школу-семилетку и пошел работать на паровозовагоноремонтный завод в Оренбурге. Никаких рабочих специальностей у молодого паренька при поступлении за завод, естественно, не было, и последующие четыре года своей трудовой биографии он посвятит их последовательному освоению.
«На Неве», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

При этом Александр Коровяков не забывал и о своем детском увлечении, посвящая ему все свободное время. Он рисовал, рисовал настойчиво и увлеченно, рисовал друзей, товарищей по работе, заводские интерьеры, городские улочки, природные пейзажи. Он рисовал, потому что это ему очень нравилось и потому что очень скоро понял, что детское увлечение постепенно превратилось для него в смысл жизни. Постепенно с его творчеством познакомились и в администрации завода, и не просто познакомились, а решили помочь молодому парню найти себя в жизни…
«Яхты», 1969 год, картон, масло, 32 х 48 см., частное собрание.

В сентябре 1932 года молодого рабочего Александра Коровякова направили на учебу в Пензенское художественное училище, одно из старейших художественных учебных заведений России. Училище заложит основу и фундамент художественного образования будущего художника. Четыре года обучения пролетят незаметно, и когда в 1936 году придет время расставаться с училищем и любимыми преподавателями в связи с завершением учебы, Александр Петрович будет очень огорчен, еще не зная, что судьба предоставит ему в недалеком будущем возможность вновь переступить порог училища и посетить родные аудитории –– на этот раз уже в качестве педагога.
«Натюрморт с бутылкой», 1970 год, картон, масло, 40 х 50 см., Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого.

А пока в сентябре 1936 года Александр Коровяков уехал в Ленинград, где поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств. Годом позже он был зачислен на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где в разные годы его педагогами были Борис Александрович Фогель (1872–1961), замечательный советский живописец будущий профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, Генрих Васильевич Павловский (1907–1973), известный советский живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР и Семён Львович (Шимон Лейбович) Абугов (1877–1950), замечательный советский живописец, график, будущий профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
«Цветы», 1977 год, картон, масло, 70 х 50 см., частное собрание.

Учёбу в Репинке прервала война, которую Александр Коровяков встретил в Ленинграде. Уже в июле 1941 года выпускник с последнего курса института добровольцем ушел в Красную армию. Воевал на Волховском фронте. Участвовал в боях за Ленинград, в освобождении Прибалтики. Был ранен, награжден орденом «Красная Звезда», медалями «За оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией». Демобилизовался Александр Петрович летом 1945 года в звании старшего сержанта, а уже в сентябре того же года возобновил свое обучение в ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
«Шиповник», 1969 год, картон, масло, 70 х 50 см., частное собрание.

Вместе с Коровяковым в эти первые послевоенные годы в институте училась целая плеяда недавних фронтовиков, многие из которых в скором будущем составят цвет знаменитой ленинградской школы живописи. В 1947 году Александр Коровяков завершил свое обучение в Репинке по мастерской замечательного советского живописца, графика и педагога, профессора и руководителя батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина Рудольфа Рудольфовича Френца (1888–1956). Дипломная работа выпускника –– картина «Раненый командир» –– принесла автору звание художника живописи.
«Фонтанка», 1960-е годы, картон, масло, 26 х 34 см., Нижегородский государственный художественный музей.

После окончания учебы в августе 1947 года Александра Коровякова распределяют в город Пензу преподавателем живописи и рисунка в хорошо знакомое ему Пензенское художественное училище. Профессорско-преподавательский коллектив училища с большой теплотой встретил нового преподавателя, недавнего выпускника, а сам Александр Петрович с большим воодушевлением приступил к новой работе. Дома, как известно, и стены помогают, а Коровяков чувствовал себя в родном училище как дома. Ему здесь были все рады, и он это отвечал взаимностью. Впоследствии годы преподавания в Пензе Коровяков будет считать одними из самых удачных в своей трудовой биографии. В конце 1947 года художника принимают в члены Союза художников Пензенской области.
«Осенний натюрморт», 1972 год, картон, масло, 70 х 50 см., Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Вместе с преподавательской работой Александр Петрович не забывает и о творческой деятельности. Он увлеченно работает в разных художественных жанрах, использует разные техники. Много экспериментирует. Пишет портреты, городские и ландшафтные пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, этюды с натуры. С 1949 года участвует в различных художественных выставках, экспонируя свои работы сначала в Пензе, а после возвращения в город на Неве вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Стадион им. Ленина в Ленинграде», 1960 год, картон, масло, 45 х 65 см., частное собрание.

Педагогическая деятельность Александра Петровича в Пензе завершилась в 1954 году, когда художник вернулся в Ленинград и поступил преподавателем живописи и рисунка в Среднюю художественную школу при Академии художеств СССР (ныне Художественный лицей имени Б. В. Иогансона), где впоследствии проработал до 1983 года, воспитав несколько поколений художников. Сразу по возвращении Коровяков активно включился в творческую жизнь Ленинградского союза художников, членом которого стал в августе 1955 года.
«В осеннем саду», 1965 год, холст, масло, 59,5 х 49,5 см., частное собрание.

Конец 1956 года в творчестве Александра Коровякова отмечен его участием в знаменитой «Осенней выставке произведений ленинградских художников 1956 года», на которой художник показал широкой аудитории работы «На солнце», «Первый снег» и «Дворцовая площадь. Пейзаж» (обе 1956). Этими произведениями живописец весьма точно обозначил свои творческие пристрастия на многие годы: письмо с натуры как основной художественный прием и ленинградский пейзаж как ведущий жанр.
«На солнце», 1956 год, картон, масло, 34 х 23,5 см., частное собрание.

Творческое наследие Александра Коровякова обширно и многогранно. Среди его многочисленных ленинградских пейзажей –– картин и этюдов, написанных в период 1950–1960 годов, в первую очередь обращают на себя внимание полотна «Весна в Ленинграде», «Исаакиевская площадь», «У пристани» (все 1957), «Стадион имени Ленина» (1960), «Улица Ленина», «Заводской район» (обе 1960), «Мокрый асфальт» (1963), «Зимний дворец», «У стен Петропавловской крепости» (обе 1965), «На Невке» (1964).
«Зимний дворец в Ленинграде», 1965 год, картон, масло, 14 х 26,5 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Коровяков часто обращался и к традиционным для пейзажной живописи темам, используя для этого каждую возможность, которых было не так много, учитывая напряженный график педагогической работы, отнимавшей у художника много времени и творческих сил. Панорамным открыточным видам с множеством ясно читаемых планов, с широким охватом пространства живописец всегда предпочитал камерные сюжеты: уголок осеннего сада, заснеженный дворик, игру световых пятен на водной глади. Тонко чувствуя изменчивую красоту в природе, Александр Коровяков умел передать разнообразные оттенки в ее настроении. Как, например, в работах «Осенний сад» (1965) и «На озере Селигер» (1965).
«На озере Селигер», 1965 год, картон, масло, 30 х 40 см., частное собрание.

В 1960–1980 годы Коровяков часто работал в жанре натюрморта. Он никогда не довольствовался в своих произведениях простым любованием формой и цветом. Его композиции всегда оригинальны по замыслу, сложны по фактуре и технике письма, исполнены ассоциативного подтекста, как, например, «Осенний натюрморт» (1972), «Шиповник» (1969), «Натюрморт с капустой» (1972), «Букет» (1979).
«Букет», 1979 год, картон, масло, 50 х 40 см., Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Коровяков много экспериментировал с техникой живописи, добиваясь эффекта объемности, полупрозрачности и многослойности изображения. В своих произведениях художник сочетал гладкое письмо с энергичным мазком и корпусной кладкой краски на светлых местах, добиваясь эффекта объемности и глубины изображения. В 1989–1992 годах работах Коровякова с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи во Франции.
«Натюрморт с капустой». 1972 год, картон, масло, 50 х 40 см., частное собрание.

Александр Петрович Коровяков скончался 12 июня 1993 года в Санкт-Петербург на восемьдесят первом году жизни. Сегодня его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Англии, Бельгии, США, Франции и других странах.
«Этюд с яхтами», 1961 год., картон, масло, частное собрание.

Выставки работ художника состоялись в Ленинграде (1956, 1957, 1958, 1960, 1961, 1962, 1964, 1965, 1981), Париже (1991), Санкт-Петербурге (1993, 1994, 1995, 1996, 1997).
В 2012 году в Белом зале Санкт-Петербургского союза художников состоялась персональная выставка произведений Александра Петровича Коровякова, приуроченная к столетию со дня рождения художника. В экспозиции были представлены портреты, натюрморты, пейзажи, натурные этюды кисти художника.
«Полевая дорога», 1965 год, картон масло, 70 х 49 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 1.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С. 18.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963. С. 11.
6. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962.
7. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965.
8. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.