Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 91. Семёнов Арсений Никифорович (Arseny Semenov) (1911-1992).

Герой очередного выпуска Альманаха — Арсений Никифорович Семёнов — известный советский художник, живописец, педагог, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Арсений Семёнов родился в деревне Максимово Полоцкого уезда Витебской губернии в семье, далекой от искусства. Начиная с 1927 года занимался живописью и рисунком в студии АХРР у А. Р. Эберлинга, в 1930 году поступил на подготовительные курсы при Академии художеств, а затем в Институт пролетарского изобразительного искусства (с 1932 года — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры). Арсению Семёнову посчастливилось учиться в мастерской Д. Н. Кардовского.

В 1937 году незадолго до окончания института Семёнов заболел и был вынужден прервать обучение. После выздоровления он получил справку об окончании пяти курсов живописного факультета без выполнения дипломной работы и был направлен преподавателем в Пензенское художественное училище. Фронтовик. В 1944 году был демобилизован по ранению.
С 1944 по 1947 год Арсений Никифорович преподавал в Средней художественной школе при Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, позже — на кафедре живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.

Основными темами, над которыми работал Арсений Семёнов, были ленинградские мотивы и пейзажи старинных русских городов, Прибалтики и Крыма. Произведения Арсения Семёнова находятся в художественных музеях и частных собраниях России, Франции, Италии, США, Финляндии и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Субъективизм живописи Арсения Семёнова вполне органично сочетается с деперсонализмом. От живописи этого художника не стоит ожидать изображения характеров, психологизма или хотя бы просто четкого изображения человеческих лиц. Вместо лиц на его картинах часто присутствуют просто белые пятна; индивидуальность же, как кажется, вообще не фиксируется его творческим методом. В эпоху глобальных перемен ведущая роль принадлежит не личностям, а массам, и живопись Семёнова вполне соответствует этому выводу советского марксизма» (Н. И. Смирнов, искусствовед).
«Торжок. Вид набережной», 1971 год, холст, масло, 71 х 58 см., Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Арсений Никифорович Семёнов родился (10) 23 января 1911 года в деревне Максимово Полоцкого уезда Витебской губернии в простой рабочей семье. Глава семьи работал мастером — строителем железнодорожных мостов, мама была домохозяйкой и воспитывала детей. Семья жила дружно, хоть и без особого достатка. Когда Арсению исполнилось четыре года, скоропостижно умер отец, и семья переехала в небольшой городок Быхов в Могилёвской области Белоруссии, расположенный в 50 км от Могилёва, известный тем, что здесь находилась одна из лучших людвисарен XVI–XVIII веков, где мастера самой высокой квалификации изготавливали пушки, ядра, пули и многое другое.
«Старая Ладога», 1963 год, холст, масло, 59 х 42 см., Нижегородский государственный художественный музей.

В Быхове прошли детство и юность будущего художника. Живописная природа правого берега Днепра, на котором располагались городские улицы, полуразрушенный замок и синагога, имевшая крепостной характер, высокую линию окон и толщину стен под два метра, рядом с которой более поздние здания выглядели жалкими сараюшками, навсегда остались в памяти скромного провинциального юноши и впоследствии часто вспоминались им на протяжении всей жизни. Возможно, здесь следует искать истоки той особой любви Семёнова к малым городам России с их неповторимой архитектурой, среди которых особое место в творчестве художника будет занимать Псков.
«Вид на Волхов», 1963 год, холст, масло, 65,5 х 45,5 см., частное собрание.

Правда, это будет в будущем, а пока летом 1927 года после окончания средней школы Арсений Семёнов отправляется в город своей мечты — Ленинград, с которым будет связана вся его последующая жизнь. Город на Неве был выбран не случайно. Здесь располагался ведущий художественный вуз молодой республики Советов, и именно туда стремился попасть наш герой, еще в Быхове твердо решивший стать художником. При этом стоит отметить, что увлечение рисованием появилось у Арсения довольно поздно — в старших классах школы, но оно настолько захватило юношу, что его решение связать свою жизнь с искусством совсем не выглядело для окружающих чем-то из ряда вон выходящим. Да и получалось у него по их отзывам совсем неплохо.
«Торжок. Вид на соборы», 1971 год, картон, масло, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

«Софийский собор в Новгороде», 1966 год, картон, масло, частное собрание.

В Ленинграде юноша, не имевший никакой рабочей специальности, работает разнорабочим на различных временных работах и одновременно в течение двух лет в 1927–1929 годах занимается живописью и рисунком в студии Ассоциации художников Революционной России у известного в те годы советского живописца, графика и педагога Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1872–1951). Сегодня это имя известно лишь ограниченному кругу художников и критиков, но в начале ХХ века он был знаменит в Петербурге. Эберлинг подолгу жил за границей — до революции объездил пол-Европы, но большая часть его жизни прошла в Петрограде (Ленинграде), который он вынужден был покинуть только на время блокады.
«На набережной Невы», 1957 год, картон, масло, 34 х 48,5 см., частное собрание.

В 1929 году Арсений Семенов устраивается работать на аккумуляторный завод учеником литейщика, на следующий год по путевке завода его направляют на подготовительные курсы при Академии художеств и в том же году он становится студентом живописного факультета Института пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ).
«Парголово», 1965 год, картон, масло, 49,5 х 69,5 см., частное собрание.

На живописном факультете института в те годы была восстановлена система творческих индивидуальных мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Руководили мастерскими профессора И. И. Бродский (1883–1939), Б. В. Иогансон (1893–1973), В. Н. Яковлев (1893–1953), Д. Н. Кардовский (1866–1943), А. А. Осмеркин (1892–1953), А. И. Савинов (1881–1942), Р. Р. Френц (1886–1956), П. А. Шиллинговский (1881–1942), М. П. Бобышов (1885–1964). Именно в мастерской Дмитрия Николаевича Кардовского Семёнову посчастливилось заниматься в 1934–1937 годах.
«Ленинградский мотив», 1961 год, картон, масло, 35,2 х 50 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Методология и взгляды Кардовского сводились к тому, что, во-первых, академия должна давать ученику профессиональные знания в объеме, необходимом для зрелого выполнения законченного художественного произведения. Во-вторых, школьная работа должна проводиться вне воздействия так называемых течений в искусстве. В-третьих, рисунок не должен отделяться от живописи. Наконец, на взгляд Кардовского, основа всей работы — определение характера натуры. Занятия в мастерской Кардовского, а также сама личность выдающегося педагога оказали большое влияние на судьбу молодого художника, а его педагогические приемы и взгляды будут глубоко восприняты, творчески переработаны и использованы Семёновым в собственной преподавательской работе, которой он посвятит почти полвека.
«Ленинград. Заводской мотив», 1962 год, картон, масло, частное собрание.

Внезапная болезнь нарушила планы Арсения Семёнова, и в 1937 году незадолго до окончания института он вынужден был прервать обучение. После выздоровления он получил справку об окончании пяти курсов живописного факультета без выполнения дипломной работы и был по распределению направлен преподавателем в Пензенское художественное училище. В 1938 году Семенова приняли в члены Пензенской организации советских художников.
«Невский проспект», 1954 год, картон масло, 24,7 х 34,3 см, частное собрание.

В 1939 году Арсения Семёнова призывают на службу в ряды Красной армии. Он служит в бронетанковых войсках в Монголии и Забайкалье. Участвует в боях на Халхин-Голе. С первых дней Великой Отечественной войны Арсений Семёнов участвовал в боях с врагом. Прошел путь от рядового до командира танкового батальона. Был отмечен боевыми наградами, в том числе орденом «Красная Звезда», орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, многочисленными медалями. В 1944 году был демобилизован по ранению.
«Изборская крепость», 1963 год, картон, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

В 1944 году начинается длительный период преподавательской деятельности Арсения Никифоровича Семёнова. Он начинает преподавать в Средней художественной школе при Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1946 году его принимают в члены Московской организации советских художников, а в сентябре 1947 года Семёнов возвращается в Ленинград и начинает преподавать на кафедре общей живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Он проработает в знаменитой Мухе более сорока лет и воспитает несколько поколений художников. В 1947 году его принимают в члены Ленинградской организации советских художников.
«В парке», 1961 год, картон, масло, частное собрание.

Семёнову нравилась преподавательская деятельность, хотя она и занимала много времени, оставляя, по мнению художника, недостаточно на творчество, которое он, к слову сказать, тоже не забывал. Арсений Никифорович пробовал свои силы в разных художественных жанрах и техниках, много экспериментировал. С конца 1940-х годов Арсений Семёнов активно участвует в различных художественных выставках, демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. В 1951 году после пятнадцатилетнего вынужденного перерыва он, наконец, оканчивает институт, защитив дипломную картину «Материнство».
«На Кировском проспекте», 1962 год, картон, масло, 49 х 34,8 см., частное собрание.

«У египетского моста», 1962 год, картон, масло, 49 х 35 см., частное собрание.

Семёнов писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, портреты, многочисленные этюды с натуры, совершал творческие поездки в Старую Ладогу, Торжок, Изборск, Прибалтику, Закарпатье, Крым. При всем при этом главные творческие интересы Арсения Никифоровича Семёнова были связаны с городским пейзажем. Это и образы Ленинграда, и Крым — прежде всего Ялта, и малые города России, среди которых особое место в творчестве художника занимал Псков.
«Закарпатский мотив», 1974 год, картон, масло, Закарпатский областной художественный музей имени Иосифа Бокшая.

В настоящее время редко встречаются работы, написанные Арсением Семёновым в 1930–1940-е годы, но все, написанное им начиная с 1950-х годов, указывает на принадлежность его к ленинградской живописной школе.
«В Михайловском саду», 1961 год, картон, масло, частное собрание.

Здесь необходимо некоторое уточнение. Сама ленинградская школа занимает своеобразное место в советском искусстве. Представители этой школы в своих работах ориентировались на тематику, одобренную советской идеологией. Это городские и сельские пейзажи, стройки, портретная живопись, натюрморты. Можно сказать, что она стремиться отображать жизнь как таковую, ориентируется на объективные факты жизни. Но при этом сама манера изображения этой жизни на полотнах художников ленинградской школы порой очень далека от реалистических стандартов.
«На Фонтанке», 1961 год, картон, масло, 49,1 х 35 см., частное собрание.

Резкий, грубый мазок, нечеткие контуры, схематичность, цвета, порой наплывающие друг на друга — все эти черты объединяют творческий метод этой школы не столько с художественными методами реализма и соцреализма, сколько с традициями первого русского авангарда и особенно экспрессионизма. По сути, под вывеской «школа советской живописи» возникло авангардистское художественное сообщество. Резкость мазка на полотнах многих художников ленинградской школы ориентирована на создание эффекта мощи, в рамках которого сама реальность показывает себя как нечто грубое, предельно осязаемое.
«На набережной», 1962 год, картон, масло, 49,3 х 35 см., частное собрание.

В начале 1950-х годов определился круг тем и образов, к которым тяготел Арсений Семёнов. Ленинградские мотивы и пейзажи старинных русских городов будут доминировать в его творчестве на протяжении всей жизни, хотя приемы их живописной разработки будут меняться в направлении от искусной фиксации мимолетности, стремления передать свежесть и непосредственность колористических впечатлений в работах 1950–1960 годов, к поиску более тонких и обобщенных цветовых решений, большей декоративности, основанной на активном использовании локального цвета и конструктивном рисунке в более поздний период творчества.
«У академии художеств», 1967 год, холст, масло, 58 х 73,5 см., частное собрание.

Произведения Арсения Семёнова середины — конца 1950-х годов полны динамики и света, сохраняют для нас увиденное художником, как хоровод цветовых пятен. Фигуры обозначаются художником двумя-тремя мазками. Арсений Никифорович любит писать цветочные базары, экзотику приморских набережных, людской ручеек на фоне древней архитектуры старинных русских городов. И конечно, ленинградские мотивы. Среди ленинградских пейзажей Семёнова, показанных на выставках 1950–1960-х годов, в первую очередь хочется отметить «Весенний городской пейзаж» и «Весна на окраине Ленинграда» (обе 1956), «Лодочная станция на Фонтанке. Ленинград» (1958), «Весенний день» (1959) «Ленинград. Исаакиевская площадь»(1961), «Строительство Заневского моста на Неве» (1964).
«Лодочная станция на Фонтанке. Ленинград» 1958 год, холст, масло, 58 х 73,5 см., частное собрание.

В 1950-е годы, которые условно можно отнести к раннему периоду творчества художника, Семёнов часто проводил лето в Крыму. Темами его работ были Ялта и Гурзуф, живописные уголки старого города и отдыхающие на приморской набережной. Художнику нравилось южное солнце и звонкая яркость красок. Он с жадностью стремился передать на холсте непосредственные впечатления от южной природы и жизни приморских улочек, наполненных солнцем, контрастами света и теней и случайным движением.
«Причал в Ялте», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

В 1950–1960-е годы городской пейзаж занимает видное место в творчестве Семенова. Некоторые из его ленинградских пейзажей, например «Весенний день» (1959), на котором изображена перспектива одной из красивейших улиц — Миллионной (бывшей Халтурина) с портиком Нового Эрмитажа, исследователями часто приводятся в литературе как образец творчества художника в этом жанре на рубеже 1950–1960-х годов.
«Весенний день», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

Особое влияние на творчество Арсения Семёнова оказали его творческие командировки в древнерусские города и работа там. Впервые открыв для себя Псков и Старую Ладогу еще в конце 1950-х годов, художник посвятил этой теме много лет. Как живописца его всегда влекли ожившая история, древняя архитектура и особый уклад местной жизни, органично сочетавшиеся с окружающей природой. По работам этого цикла можно проследить, как менялась его манера письма в 1960-е годы в направлении усиления декоративности живописи и утонченности колорита. Среди показанных на выставках этих лет работ стоит выделить «Псковский собор» и «Псков. Синие ворота» (обе 1958), «Старая Ладога. Зимний пейзаж» и «Старая Ладога. Сельсовет» (обе 1961), «Старая Ладога» (1965), «Торжок» (1969), «Вид Суздаля» (1971).
«Псков. Синие ворота», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

«Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

Вообще 1960-е годы в творчестве Арсения Семёнова характеризуются его повышенным интересом к старинным русским городам: Пскову, Изборску, Торжку, Суздалю, Старице, Костроме. Также он много работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. В эти годы из работ Семёнова постепенно начинает уходить излишняя дробность, ее сменяет большая цельность и созерцательность. Художник чаще использует локальный цвет, усиливающий образность и декоративность живописи.
«Улица в Торжке», 1969 год, картон, масло, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

«Новая Ладога в праздник», 1962 год, картон, масло, 49,5 х 69,5 см., частное собрание.

В 1960–1970-е годы Семёнов неоднократно бывал в творческих командировках в Прибалтике и Закарпатье, посетил Францию и Италию. Его работы этого периода творчества характеризуются заметным интересом к более обобщенным цветовым решениям.
«Таллин», 1966 год, холст, масло, Художественного музея Эстонии, Таллин.

«Закарпатье, Деревня», 1966 год, холст, масло, Закарпатский областной художественный музей имени Иосифа Бокшая.

«Литовский пейзаж», 1975 год, картон, масло, 34 х 48,5 см., частное собрание.

Период 1970–1980-х годов характеризуется обращением художника к ранее достаточно редкому для него жанру натюрморта. Он создает ряд декоративных, изысканных по живописи произведений. Среди них выделяется «Натюрморт с цветком» (1972), а также работы «Натюрморт с античной скульптурой» (1971), «Натюрморт с фруктами», «Натюрморт с цветами» (обе 1975), «Натюрморт с чайником» (1972), «Натюрморт с кувшином и яблоками» (1971).
«Натюрморт с фруктами», 1975 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Если сравнивать картины, написанные художником в 1950-е и 1970-е годы, то можно заметить, что манера художника со временем претерпевала определенные изменения. Семёнов в 1950-е годы более динамичен и экспрессивен, Семёнов конца 1960-х и 1970-х годов — более примирителен, спокоен и, если так можно выразиться, целостен. Но каждый из этих периодов по- своему уникален, а живопись Арсения Никифоровича Семёнова оригинальна и интересна на всех этапах его творческого становления.
«Грузовой порт в Ялте», 1958 год, картон, масло, 35 х 49,4 см., частное собрание.

Изредка Арсений Семёнов обращался в своем творчестве к жанру портрета. Как правило, это были образы близких ему людей: жены и дочери. Особняком стоят автопортреты художника, написанные в 1950–1960 годы. Сохранившиеся работы и, в частности, «Автопортрет» 1962 года и «Автопортрет» 1964 года, открывают новые грани дарования художника, заставляя нас по-иному взглянуть и на остальное его творчество. В небольших лаконичных работах художник находит точные выразительные средства, чтобы с предельной откровенностью сказать о себе, о своем поколении и времени.
«Автопортрет», 1964 год, картон, масло, частное собрание.

Арсений Никифорович Семёнов скончался 13 сентября 1992 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят втором году жизни. Творческое наследие художника обширно и многогранно. Сегодня его произведения находятся в художественных музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, США, Финляндии и других странах.
«Ленинградская тема», 1962 год, картон, масло, 68,5 х 49,5 см., Нижегородский государственный художественный музей.

В 1966 году в Ленинграде состоялась персональная выставка произведений Арсения Семёнова, приуроченная к 55-летию художника и 20-летию его педагогической работы на кафедре живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. В 1977 году в залах ЛОСХ состоялась совместная выставка произведений трех художников: Арсения Семёнова, Сергея Осипова и Кирилла Гущина. В 2006 году в Санкт-Петербурге в музее Анны Ахматовой прошла выставка произведений Арсения Семёнова, приуроченная к выходу монографии, посвященной жизни и творчеству художника.
«Нарвские ворота», 1956 год, картон, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф. 78. Оп. 3. Д. 420.
2. Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. М.: Изобразительное искусство, 1973.
3. А. Н. Семенов, С. И. Осипов, К. А. Гущин. Каталог выставки произведений. Л.: Художник РСФСР, 1977.
4. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
5. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. 1954–1958 гг. М.: Советский художник, 1981. Т. 5.
6. Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1983.
7. Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900–1980-s. London, Izomar Limited, 1998.
8. Арсений Семенов. Живопись. Рисунок. СПб.: НП-Принт, 2006.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.