Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 88. Костенко Елена Михайловна (Elena Kostenko) (1926-2019).

Герой очередного выпуска Альманаха — Елена Михайловна Костенко — известный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Елена Костенко родилась в Ленинграде. В 1938 году поступила в Ленинградскую среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, в которой обучалась с перерывом на время войны до 1946 года у педагогов Константина Лепилова, Давида Бернштейна и Владимира Горба. Обучалась на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина у известных художников и педагогов Семёна Абугова, Юрия Непринцева, Михаила Платунова, Андрея Мыльникова. В 1952 году окончила ЛИЖСА имени Е. И. Репина по мастерской Виктора Орешникова.

Начиная с 1952 года Елена Костенко постоянно участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В разные годы творчества работала в жанре натюрморта, пейзажа, жанровой композиции. Наибольшую известность и признание получила за созданные в разные годы портреты современников — деятелей науки и искусства, а также детские образы.

Произведения Елены Костенко находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Японии, США, Италии, Великобритании и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Елена Михайловна Костенко родилась 9 августа 1926 года в Ленинграде в семье известного советского ученого Михаила Полиевктовича Костенко (1889–1976), выдающегося специалиста по электротехнике, электрическим машинам, электрической тяге на переменном токе и моделированию энергосистем, академика АН СССР. Выходец из семьи земского врача, он своими силами добился впечатляющих высот в советской науке, последовательно являлся деканом электромеханического факультета ЛПИ имени М. И. Калинина, заведующим Ленинградским отделением института автоматики и телемеханики АН СССР и директором института электромеханики АН СССР в Ленинграде.
«Портрет отца, известного советского ученого Михаила Полиевктовича Костенко», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Мама Елены была домохозяйкой, вела домашние дела и занималась воспитанием дочери. В интеллигентной профессорской семье всегда сохранялась атмосфера любви и взаимного уважения между родителями. Елена была единственным и очень желанным ребенком. Ей с раннего детства старались привить любовь к прекрасному, поощряя любые проявления творчества. Поэтому и к появившемуся у дочери интересу к рисованию родители отнеслись с пониманием, поощряя и никоим образом не препятствуя ему.
«Знатная доярка», 1954 год, холст, масло, частное собрание.

В 1938 году мама приводит Елену в Ленинградскую среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Приемная комиссия, ознакомившись с работами двенадцатилетней девочки, без всяких проволочек принимает ее в школу. Этот первый успех юного художника определит весь его дальнейший жизненный и творческий путь. Елена проучится в школе вплоть до 1946 года, и только война внесет в процесс обучения свои коррективы.
«Дети играют», 1992 год, холст, масло, частное собрание.

Стоит отметить, что процесс обучения в школе тех лет находился на очень высоком уровне. Обеспечивался он в большей степени преподавателями из Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, получившего свое название в ходе преобразования в 1932 году Института пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), и этому процессу могли позавидовать и многие современные художественные вузы.
«Почтальон», 1954 год, холст, масло, частное собрание.

Педагогами Костенко в школе были известный советский живописец, профессор Константин Михайлович Лепилов (1879–1941), советский живописец и график, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960) и советский живописец, график, профессор Владимир Александрович Горб (1903–1988).
«За любимым занятием», 1981 год, холст, масло, частное собрание.

Педагоги отмечали Елену Костенко в течение всего периода ее обучения в школе. Отдавая дать природным способностям юной художницы, они в то же самое время выделяли ее среди других учеников за природное упорство, усидчивость и неизменное желание быть лучшей среди товарищей по учебе. Этому способствовала и та творческая атмосфера, которая царила в предвоенные годы в художественной школе, отвечавшая целям и устремлениям молодых представителей творческого цеха.
«Обиделся», 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Нетерпимо относясь к любым проявлениям формализма в работе, педагоги неизменно старались прививать вкус и любовь к подлинному искусству, нацеливая учащихся на получение творческих импульсов от самой окружающей жизни. В этом как нельзя лучше и проявлялась реалистическая направленность молодой ленинградской школы.
«Каргопольская игрушка», 1989 год, холст, масло, частное собрание.

Начало войны Елена Костенко встретила в родном Ленинграде. Несмотря на тяжелую и тревожную обстановку, ежедневно продолжала занятия в художественной школе. Осенью 1941 года Михаила Полиевктовича Костенко с семьей эвакуировали в далекий Ташкент, где Елена продолжила получать школьное образование, при этом не забывая самостоятельно, а позже и в местной изостудии заниматься живописью.
«Швея. Фабрика Володарского», 1981 год, холст, масло, частное собрание.

В 1944 году сразу после прорыва блокады семья Костенко возвращается из эвакуации домой, а после возвращения в Ленинград коллектива Средней художественной школы Елена вновь приступает к занятиям в ней. В 1946 году после окончания Средней художественной школы Елена Костенко поступает на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«У аквариума», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Вместе с ней в Репинку поступают и многие ее друзья по художественной школе, в будущем ставшие лучшими представителями Ленинградской школы живописи. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Елена Костенко занимается у известных советских педагогов тех лет: замечательного живописца и графика Семёна Львовича Абугова (1877–1950), советского живописца и графика, профессора Юрия Михайловича Непринцева (1909–1996), советского живописца и графика Михаила Георгиевича Платунова (1887–1972) и выдающегося советского живописца, художника-монументалиста, профессора Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012).
«Портрет мальчика. За окном зима», 2005 год, холст, масло, частное собрание.

Училась Елена Костенко с удовольствием, год за годом осваивая сложный академический курс главного художественного вуза страны. Преподаватели ее хвалили, нередко ставя в пример, она же со своей стороны старалась оправдать доверие. Шесть лет учебы пролетели как один день, и в 1952 году Костенко оканчивает Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Виктора Орешникова. Ее дипломная работа «Будущие строители. Детсад» приносит художнику наивысшую оценку членов художественного совета и звание художника живописи.
«Военврач», 1955 год, холст, масло, частное собрание.

В этом же выпуске институт оканчивают многие ее друзья по Репинке: Сергей Бабков, Леонид Байков, Ирина Балдина, Дмитрий Беляев, Абрам Грушко, Марина Козловская, Борис Корнеев, Анна Костина, Борис Лавренко, Олег Ломакин, Иван Пентешин, Игорь Раздрогин, Юрий Скориков, Пётр Фомин, Владимир Чекалов и другие известные в будущем художники. Тесное творческое общение и дружба с ними сохранится у Елены Костенко на многие годы.
«Проспект Добролюбова», 1954 год, картон, масло, 29 х 23 см., частное собрание.

После окончания института Елена Михайловна остается жить и работать в родном Ленинграде, участвуя в различных художественных выставках и экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Первой ее выставкой стал показ дипломных картин выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в 1952 году, а уже весной следующего года она участвует в городской Весенней выставке произведений ленинградских художников 1953 года с первой самостоятельной творческой работой — «Портретом скульптора А. В. Крыжановской». Работа была отмечена, ее репродукцию поместили в каталоге выставки.
«Этибор Ахунова. Узбекский поэт», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

«Поэт Абдулла Арипов», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

Она пробует свои силы в разных жанрах и техниках, много экспериментируя в поисках собственного стиля и манеры исполнения. Она с одинаковым успехом пишет натюрморты, пейзажи, жанровые композиции, но проходит время и постепенно ведущим жанром в ее творчестве становится портрет. Именно портреты современников — деятелей науки и искусства, а также детские образы принесут Елене Костенко наибольшую известность и признание среди специалистов и простых любителей изобразительного искусства.
«Портрет девочки», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

Среди многочисленных работ, созданных художником в жанре портрета в 1950–1970-е годы, прежде всего стоит выделить «Портрет артистки ленинградского театра имени Ленсовета Г. Короткевич» (1956, «Портрет А. Шенникова, члена-корреспондента Академии наук СССР» (1960), «Портрет члена-корреспондента Академии наук СССР П. Баранова» (1961), «Портрет академика М. П. Костенко» (1963), «Портрет отца» (1972), «Портрет художника М. Платунова» (1972), «Портрет академика В. Сочавы» (1976), «Портрет блокадницы Т.В.Карасёвой» (1993).
«Портрет блокадницы Т.В.Карасевой», 1993 год, холст, масло, частное собрание.

Кроме портретов взрослых Елена Михайловна увлеченно работает над детскими и юношескими образами, продолжая тему, начало которой было положено еще в дипломной работе. Среди созданных ею произведений «Портрет ученицы 9-го класса Иры Зыковой» (1953), «Портрет девочки» (1961), «После ванны» (1964), «Портрет Лены Молтениновой» (1975), «Друзья» (1974), «Утро» (1967) и многие другие работы.
«Портрет девочки», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

В качестве моделей художник часто выбирает своих сыновей Владимира и Михаила, что позволяет добиться полного контакта автора с моделью и той определенности представления о человеке, которая, по мнению художника, является самым важным в искусстве портрета. Среди этих картин –– «Обиделся» (1963), «Зимнее утро» (1964), «Портрет сына» (1979), «Студенты» (1977), справедливо относимые к несомненным удачам автора.
«Зимнее утро», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

Елена Михайловна Костенко была членом Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) с 1953 года.
«Петропавловская крепость. Невские ворота», 2003 год, холст, масло, 40 х 60 см., частное собрание.

Персональные выставки произведений Елены Михайловны Костенко состоялись в Белгороде (1981 год, совместно с М. Козловской) и Ленинграде (1986). В 1989–1992 годах работы Е. М. Костенко с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции, а также в Бельгии, Италии, Англии, США, где ее творчество получило известность и приобрело своих ценителей.
«Голубое окно», 1966 год, картон, масло 44 х 37 см., частное собрание.

Елена Михайловна Костенко скончалась 26 сентября 2019 года в возрасте 93 лет в Санкт-Петербурге, где и была похоронена. Сегодня произведения Елены Михайловны Костенко находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Японии, США, Италии, Великобритании и других странах.
«Портрет бабушки с внуком», 2009 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Коровкевич C. Ярче и глубже показывать новое, передовое. Заметки о весенней выставке работ ленинградских художников // Вечерний Ленинград. 1954. 12 июня.
2. Серов В. Знать жизнь, показывать правду жизни // Ленинградский альманах. Кн. 8. Л.: Лениздат, 1954.
3. Серебряный И. Молодые живописцы // Ленинградский альманах. Кн. 9. Л.: Лениздат, 1954.
4. Земская М. За правду жизни и большую мысль. К итогам осенней выставки ленинградских художников // Смена. 1954. 18 декабря.
5. Мочалов Л. Выставка без жюри. Новые работы ленинградских живописцев // Вечерний Ленинград. 1956. 11 декабря.
6. Шевчук С. Смотреть жизни в лицо. Заметки о живописном разделе выставки ленинградских художников в «Манеже» // Смена. 1983. 28 декабря.
7. Елена Михайловна Костенко. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1986.
8. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.