Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 87. Тетерин Виктор Кузьмич (Victor Teterin) (1922-1991).

Герой очередного выпуска Альманаха — Виктор Кузьмич Тетерин — известный советский живописец, график и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Виктор Тетерин родился в деревне Бахарево Бежецкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье. После переезда семьи в Ленинград посещал изостудию Ленинградского дворца пионеров, занимаясь у А. Эберлинга. В 1940 году поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Был студентом живописного отделения Московского института имени В. И. Сурикова, но в мае 1944 года перевелся на первый курс живописного отделения ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где занимался у Генриха Павловского и Александра Осмеркина, а оканчивал институт уже по мастерской Михаила Авилова.

Виктор Тетерин преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, неоднократно совершал творческие поездки в Крым и по древнерусским городам. Был одним из участников известной группы художников «Одиннадцать». Принимал участие в скандальной выставке группы в 1972 году в выставочном зале Союза художников России на Охте.

Работы Виктора Тетерина неоднократно воспроизводились в печати, в том числе в монографиях и каталогах выставок и аукционов русского искусства во Франции, Англии, Японии, Германии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Искусству Виктора Тетерина совершенно не свойственен драматизм. Бурные стихийные явления так же далеки от художника, как и обостренность душевной жизни человека. В этом своеобразие и особая притягательность его творчества. По складу своего характера, мировоззрению, склонностям художник стремился к изображению единства природы и человека, они диктовали ему непреодолимое желание искать в устройстве окружающего мира гармонию, душевную ясность, незамутненность духовной жизни…» (Г. И. Чугунов, искусствовед).
«На Васильевском острове», 1949 год, холст, масло, 45 х 54 см., частное собрание.

Виктор Кузьмич Тетерин родился 25 октября 1922 года в деревне Бахарево Теблешского района Тверской области в семье местных крестьян Тетериных. Его родители Кузьма Иванович и Матрёна Андреевна были далеки от искусства, занимались нелегким крестьянским трудом и едва сводили концы с концами. Полуголодная деревенская жизнь и отсутствие всяких перспектив вынудили родителей Виктора в 1930 году переехать в Ленинград в поисках лучшей доли.
«Казанский собор», 1949 год, холст, масло, 60 х 80 см., частное собрание.

Промышленность города на Неве активно развивалась в те годы, и многочисленным местным предприятиям постоянно требовались новые рабочие руки. Отец Виктора устроился маляром в мастерские на один из городских судоремонтных заводов, а мама трудилась портнихой на дому, обшивая случайных заказчиков, воспитывала детей, поскольку семья Тетериных была многодетной, и занималась домашним хозяйством.
«Ленинград. Львиный мостик», 1960-е годы, холст, масло, 75 х 100 см., частное собрание.

Увлечение рисованием пришло к Виктору в детстве, и что послужило причиной этому, ни Виктор, ни его родители не знали. Пришло и пришло, тем более что других детей Тетериных это увлечение не коснулось. Как бы там ни было, но родители будущего художника не стали ему препятствовать, а наоборот, отнеслись с пониманием и в 1937 году привели своего особенного, по их мнению, сына в только что открытую изостудию при Ленинградском дворце пионеров, которую он посещал вплоть до конца 1938 года.
«Троицкий собор в Переславле-Залесском», 1963 год, холст, масло, 100 х 121 см., частное собрание.

Педагоги, а Тетерин занимался у замечательных педагогов того времени, соратников основателя изостудии известного советского живописца, графика, педагога, автора статей по вопросам воспитания Соломона Давидовича Левина (1907–1990): Бориса Владимировича Гариевича (1890–1958), Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1872–1951) и Константина Александровича Кордобовского (1902–1988), сразу оценили природное дарование своего нового ученика. Понравился он им и своим характером, упорным и настойчивым. Альфред Эберлинг даже пригласил Виктора заниматься в свою частную студию, что было очень значимо в те годы и говорило само за себя.
«Деревенский интерьер с фигурой», 1978 год, бумага, акварель, 50 х 61 см., частное собрание.

Педагоги в один голос советовали Виктору Тетерину продолжать свое художественное образование, и именно тогда он принял для себя решение относительно выбора своего дальнейшего жизненного пути. Профессионально заниматься живописью — вот то, чему он решил посвятить свою жизнь. В 1940 году Виктор поступил Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Здесь его педагогами были известный ленинградский художник, участник многочисленных художественных выставок Павел Семёнович Наумов (1884–1942), советский художник, живописец Михаил Давидович Натаревич (1907–1979) и замечательный советский художник, живописец и график Ольга Борисовна Богаевская (1915–2000).
«Дорожные строители», 1958 год, холст, масло, 40,5 х 70 см., частное собрание.

По состоянию здоровья Виктор Тетерин был признан негодным к службе в армии и освобожден от призыва. Начало войны он встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в рытье окопов на подступах к городу, а позже, когда враг окружил невскую твердыню, по ночам тушил зажигалки, которые сбрасывала на город вражеская авиация. Вместе со всеми терпел голод и лишения в первую, самую тяжелую блокадную зиму, не прерывая при этом замятия в школе.
«У колонки», 1967 год, бумага, акварель, 50 х 65 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В феврале 1942 года вместе с коллективами Средней художественной школы и Академии художеств по льду замерзшей Ладоги был эвакуирован на Большую землю, отправившись вместе со всеми в далекий Самарканд. Весной 1943 года вернулся в Калининскую область, устроившись на работу художником на местном заводе. Осенью 1943 года Виктор Тетерин поступает на первый курс живописного отделения Московского художественного института имени В. И. Сурикова, но уже весной следующего года, после снятия блокады Ленинграда, возвращается в город на Неве, переведясь на первый курс ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
«Натюрморт. Пирог с сыром», 1971 год, холст, масло, 80 х 100 см., частное собрание.

Это было время, когда Ленинград активно восстанавливался после тяжелых лет героической блокады. Посильный вклад в восстановление любимого города старался внести и наш герой, продолжая при этом свою учебу в Репинке. Педагоги отмечали упорного паренька, не жалевшего сил и времени на освоение тяжелого академического курса. В те послевоенные годы Тетерин занимался у известного ленинградского живописца, графика и педагога, профессора Семёна Львовича Абугова (1877–1950), замечательного советского живописца и педагога Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), известного советского живописца и педагога, заслуженного художника РСФСР Глеба Александровича Савинова (1915–2000) и выдающегося русского советского живописца и педагога, заслуженного художника РСФСР Александра Александровича Осмёркина (1892–1953).
«Автопортрет», 1948 год, холст, масло, 70 х 59,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В 1949 году Виктор Тетерин успешно оканчивает ЛИЖСА имени Е. И. Репина по мастерской одного из наиболее известных советских живописцев, будущего народного художника РСФСР (1953), действительного члена АХ СССР Михаила Ивановича Авилова (1882–1954). С уходом из института А. Осмеркина мастерскую возглавил М. Авилов, но именно влияние кумира А. Осмеркина навсегда определит творческие поиски выпускника. Его дипломная работа «Товарищ Сталин в ссылке в Нарыме» получила самые высокие оценки членов художественного совета.
«Весна пришла», 1950 год, холст, масло, 50 × 63,5 см., частное собрание.

После окончания Репинки Виктор Тетерин остается жить и работать в родном Ленинграде. Его неожиданно увлекает преподавательская деятельность, возможность открывать новые таланты и делиться своими знаниями с другими. С осени 1949 года по 1956 год Тетерин преподает на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. В том же 1949 году по рекомендации М. Авилова, Г. Павловского и В. Орешникова молодого художника принимают кандидатом в члены Ленинградского союза советских художников.
«Белая ночь на канале Грибоедова», 1950 год, холст, масло, 60 х 80 см., частное собрание.

В его творчестве все более явственно ощущается влияние А. Осмеркина и художников круга «Бубновый валет», а также увлечение Анри Матиссом. Цвет, ритм и передача световоздушной среды — этим задачам будет подчинено абсолютное большинство произведений Виктора Тетерина периода 1960-70-х годов. Наряду с преподаванием в Мухе, как ласково называли ЛВХПУ имени В. И. Мухиной преподаватели и студенты, Тетерин не оставляет и собственное творчество, хотя это совмещение дается с большим трудом.
«Рабочий паренёк», 1958 год, холст, масло, 68 х 102 см., частное собрание.

Он пробует свои силы в разных жанрах и техниках. С успехом создает удивительные по своему лирическому наполнению пейзажи Ленинграда, пишет натюрморты, жанровые композиции. Работает в технике масляной живописи, акварели, пастели. Основное внимание уделяет цвету, ритмической организации холста, передаче световоздушной среды.
«На Васильевском», 1954 год, холст, масло, частное собрание.

Тетерин участвует в многочисленных городских, республиканских, всесоюзных художественных выставках, демонстрируя свои произведения вместе с работами ведущих художников Ленинграда. Из знаковых — участвует в выставках Е. Антиповой, К. Суворовой, В. Тетерина (1967), группах «Одиннадцати» (1972), «Девяти» (1976) и «Двадцати шести» (1990) художников в Ленинграде.
«Жатва», 1950 год, холст, масло, 47 x 61,5 cм., частное собрание.

Постепенно его искусство становится декоративно и ассоциативно. Особенно это становится заметно на его натюрмортах и композициях, которые кажутся скорее нарисованными кистью, нежели написанными, они предстают перед зрителями удивительно светлыми и воздушными. Они колоритны, и в них «ничего не происходит», все как бы уже произошло, и это вызывает желание восстановить в памяти, вспомнить нечто подобное, испытанное вами прежде.
«Обнаженная», 1966 год, холст, масло, 120 х 135 см., частное собрание.

В 1953 году Виктора Тетерина переводят из кандидатов в члены Ленинградского союза советских художников. Это становится признанием достижений молодого живописца и большим событием в его творческой жизни. Представление об особенностях манеры письма этого периода творчества художника и ее постепенной трансформации дают работы «У Казанского собора» (1949), «Жатва» (обе 1950), «Портрет Е. Антиповой в желтом» (1953), «Ленинград. Средний проспект Васильевского острова», «Реставрация Инженерного замка», (обе 1954), «Портрет художника Е.Антиповой» (1956), «Осенний букет» (1957), «Айва и виноград», «Яблоневая ветка» (обе 1958).
«Портрет художника Е.Антиповой», 1956 год, холст, масло, 95 х 76 см., частное собрание.

В период 1960–80-х годов Виктор Тетерин совершает неоднократные творческие поездки в Крым и по древнерусским городам. Знакомство с уникальной крымской природой поражает художника прежде всего силой солнечного света и яркостью красок и становится вдохновляющим источником многих его последующих произведений.
«Суздаль», 1965 год, холст, масло, 65,8 х 82,2 см., частное собрание.

Он много работает на пленэре, вдумчиво соотносит приобретаемый опыт с осмыслением приемов и живописной системы близких ему мастеров: русских П. Кончаловского (1876–1956), И. Машкова (1881–1944), А. Лентулова (1882–1943), французов П. Сезанна (1839–1906) и, в особенности, А. Матисса (1869–1954). Все вместе это приближает художника к моменту обретения им творческой зрелости и нового качества живописи.
«Миндаль в полном цвету на побережье», 1986 год, холст, масло, 65 х 96 см., частное собрание.

По единодушному мнению специалистов, поворотным для Тетерина становится 1966 год, когда в созданных им портрете-картине «Мои родители», натюрмортах «Айва и чайник», «Конец лета», «Южный натюрморт», пейзажах «Оливковая роща», «Дом с балконами» (все 1966) впервые в полную силу проявляется декоративное понимание художником натуры, свобода самовыражения, подчеркнутая легкость исполнения и раскрепощенность живописи при четкости пластического языка.
«Портрет родителей», 1966 год, холст, масло, 120 х 150 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

С этого момента основное внимание в своей работе Тетерин будет уделять цвету, ритмической организации холста и передаче световоздушной среды.
«Айва и чайник», 1966 год, холст, масло, 59,5 x 80 см., частное собрание.

В 1972 году Виктор Тетерин входит в группу «Одиннадцать», участвуя в совместных выставках. Десять живописцев и скульптор, представители левого крыла ЛОСХа, объединились тогда для участия в выставке 1972 года в выставочном зале Союза художников России в Ленинграде на Охте. В выставке приняла участие и жена художника Евгения Антипова.
«Белая ночь. Львиный мостик», 1966 год, холст, масло, 82 х 120., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Успех 1966 года Виктор Тетерин сумеет повторить и даже превзойти в произведениях конца 1960-х, а затем рубежа 1970–80-х годов. Среди них «Натюрморт с розой», «Весна. Вид на реку Смоленку» (обе 1968), «Красные маки», «Груши и гранаты» (обе 1975), «Каллы» (1978), «Девушка в лиловом» (1979), «Яблоки, бутылка и лукошко» (1983), «Натюрморт с испанским кувшином» (1985), «Берег моря в Гурзуфе», «Настольный теннис» (обе 1986).
«Натюрморт», 1980-е годы, бумага, акварель, 76,5 х 64 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Виктор Кузьмич Тетерин скончался 1 октября 1991 года в Ленинграде на шестьдесят девятом году жизни. Был похоронен во Всеволожске близ Санкт-Петербурга.
«Дорожные строители», 1958 год, холст, масло, 40 х 70 см., частное собрание.

Его произведения сегодня находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, а также во Франции, Италии, Великобритании, Германии и других странах.
«На даче», 1959 год, холст, масло, 150 х 166 см.,частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
2. Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981. № 2.
3. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. Т. 5. 1954–1958 гг. М.: Советский художник, 1981.
4. Мочалов Л. Виктор Тетерин. Л.: Художник РСФСР, 1982.
5. Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений: каталог. СПб., 1995.
6. Памяти учителя. Выставка петербургских художников — учеников мастерской А. А. Осмёркина. СПб., 1997.
7. Евгения Антипова, Виктор Тетерин. Живопись. Рисунок. СПб., 1999.
8. Мочалов Л. Группа «Одиннадцати» // Художник Петербурга. 2000, нояб.-дек. (№ 5); 2002, июль-авг. (№ 9).

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.