Студия И. Галереи интерьерной живописи

Маковский Николай Егорович(1841–1886)-русский живописец, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Брат знаменитых художников Константина и Владимира Маковских.

Николай Егорович Маковский родился в Москве в семье Е. И. Маковского — бухгалтера по профессии, художника-любителя, коллекционера и общественного деятеля, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, младший брат художников Александры и Константина Маковских, старший брат художника Владимира Маковского.

Получил первоначальное образование в Московском дворцовом архитектурном училище, с 1859 по 1866 год учился в Императорской Академии художеств по отделению архитектуры и при окончании курса этого учреждения Николаю Маковскому присвоено звание неклассного (свободного) художника с правом производить постройки. В 1865 за проект каменной сельской церкви на 150 прихожан был награжден малой серебряной медалью Императорской Академии художеств.

После окончания Академии в 1866 году поступил на должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского Двора, но вскоре бросил архитектурную деятельность и занялся живописью. В 1870 в числе других пятнадцати художников подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок, став таким образом, одним из учредителей Товарищества. В 1872 году был исключён из Товарищества за неучастие в выставочной деятельности. C 1875 года экспонент Товарищества, между тем, принят в члены Товарищества лишь в 1879 году.

В 1872 году за «Вид церкви в селе Дьякове Московской губернии» Академия признала его классным художником III степени, а через год после того, за «Вид Москвы», повысила в классные художники II степени. В 1873—1874 годах вместе с братом Константином совершил поездку в Египет, много путешествовал по России и Украине, несколько месяцев провел в Париже среди художников русской колонии, где занимался живописью под руководством А. П. Боголюбова.

После путешествия по Египту создал ряд великолепных жанровых работ, в которых архитектура является основой внешней обстановки сюжета («Каир», 1874, Государственный Русский музей; «В Каире», 1874, Пермская областная художественная галерея; «Улица в Каире», 1877, Ярославский художественный музей; «Улица в Каире», 1876, Государственный Русский музей). В них Николай Маковский проявил себя как прекрасный мастер воздушной перспективы и светотеневой моделировки объёма.
Николай Егорович Маковский много путешествовал по России и Украине.
Автор видов исторической части Москвы («Вид Москвы», после 1881 года, Государственный Русский музей; «У Крутицкого терема в Москве», Государственная Третьяковская Галерея; «Благовещенский собор в Москве, 1884, Государственный Русский музей), убедительно передающих стилистику древней московской архитектуры, в малом масштабе решающих задачу панорамного охвата пространства.
В поздних картинах так называемой украинской серии («На пашне», 1882, Государственная Третьяковская Галерея; «Ярмарка», 1886, Государственный Русский музей и др.) проявилась новая живописная манера художника — широкая и свободная, лепящая формы красочной массой.
Большинство его картин выставлялось на передвижных выставках. Лучшими из них могут считаться следующие картины: «Улица в Каире», «Нижний Новгород» (находится в Третьяковской галерее, в Москве) и «Ярмарка в Малороссии».
Его картины имеются также в музеях Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калуги, Перми, Рыбинска, Саратова, Сыктывкара, Томска, Тюмени, Ярославля и других.

Скончался Николай Егорович Маковский 6 (18) октября 1886 г. в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

Прославленным Маковский стал благодаря своим многочисленным картинам – произведениям с жанровым и исторически бытовым содержанием. Художник большей частью писал сцены из повседневной жизни разных сословий, с тонкими нотами едкой, отчасти злой сатиры или добродушного юмора.Но особенно мастеру городского пейзажа и живописцу-жанристу удавались портреты. Как и все его произведения, они глубоко содержательны и безукоризненны в композиционном построении и рисунке.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31,

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.