Студия И. Галереи интерьерной живописи

Лукаса ван Лейдена, по прозвищу Лука Лейденский(1494-1533)-известный нидерландский живописец и гравер эпохи Возрождения.
Лукас ван Лейден родился 18 мая 1494 года в Лейдене в семье художника Якобса Хуге . Мальчик рано проявил интерес к живописи и отец стал его первым учителем.

1358240936_igroki-v-karty-lukas-heygens-van-leyden-luka-leydenskiy.jpg

Позднее в 1508 году Лукас ван Лейден поступает в мастерскую Корнелиса Энгебрехтса и начинает писать небольшие жанровые сценки («Гадалка», Париж, Лувр; «Жена Пентефрия», ок. 1510, Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена; «Партия в шахматы», Берлин-Далем, музей).
Карел ван Мандер сообщает о том, что Лукас был неутомимым художником, который в детстве раздражал свою мать, так как он расходовал много свечей, рисуя долгие часы после наступления темноты. По словам ван Мандера, ещё мальчиком он общался только с другими молодыми художниками, гравёрами по стеклу и ювелирами.Как рассказывает ван Мандер, за акварель с изображением святого Хуберта Лукас получил от некоего Йохана ван Локхорста из Лейдена (ум. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет.
Одновременно с живописью, ван Лейдена начинает привлекать и гравюра, он очень рано сложился как мастер резцовой гравюры на меди: в 1508 он выполняет гравюру на меди «Мухаммед и монах», сложную по композиции, с использованием контрастов светотени, художнику тогда было всего 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости.Считается, что ван Лейден первым начал использовать для офортов медь вместо железа.

В 1509 году Лукас ван Лейден создает серию из 9 круглых гравюр на меди, изображающих «Страсти Христовы», в которых художник кропотливо изучает различные позы и предается психологическому анализу изображённых персонажей. Ван Лейден выполнял и гравюры на дереве.
В 1511 и 1515 годах Лукас ван Лейден выполнил иллюстрации к «Саду души» и 42 образа святых к книге «Missale ad verum cathedralis ecclesiae Traiectensis ritum», изданной Яном Северсом в Лейдене.
В 1513-1514 годах Лукас ван Лейден создал серию из 7 ксилографий («Адам и Ева», «Самсон и Далила», «Царица Савская перед Соломоном» и другие), а также выполнил гравюру на меди «Знаменосец» (1510), этим же периодом датируется и серия из 13 гравюр «Христос и апостолы».
Мотивы для своих гравюр и картин, перерабатывая их, ван Лейден брал у Маркантонио Раймонди. Лукас ван Лейден очень быстро стал первоклассным гравёром, лучшим мастером своего времени
В 1514 году Лукас ван Лейден вошёл в гильдию живописцев города Лейдена. Он побывал в Антверпене в 1521 году, в то время, когда по Нидерландам путешествовал Альбрехт Дюрер. В 1527 году Лукас совершил поездку по Голландии и Фландрии, посетив Миддельбург, место деятельности Госсарта. Побывал в Мидделбурге, ван Лейден встретился там с Мабузе.
Непрерывный ряд датированных гравюр позволяет проследить за развитием Лукаса ван Лейдена как мастера графики на протяжении всей его жизни. Одним из тех, кто оказал наибольшее влияние на Лукаса, был Дюрер.
Графические произведения ван Лейдена , показывающие напряжённость творческих поисков художника , написаны им под влиянием Альбрехта Дюрера (с которым Лукас ван Лейден был знаком лично), а с конца 1520-х годов и искусства итальянского Возрождения (Маркантонио Раймонди) (гравюры на меди: «Коровница», 1510; «Танец Магдалины»,1519; «Вергилий в корзине», 1523).

Сохранилось семнадцать живописных работ Лукаса ван Лейдена, ещё двадцать семь известны из описаний Карела ван Мандера, а также по современным копиям или графическим работам Яна де Бишопа, выполненным в конце XVII века.

Подлинным шедевром Лукаса ван Лейдена является его знаменитый триптих «Страшный суд» (1526-1527, Лейден, Гор. музей), обетная картина, написанная в память о Класе Дирке ван Свитене для ц. св. Петра в Лейдене и заботливо сохраненная от всех иконоборческих потрясений XVI в. самими лейденцами, которые вскоре осознали исключительность этого алтаря. Сцены «Рая» (на обороте — апостол Петр) и «Ада» (на обороте — апостол Павел) расположены по сторонам от центральной сцены «Страшного суда», написанную в светлых тонах и оживленную большими зонами белого света. Немногочисленные персонажи на первом плане изображены с большим вниманием, взаимосвязь между различными группами подчеркнута противопоставлением светлых тел и темно-коричневой земли.

Лукас ван Лейден любил писать жанровые сцены (“Игра в шахматы”, около 1510, Картинная галерея, Берлин-Далем), а также замечательные по жизненной свежести портреты (автопортрет, около 1514, Музей герцога Ульриха, Брауншвейг.
Присущие искусству ван Лейдена элементы карнавальности, красочность, жизнелюбивая искренность проявились и в его позднем творчестве, когда он обращался к приемам романизма (“Исцеление иерихонского слепца”, 1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1522 году художник вступил в гильдию святого Луки в Антверпене, затем вернулся в Лейден, где умер в 1533 году.
Живописные работы Лукаса ван Лейдена ценятся не так высоко, как его графические работы, но он, несомненно, был одним из выдающихся нидерландских художников своего времени.Он считается одним из первых художников Нидерландов, обращавшихся к жанровой живописи.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.