Студия И. Галереи интерьерной живописи

Карлеварис Лука(1663—1730)-итальянский живописец, архитектор и гравер венецианской школы эпохи барокко, мастер ведуты.
Лука Карлеварис родился 20 января 1663 года в городке Удина на северо-востоке Италии в семье известного художника и архитектора Джованни Леонардо. Склонность к рисованию у маленького Луки проявилась очень рано.

85608964_large_2237240547e8804e55d8.jpg

Его первым учителем был отец, который сумел «поставить» сыну руку и глазомер. С 12-и летнего возраста Лука помогал отцу в его мастерской.
В 1679 году умер отец Луки Карлевариса, и подросток перебрался жить к своей сестре в Венецию. Одним из центров развития живописи в Италии в это время была Венеция, и начинающий художник всеми силами стремился попасть в этот город. Испытывая тягу к наукам и искусству, Карлеварис небезосновательно надеялся получить в этом великом городе всё необходимое. В Венеции Карлеварис поселился недалеко от площади Зенобио(Palazzo Zenobio), рядом с которой находился дворец богатой, аристократической семьи Зенобио, получившей широкую известность благодаря своей любви к искусству, и украшавших свой дворец картинами венецианских художников. Работы талантливого художника привлекли внимание членов семейства, и скоро в лице главы семьи Зенобио, Лука Карлеварис приобрёл богатого и очень влиятельного покровителя. За глаза художника стали называть «Лука Са’Зенобио». Работы Карлевариса пользовались большим спросом и у приезжих английских ценителей живописи, среди которых художник также имел много покровителей.
В период 1685-1690 годы Лука Карлеварис жил и работал в Риме. Стремясь всячески совершенствовать своё художественное мастерство, Карлеварис учился у Гапаре ван Виттели (Ванвителли), который преподавал в Риме в это время живопись «ведуты».( «Веду́та» (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представлял собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.)
Лука Карлеварис испытал большое влияние работ выдающегося мастера «ведуты» Джованни Паоло Панини. Влияние Панини чувствуется и в более поздних работах Карлевариса, которые он создавал уже после возвращения в Венецию в 1698 году. Несмотря на всё это, по справедливому утверждению современника Карлевариса, автора статьи к словарю художников Пьетро Гуриенте, художнику удалось сохранить самостоятельность и самобытность
Самые ранние работы Луки Карлевариса, поддающиеся уверенному определению авторства и датировке, относятся к началу 18 века. Среди них коллекция офортов видов Венеции, опубликованная под заголовком «Le Fabriche e Vedute di Venezia» и выполненная в стиле ведуты, датированная 1703 годом. Она включала изображения самых известных венецианских зданий, площадей и других достопримечательностей Венеции/
Лука Карлеварис был очень образованным человеком. Испытывая живейший интерес к точным наукам, и будучи профессором математики, художник всегда с большой точностью расчитывал размеры предполагаемого к изображению пространства, оптический ракурс, а также распределение света и тени.
Карлеварис всегда создавал изображаемые городские виды по законам сценического пространства, замыкая их различными архитектурными строениями и умышленно несколько перегружая их фигурками людей.
Луку Карлевариса очень вдохновляла живопись «Бамбоччаты». («БАМБОЧЧАТА» (Bambocciata), общее название живописи некоторых нидерландских и фламандских художников, работавших в Риме в 1-ой половине 17 века и группировавшихся сначала вокруг Питера ван Лара (Бамбоччо), затем вошедших в Бент. Художники бамбоччаты писали в основном небольшие картины с маленькими фигурками, забавными сценками из жизни простого народа. В Италии и на родине бамбоччату критиковали как низкий жанр.)
Именно по-этому он любил изображать многолюдные сцены, распределяя по полотну освещённые и затенённые участки с многочисленными группами людей.
Одновременно художник заметно «театрализовывал» свои композиции, превращая каждую в своего рода театральные подмостки с активной «массовкой», состоящей из движущихся в разные стороны людей.
Характерная особенность работ Луки Карлевариса — желание воспроизвести подробности изображения в его малейших деталях.В своих полотнах художник с поразительной точностью старался запечатлеть Венецианские виды и жизнь ее обитателей. Это и городские площади и набережные, дворцы влиятельных вельмож и церкви. Среди обитателей площадей мы видим простых горожан в поношенных платьях и тут же нарядных кавалеров с разодетыми в шелка и кружева дамами.
Его картины — это панорамы Венеции, наполненные настоящей городской жизнью и историческими событиями.
Художнику очень удавались ведуты с изображениями маленьких венецианских площадей с размещёнными на них церквами Сан Моизе, Санта Мария деи Мираколи, а также Санта Мария делла Формоза. На этих полотнах почти нет изображённых фигур, так как сами живописные церкви являются главным и основным украшением тихих и поэтичных уголков Венеции.
В 1703 году венецианец Доминико Ловиза предпринял издание гравюр по выполненным с помощью оптической камеры рисункам Луки Карвалиса, что впоследствии оказало значительное влияние на развитие «ведуты» в XVIII столетии и популяризацию ее в офорте.
В 1707 Лука Карлеварис выполнил ряд работ, посвященных дипломатическим церемониям, которые и поныне представляют не только большую художественную, но и историческую ценность.
В 1708 он присоединился к «Fraglia dei Pittori» — важной гильдии живописцев, необходимой, чтобы выйти на венецианский художественный рынок. К этому времени Карлеварис по праву считался уже известным и признанным художником.
В 1728 году художника поразил прогрессирующий паралич, из-за которого ему пришлось полностью прекратить свою работу.
12 февраля 1730 года Лука Карлеварис скончался в возрасте 67 лет в Венеции, где и был похоронен.
Работы Луки Карлевариса служили моделями для венецианских и европейских художников в течение всего 18-го века. Среди его учеников был и выдающийся Антонио Канале (Antonio Canale), по прозвищу Каналетто (1697—1768),который сумел поднять жанр ведуты на невиданную высоту.
Дочь Луки Карлевариса Марианна Карлеварис (1703—1750) так же была художницей и также писала портреты семейства Бальби (Портрет Корнелии Фосколо Бальби, Венеция, Музей Коррер), детские портреты в нежной серебристо-голубой и пепельной цветовой гамме.
Лука Карлеварис по праву включён в список ведущих художников, внесших наиболее значительный вклад в развитие мировой художественной культуры. Его имя занимает почётное место в пантеоне выдающихся деятелей искусства и по достоинству оценено потомками.

По материалам: Wikipedia,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Русский биографический словарь А. А. Половцова и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907., , Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2020. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.