Студия И. Галереи интерьерной живописи

Луи Каравакк(1684—1754)-выдающийся французский живописец, живший в России при дворе императорского дома Романовых, портретист и баталист, оставивший заметный след в русском изобразительном искусстве.

0_e24d4_cbd41d7e_XXXL.jpg

Луи Каравакк родился 31 января 1684 года в Марселе в гасконской семье резчика-декоратора, занимавшегося росписью кораблей. Брат известных в своё время скульпторов Жана Батиста и Жозефа Каравакков. Луи Каравакк являлся представителем третьего поколения «династии» Каравакков, известных по художественному декорированию кораблей в Тулоне и галер в Марселе. Учитывая занятие отца, вопросов с выбором будущей профессии Луи в семье никогда не возникало. С юношества начал работать в марсельском Арсенале галер, где трудился под началом своего отца вплоть до 1715 года, когда сумел заключить с русским художественным агентом в Париже, Иваном Исаевичем Лефортом (находившегося в родственных связях со сподвижником Петра, Францем Яковлевичем Лефортом (умер в 1699),и состоявшего в звании советника службы Его царского величества Петра I в Париже) выгодный контракт, предусматривавший трёхлетнее пребывание и работу в России.Одновременно с Каравакком, в 1715 году Иван Лефорт заключил государственные контракты с «флорентийским мастером» Растрелли и «парижским мастером» Леблоном.
Подписанный Каравакком контракт, обязывал его на протяжении трех лет писать портреты, пейзажи России и батальные картины, а также взять в обучение русских художников. В Россию приехал в 1716 году, приписан был к ведомству Петербургской губернской канцелярии, а позже, начиная с 1718 года состоял в Канцелярии от строений, где имел русских учеников. В 1722 году удостоился чести сопровождать государя в Астрахань, где исполнил его первый портрет. Этим же годом датирована французская гравюра, исполненная с портрета , который сейчас хранится в военно-морском музее Санкт-Петербурга. Иконографические типы Петра I, созданные Караваком, были чрезвычайно популярны и неоднократно воспроизводились в течение последующих столетий.
Оказал личную услугу Петру I: во время морской прогулки Елизаветы Петровны, шлюпка опрокинулась и только Луи Каравакку удалось доплыть и спасти девочку. За это он получил от Петра I дом, был принят в лейб-гвардию и дослужился до полковничьего чина (правда под другим «мирским именем», так как иностранцев тогда в лейб-гвардию не брали).
Каравакк много работал как декоратор по росписям разных строений Петергофа, Нового Летнего сада, при перестройках Зимнего дворца, над созданием иконостаса церкви Зимнего дворца. В 1724 году ему было поручено написание картонов для шпалер
Украшал живописью временные триумфальные («победительные») врата в старой и новой столицах, составлял арт-проекты празднеств, писал плафоны и другие декоративные картины для дворцов Петербурга, Петергофа и Москвы. До нас дошло лишь малое число этих работ (часть росписей плафона Западной галереи Монплезира; декоративная живопись шатрового плафона Вольера – Птичника; обе – в Петергофе, 1721). Эти произведения с их изысканными орнаментами, измельченными и несколько анемичными формами полностью следуют традициям рококо
На протяжении своей жизни в России Луи Каравакк неоднократно писал Петра I и Екатерину I, их дочерей – Анну, Елизавету и Наталью, а также детей царевича Алексея – Наталью и Петра (впоследствии Петра II). По свидетельству выдающегося деятеля российской Академии наук, гравёра и мемуариста Якоба Штелина, портреты Каравакка отличались большим сходством с изображенными на них лицами.
В отличие от немецкого живописца, Иоганна Готфрида Таннауера, также писавшего при дворе русских монархов и уехавшего в 1726-м году а позднее возвратившегося, Луи Каравакк практически всю свою оставшуюся жизнь прожил в России, хотя и неоднократно подавал прошения либо об отпуске на родину , либо о заключении с ним нового контракта. Опять же по словам Якоба Штелина, «универсальный живописец» был незаменим при дворах всех русских императоров и императриц, поэтому контракт с ним продлевался неоднократно.
Национальные традиции влияли на живописную манеру Каравакка. В 30-е годы 18 века годы он начинает писать в традициях раннего»примитивного» портретного жанра в Русском царстве, так называемой «парсуны» , изображавшей человеческое лицо на иконный манер, и не имевшей ничего общего с «реалистичным» европейским портретом 17-18 веков.
Зарекомендовав себя как хорошего художника, он сумел добиться к себе расположения Анны Иоанновны.
При Анне Иоанновне,в 1730-х годах, благодаря протекции фаворита герцога Эрнста Иоганна Бирона был назначен «придворным первым живописного дела мастером» (сперва с окладом 1500 рублей, потом – 2000 рублей в год), исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Луи Каравакк оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального «апробированного» изображения Елизаветы Петровны в качестве новой императрицы. В мае 1743 года ему был поручен ответственный заказ — исполнить четырнадцать портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Участвовал в оформлении и её коронации.
Тематический диапазон картин Луи Каравакка довольно широкий, это и пейзажи,и батальные сцены,и иконопись,ну и конечно же портреты. И в каждом из этих жанров художник сумел соединить традиции, которым он был обучен у себя на родине с традициями, характерными на тот момент в русской живописи.
Среди его лучших работ – Петр I (на фоне моря с союзными кораблями; 1716 год,, Центральный военно-морской музей,С- Петербург; детские портреты – Царевна Елизавета Петровна (вторая половина 1710-х годов, Русский музей), Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна (1717, там же); Царевич Петр Алексеевич и царевна Наталья Алексеевна в виде Аполлона и Дианы (1722, Третьяковская галерея); Цесаревна Анна Петровна (1725, там же), Императрица Анна Иоанновна (1730, там же).
В последние годы, продолжая работать как декоратор, писал (по заказу Елизаветы Петровны) церковные образа.Необходимо отметить,что Луи Каравакк принадлежал к тому небольшому числу иностранных художников, которым православная церковь позволила написание икон.
Будучи обязанным по условиям контракта, заниматься подготовкой учеников, Луи Каравакк пришёл к выводу о необходимости создания в России учебного заведения, в котором начинающие художники могли бы получать необходимые знания. Так в России появилась первая школа рисования, основными принципами обучения в которой послужили принципы обучения Европейских Академий художеств.Программа обучения полностью копировала программу обучения в Европе, включая практически аналогичные предметы. Среди них было и рисование с обнажённой натуры, чему очень противилось русское духовенство, считая это страшным нарушением установленных канонов. Много сил Каракакк приложил к созданию собственной программы обучения и в начале 1720-х годов подавал на высочайшее имя свою программу обучения. Школа рисования была первой ступенькой в художественном обучении русских художников. Следующим этапом образования, по замыслу Луи Каравакка и его единомышленников, должно было стать учреждение в России собственной Академии художеств.
Каравакк подготовил немало учеников, наиболее талантливыми среди которых были знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761) и Алексей Петрович Антропов — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств.
20 июня 1754 года в Луи Каравакк скончался в С-Петербурге в возрасте 70 лет. Был с почестями похоронен на кладбище Сампсониевского собора Санкт-Петербурга.
Многие современники Луи Каравакка не считали его выдающимся художником, но он попал в Россию в период изменения запросов русской аристократии, в период увлечения ею «придворным стилем», который с таким блеском представлял Каравакк своим творчеством.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние