Студия И. Галереи интерьерной живописи

Лоренцо Лотто(1480—1556)-один из крупнейших итальянских мастеров Высокого Возрождения.

Лоренцо Лотто родился 15 мая 1480 года в Венеции в семье торговца. Обучался живописи в художественных мастерских у Альвизе Виварини (1445-1505) и Джованни Беллини (1430-1516). Первое упоминание о творчестве Лоренцо Лотто относится к 1503 году, когда художник работал в Тревизо, небольшом городке севернее Венеции. Брагодаря протекции местного епископа, Бернардо де Росси, Лоренцо выполнял многочисленные заказы на написание алтарных картин в местных церквях. Одновременно Лотто писал светские портреты местной знати.

1170px-Lorenzo_Lotto_046.jpg

Работая в округе Марке, художник близко познакомился с творчеством Луки Синьорелли и Мелоццо да Форли.
Единомышленником Лотто был и великий немецкий художник Альбрехт Дюрер, посетивший Венецию в 1505-1506 годах. Художники были знакомы лично, и в богатой графической коллекции Лотто находилось немало работ Дюрера.
В 1506 году Лоренцо Лотто приглашают в городок Реканати, области Марке, расположенной в Центральной Италии на восточном адриатическом побережье Апеннинского полуострова , для создания большой алтарной композиции в местной церкви San Domenico.
Впоследствии Лотто не раз возвращался в область Марке и именно там, при храмовом комплексе Санта Каза (Святой дом Богородицы) в Лорето, он окончил свои дни обездоленным и одиноким человеком.
В 1509 году Лоренцо Лотто переезжает в Рим, где участвует в оформлении внутренних апартаментов ватиканского дворца папы Юлия II.
Однако, папе не понравились фрески, выполненные Лотто, годичная работа художника была уничтожена, и впоследствии заменена фресками Рафаэля, снискавшего особое расположение понтифика. Договор с Лотто был расторгнут и годичный труд остался без оплаты. Художник вернулся во Флоренцию, где в течение трёх лет писал портреты местной аристократии.
В 1513 году Лотто получил выгодный заказ из Бергамо на написание алтарной картины для местной церкви Ордена доминиканцев. Лотто с блеском выполнил заказ и продолжал творить в Бергамо ещё на протяжении 12 лет.
Лоренцо Лотто работал не только в области религиозной живописи. Он также создал обширную галерею портретов и по праву считается одним из ведущих мастеров этого жанра. Выдающийся талант портретиста проявился в знаменитой работе Лотто «Портрет Лючины Брембати» (Ritratto di Lucina Brembati) (около 1518 года) из собрания Академии Каррара в Бергамо. Работа подтверждает славу Лоренцо Лотто как выдающегося мастера тонких психологических характеристик.
В 1523 году Лотто переезжает в Венецию. В эти году он уже очень известный живописец. Количество получаемых им заказов на написание портретов местной знати часто превышают его физические возможности. Лотто очень много работает , и эта его фантастическая работоспособность вкупе с исключительной обязательностью по отношению к заказчикам приносят ему заслуженное уважение среди коллег по цеху.
В 1531 году Лоренцо Лотто избирают членом организационного комитета Цеха венецианских художников — вместо скончавшегося известного художника Винченцо Бьяджо (1480-1531), одного из учеников и последователей Джованни Беллини.
В этот период происходит знакомства Лотто с Тицианом, являвшимся в это время также членом Комитета. Лотто также поддерживает приятельские отношения архитектором Джованни даль Коро, который длительное время работал в Венеции. Даль Коро проектировал обрамление для всех портретов и алтарных картин, написанных Лоренцо Лотто в Венеции.
Близким другом Лоренцо Лотто в это время становится и флорентийский архитектор Якопо Сансовито (1486-1570),занявший в 1529 году пост главного архитектора Венецианской республики. Он поддерживает Лотто во всех его финансовых делах, что очень важно для художника в этот период.
В 1540 году Лоренцо Лотто вновь возвращается в Венецию
За почти 10-ти летнее отсутствие, творчество художника оказалось практически забытым. Окружающие восхищаются творчеством других, более молодых художников: в моду входит маньеризм, привезённый из Флоренции художниками Джорджо Вазари (1511-1574) и Франческо Сальвиати (1510-1563), приехавшими в Венецию в 1539-1540 годах.
Заказы художник получает очень редко, и его финансовое положение серьёзно ухудшается.
В 1549 году художник переезжает в Анкону для работы над алтарной картиной «Вознесение» в церкви Сан Франческо алле Скале. В 1550 году,ввиду крайней нужды, Лотто устраивает распродажу своих работ. Из 46 работ удаётся продать лишь 7, и лишь неожиданный заказ на несколько работ от настоятеля монастыря Санта Каса в Лорето немного спасает положение. 30 августа 1552 года Лотто переезжает в Лорето, а 8 сентября 1554 года совершает монашеский постриг.
Лоренцо Лотто умер 18 августа 1556 года в возрасте 76 лет в Лорето, где и был с миром погребён. Новость о смерти художника осталась незамеченной в Венеции — о нём успели забыть, хотя работы Великого мастера украшали в это время дома многих известных сановников Италии. Только в 1887 году в одном из венецианских архивов было найдено завещание Лотто, а уже в 20 веке личный архив художника.
В 1895 году американский историк искусства Бернард Беренс издал первую биографию художника, заново обратив внимание ценителей живописи на творчество этого выдающегося венецианского мастера. В 50-е годы многочисленные выставки этого художника прошли в Венеции, Лондоне, Париже.
Знаменитый искусствовед Роберто Лонги (1890-1970) через четыре столетия после смерти художника писал: «Если бы время смогло по достоинству оценить революционную суть искусства Лотто и он занял бы место духовного пастыря живописцев, то тогда, возможно, венецианское искусство развивалось бы в дальнейшем в направлении к Рембрандту, а не Тинторетто».
В 1953 году в Италии состоялась большая выставка, где этот своеобразный мастер был заново открыт и признан.
В 2012 году, в Италии прошла обширная выставка, в полном объеме представившая творчество этого необычного художника, с таким опозданием заслужившего посмертную славу.
С 14 декабря 2012 года по 10 февраля 2013 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась выставка десяти произведений Лоренцо Лотто .Экспонаты выставки прибыли в основном из небольших музеев области Марке, где художник провел значительную часть жизни, а также из Квиринальского дворца в Риме и Академии Каррары в Бергамо
Лоренцо Лотто — исключительная фигура в итальянской художественной культуре XVI века. Внимание к глубокой психологической выразительности и эмоционально волнующим образам духовно роднит его с живописцами более поздних эпох. Творчество Лотто пронизано новаторством, предвосхитившим развитие более позднего европейского искусства. Лотто часто называют предвестником Караваджо.
Произведения живописца встречаются во многих итальянских церквях и картинных галереях. Они не составляют редкости и в музеях Англии и Средней Европы. Замечательнейшие из них находятся в церквях: С.-Спирито («Обручение св. Екатерины»), С.-Бернардино («Мадонна на троне, с предстоящими святыми») и С.-Бартоломмео («Поклонение Богородицы Младенцу-Христу») в Бергамо и в црк. С.-Доминико («Взятие Богородицы на небо») в Анконе. В Государственном Эрмитаже имеются три картины Лоренцо Лотто: «Мадонна», «Сон Младенца-Христа» и «Мужской портрет».

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние