Студия И. Галереи интерьерной живописи

Шарль Лаваль(1862-1894)-известный французский художник,связанный с движением синтетизма (постимпрессионизм) и «школой Понт-Авена».
Шарль Лаваль родился 17 марта 1862 года в Париже в семье архитектора. Мальчик рано проявил интерес к живописи.Его учителями живописи были Леон Бонна и Фернан Кормон.

Laval_Allant_au_marché54d23fac3f960.jpg

В 1800 году Лаваль участвовал в Салоне с буколическим пейзажем «Сельский двор в Барбизоне». Работа осталась не замеченной критиками и не принесла успеха её создателю. С тем же успехом Лаваль участвовал и в Салоне 1883 года. Критики холодно встречали его работы, не понимая их. Его товарищами по художественной студии были Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Луи Анкетен.
В 1886 году Шарль Лаваль жил и работал на пленэре в Понт-Авене. Он остановился в пансионате Мари Глоанек, где состоялось знакомство , ставшее знаковым в его жизни. Он познакомился с Полем Гогеном. В тот год Шарль Лаваль был одним из двоих постояльцев пансионата, с кем Гоген, стремившийся в это время к уединению, делил компанию: вторым был некий состоятельный молодой человек, оплачивавший счета Гогена.
В поисках новых впечатлений и экзотики, которые могли бы дать им ключ к «иному» искусству, Гоген и Лаваль а начале апреля 1887 года отправились в путешествие в Панаму. В поисках дополнительного заработка Лаваль написал несколько академических портретов, используя свой опыт, полученный в мастерской Леона Бонна. Однако, новых заказов не поступало, и серия неудач вынудили Лаваля и Гогена покинуть материк и отправиться на Мартинику. Здесь друзей ждали лишения, невзгоды и болезни. Во время одного из тяжелейших приступов лихорадки Лаваль едва не покончил с собой, но Гоген вовремя удержал его от этого шага.
Перенесший малярию и страдавший участившимися приступами безумия, летом 1888 года Лаваль вновь приехал в Понт-Авен, где Гоген провёл зиму. Лаваль вернулся с Антильских островов с многочисленными картинами и акварелями, которые произвели большое впечатление на Гогена — они просто очаровали его. В это время Гоген близко сошёлся с юным Эмилем Бернаром, и все три художника начали формировать новый шаблон художественной пластики. Написанный в то время «Бретонский пейзаж» явно тяготеет к абстракции с широким разводом радужных цветов.
В Понт-Авене Лаваль, страдавший от туберкулеза, писал очень мало. С целью обмена, Винсент ван Гог заказал ему автопортрет.
Летом 1888 года Ван Гог, отчаянно скучавший по своим друзьям в Арле, пригласил Лаваля Гогена и Бернара к себе, с тем, чтобы основать «Мастерскую юга». Лаваль, никогда до этого не встречавшийся с Ван Гогом, принял решение участвовать в обмене автопортретами, предложенном Винсентом Ван Гогом своим новым понт-авенским друзьям.
в 1889 году Шарль Лаваль с десятью своими работами принимает участие в выставке «импрессионистов и синтетистов» в кафе Вольпини по случаю Всемирной выставки 1889 года. Он выставляет свои работы рядом с Полем Гогеном, Эмилем Бернаром, Луи Анкетеном, Жорж-Даниэлем де Монфрейдом. Благосклонных отзывов на свои работы Лаваль не получил. Критики единодушно отмечали, что живописная манера художника не отличалась оригинальностью: Лаваль во всём подражал своему кумиру Гогену. Полотна Лаваля до такой степени походили на работы Гогена, написанные в Понт-Авене, и привезённые с Мартиники, что последний, согласно воспоминаниям Бернара, даже просил художника не слишком подражать ему.Позднее это сходство манер письма позволило мошенникам, промышлявшим подделками на арт-рынке, подделывая подпись Гогена на работах Лаваля выдавать их за неизвестные полотна более именитого художника.
Лаваль был соперником Гогена и в сердечных чувствах к сестре Эмиля Бернара Мадлен, с которой в конце концов обручился. Это стало причиной разлада в отношениях друзей, наступившего в 1889 году. Как отмечают историки, именно тогда Лаваль вернул Гогену подаренный ему «Автопортрет» с дарственной надписья — «Другу Лавалю». По прошествии некоторого времени, Гоген передарил полотно своему новому другу, Эжену Карьеру, предварительно переписав дарственную надпись.
Шарль Лаваль скончался от туберкулёза 27 апреля 1894 года в возрасте 32 лет во время своего пребывания в Каире. Тело художника было перевезено во Францию и предано земле в Париже. Годом позже, там же в Каире умерла и его невеста Мадлен, заразившаяся от него.
Много лет спустя, когда Лаваль будет забыт, Бернар и Гоген, став непримиримыми врагами, будут оспаривать друг перед другом изобретение того революционного живописного новшества, скрывая роль Лаваля, который исподволь привносил свой поэтический талант синтетизму.
При всей своей неоднозначности, странные и необычные изображения синтетистов восхитили и вдохновили будущих «Наби»: Пьера Боннара, Эдуара Вюйара, Мориса Дени, Майоля, Поля Рансона и Сюзанна Валадона.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние