Студия И. Галереи интерьерной живописи

Капков Яков Фёдорович(1816—1854)-выдающийся русский живописец,портретист,художник исторического и бытового жанра.

Яков Фёдорович Капков родился февральским(точной даты рождения не сохранилось) днём 1816 года в семье крепостного подрядчика светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова в имении князя под Санкт-Петербургом. Интерес к рисованию у мальчика проявился очень рано, хотя отец будущего живописца и не поощрял увлечения сына.

kapkov_10.jpg

Поддержку своему увлечению Яков нашёл в лице своей мачехи, которой очень нравились рисунки маленького художника, и которая настояла на предоставлении ему возможности получения первичного художественного образования в С-Петербургской мастерской художника, профессора исторической живописи и преподавателя Академии художеств Алексея Егоровича Егорова(1776 — 1851). Всеми силами стремясь попасть в Императорскую Академию художеств, Капков сумел добиться аудиенции у своего барина, светлейшего князя(что было очень сложной задачей, учитывая высокий статус последнего при дворе и загруженность-князь в это время являлся новороссийским и бессарабским генерал-губернатором и в столице бывал крайне редко), представил на его суд несколько своих отборных рисунков, и, поведав князю о своей мечте, попросил соизволения выкупиться от него.
Воронцов, видя в своём крепостном действительный и самобытный талант, своим высоким соизволением отпустил Якова Капкова на волю без всякого выкупа.
В 1832 году Яков Капков поступил в Императорскую Академию художеств в качестве пенсионера «Общества Поощрения Художников» вольноприходящим академистом. Копируя в рамках академического задания в стенах академии копию исторического живописца Григория Ивановича Угрюмова (1764—1823) с работы итальянского живописца болонской школы Гвидо Рени(1575-1642) «Архангел Михаил», обратил на себя внимание самого Карла Павловича Брюлова(1799-1852), в то время только что вернувшегося из своего итальянского путешествия и ставшего профессором Императорской Академии художеств,которому было поручено руководство историческим классом Академии. Начиная с 1836 года К.П. Брюлов становится наставником Якова Капкова.
В 1838 году Капков был удостоен двумя серебряными медалями 2-го достоинства, но не имея возможности по своей бедности окончить академический курс, в 1839 году подал прошение руководству Академии о выдаче ему аттестата на звание свободного художника, продолжая при этом посещение занятий в Академии.
Всего за время своей учебы в Императорской Академии художеств Капков был награжден двумя малыми и большой серебряными и малой золотой (за картину «Алквиад и его друг спасаются, выбегая из своего дома, подожженного врагам») медалями.
В 1845 году за исполненную картину «Силоамская купель» Яков Капков был награждён большой золотой медалью, а также получил аттестат 1-й степени на звание классного художника, дававший право пенсионерской поездки за границу.
20 ноября 1847 года художник прибыл в Рим, но пробыл в Италии всего полтора года. В связи с возникшими волнениями(революция 1848—1849 годов в Ломбардии и Венеции), по Высочайшему повелению совместно с другими пенсионерами, 19 апреля 1849 года Яков Фёдорович Капков был вызван в Россию.
В 1850 году Капков был вновь послан за границу в Голландию и Испанию, но добравшись до Варшавы был вынужден по личным обстоятельствам вернуться в С-Петерберг. Больше попыток выехать за границу художник не предпринимал, и до своей кончины жил в столице. Художник всю свою творческую жизнь был одержим одной идеей -создать что-либо грандиозно-значительное в духе своего учителя, однако, все его попытки неизменно оканчивались неудачно
Им были исполнены «Молодая альбанка с книгой в руках», написанная ещё в Риме и приобретённая в 1850 году императором Николаем I, «Мария перед образом Богоматери»(находящаяся в Александрии), «Заремба, исполненная ревности» (частное собрание), «Богоматерь с Предвечным Младенцем» — была приобретена императором Николаем I для своей дочери, Великой княгини Ольги Николаевны, «Благовещение» — участвовала в Академической выставке 1852 года ,несколько экземпляров «Вдовушки», один из которых принадлежал известному коллекционеру Миллеру, а ещё один вместе с экспонатами галереи Прянишникова вошёл в состав экспонатов вначале Румянцевского музея с С-Петербурге, а затем в состав объединённого с Московским Публичным музеем в Москве.
Вообще, стоит признать, что если бы не удивительная, восхитительная( и ещё много эпитетов можно использовать), неповторимая «Вдовушка», имя Якова Фёдоровича Капкова ,возможно, затерялось бы в истории русской живописи. По единодушному мнению искусствоведов , именно благодаря этой работе Капков обессмертил своё имя в истории русского искусства, сумев создать тот единственно пленительный женский образ, естественная чистота и трогательная прелесть которого не умещаются в рамках холодной манеры академического исполнения.
В изображении «Вдовушки» Капковым вложено такое внутреннее содержание, которое дается лишь воистину выдающемуся таланту.
Вдохновлённый успехом картины, художник в течение своей творческой карьеры неоднократно возвращался к теме этой картины, cоздав более десятка авторских копий, которые сегодня с успехом экспонируются во многих наших музеях.
Женский образ был любимой темой работ художника. В С-Петербурге Яков Капков стал популярным исполнителем женских образов, головок и фигур, которые зачастую носили достаточно экзотический характер. Его картины охотно раскупали, а среди его заказчиков были даже члены Императорской фамилии, заказавшие ему несколько картин для своей коллекции. Художник также охотно брался за выполнение заказов по написанию портретных работ известных людей столицы, а также внутреннему оформлению храмов и церквей в различных городах России.

29 марта 1854 года Яков Фёдорович Капков скоропостижно скончался в возрасте 38 лет в Санкт -Петербурге от скоротечного простудного заболевания. Похоронен художник был на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Художник, имеющий своим наставником выдающегося мастера, всегда сталкивается в своём творчестве с опасностью остаться в тени своего великого учителя. Сравнивать творчество Капкова и Брюлова бессмысленно: это как сравнивать маленький ручеёк с большим и могучим потоком, но ручеёк творчества Якова Фёдоровича Капкова никогда не пересыхал, постоянно питая большую и полноводную реку, имя которой -Русское искусство.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние