Студия И. Галереи интерьерной живописи

Иванов Антон Иванович(1818–1863)-известный русский художник, пейзажист, выкупленный из крепостничества.
Антон Иванович Иванов-Голубой родился 13 мая 1818 года в селе Козаково Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье крепостного. Имел очень большие способности к рисованию. Имел способности к рисованию.

15552e9d2ac4c47.jpg

Село Казаково принадлежало помещице Домашневой, которая отдала Антона на обучение в иконописную мастерскую отца братьев-художников Чернецовых — Григория Степановича.

Братья Чернецовы — Григорий и Никанор, уже закончившие Петербургскую академию художеств и получившие звание художников, приехали в 1836 году на родину в Лух, где познакомились с Антоном и пригласили его принять участие в их путешествии по Волге. Плавание началось 22 мая 1838 года из Рыбинска и завершилось 18 ноября того же года, когда лодка застряла во льдах недалеко от Астрахани.

Убедившись в таланте Антона, Чернецовы решили выкупить его из крепостничества, пожертвовав всеми своими сбережениями — двумя тысячами рублей ассигнациями. Однако помещица запросила большую сумму, поэтому художникам пришлось прибегнуть к помощи влиятельных людей, близких к искусству, таких, как граф Федор Толстой. Наконец, Домашневу удалось уговорить и в 1841 году (по другим источникам — в 1840 году) она отпустила «вечно на волю крепостного своего дворового человека Антона Иванова».

Уже свободного Иванова устроили вольнослушателем на учебу в Академию художеств. С 1841 по 1849 годы он получал академическую стипендию. За картину «Вид Тучкова моста с набережной Васильевского острова» в 1844 году был награжден малой серебряной медалью, а в 1845 году получил звание неклассного художника.

В 1846 году братья Чернецовы отправились заграницу и взяли с собой Иванова. В Италии он совершенствовал свое мастерство, писал не только этюды, но и пейзажи на тему русской природы. В 1848 году, во время революционных событий в Западной Европе, царь Николай I издал распоряжение об обязательном возвращении на родину всех россиян, находившихся в то время за границей. Чернецовы вернулись в Петербург, а Иванов отказался ехать и остался в Риме, где и умер 6 декабря 1863 года в возрасте 45 лет. Похоронен на кладбище Тестаччо.

Первое внимание критиков к своему творчеству Антон Иванов привлек в 1839 году, когда рисунки и более двух десятков картин, написанных братьями Чернецовыми во время и после их путешествия по Волге, были выставлены в Академии художеств. Антон Иванов написал картину «Вид мастерской художников Чернецовых на барке, в путешествие их по Волге в 1838 году». Она также экспонировалась на выставке и обратила на себя внимание знатоков живописи. На ней изображен внутренний вид деревянной надстройки на барке, на которой художники плыли по Волге. На переднем плане — помещение мастерской. Свет четырех окон падает на рабочие столы, заваленные бумагами, начатыми картинами и ящиками с красками. На заднем плане видно помещение, служившее спальней художникам. В комнате Иванов нарисовал двух братьев Чернецовых. Слева, с книгой в руках — младший 16-летний Поликарп. Это единственный портрет, сохранившийся до наших дней — его жизнь оказалось недолгой. Справа — над рисунком на столе склонился Григорий. Картина ценна, как летописный документ путешествия (это первое полотно художника сохранилось — сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге).

В 1839 году Иванов также написал картины «Вид на Волге в Жигулевских горах»,»Рыболовные суда отплывают из гавани» , «Гром в Соковских горах на Волге». Позже — «Вид села Винновка на Волге в Симбирской губернии» (1841), «Переправа Н.В. Гоголя через Днепр» (1845), «Перевоз через Волгу в Симбирске» и «На Волге» (обе — в 1846 году).

Кроме русских пейзажей, Иванов также выполнил многочисленные зарисовки видов Италии — «Вилла русских художников близ Неаполя» (1851), «В окрестностях Тиволи» (1851), «Дорога в Риме» (1854), «Горное ущелье» (1862), большая картина «Русские песенники в Риме» (1862, хранится в Третьяковской галерее). Много пейзажей Иванова переправлялись в Россию, где оседали в частных коллекциях.

До наших дней художественное наследство Иванова полностью не сохранилось. В музеях России осталось лишь несколько картин с подписью художника

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2020. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.