Студия И. Галереи интерьерной живописи

Анри Эдмон Кросс(1856-1910)- французский художник, один из крупнейших представителей неоимпрессионизма.
Анри Эдмон Кросс( настоящее имя, Анри Эдмон Делакруа) родился 5 мая 1856 года в городке Дуэ, расположенном на юге Франции, в семье французского предпринимателя и авантюриста Арсида Делакруа и англичанки Фанни Вуллетт.

00012654b475962dfb4.jpg

В 1865 году семья переехала в Лилль. Интерес к живописи у маленького Анри Эдмона проявился очень рано. Его увлечённость живописью всячески поощрял кузен отца, доктор Огюст Суан, который первым заметил одарённость мальчика. Первым наставником Кросса был известный французский художник, представитель академической школы Шарль Эмиль Каролюс-Дюран(1838-1917), у которого десятилетний Анри Эдмон брал уроки рисунка и живописи. Именно Карлюс-Дюран поставил мальчику руку и научил искусству перспективы.
Детство и юность Анри Эдмона Кросса прошли в Лилле. В 1878 году Анри Кросс был принят в Школу Академии дизайна и архитектуры в Лилле, где в течение трёх лет обучался под руководством профессора живописи Альфонса Коласа(1818-1887), много лет преподававшего в Художественной Школе.
В 1881 году Кросс приехал в Париж, где начал брать уроки у Франсуа Бонвена(1817-1887),выдающегося французского живописца и графика, одного из лучших жанристов Франции. Работы мэтра в течение длительного времени влияли на творчество Кросса.
В 1881 году художник впервые выставил свои работы в Салоне под английским именем — Кросс, которое он выбрал, чтобы его работы не путали с работами другого художника — Анри-Эжена Делакруа, также выставлявшегося в Салоне в это же время.
Ранних работ Кросса почти не сохранилось. Это всего несколько портретов и пейзажей, написанных в реалистической манере, и окрашенных довольно мрачной палитрой.
После путешествия на юг Франции, где произошла его встреча с Клодом Моне, манера письма художника начала существенно меняться: Кросс постарался полностью отказаться от тёмных коричневых цветов, столь характерных для полотен реалистов, в пользу более ярких, открытых и насыщенных цветов импрессионизма.
В мае 1884 года Анри Кросс выступил соучредителем «Салона Независимых» и принял участие в первой выставке художников,входивших в организацию, где познакомился с Жорж-Пьером Сёра(1859-1891), французским художником-постимпрессионистом, основателем неоимпрессионизма, создателем оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм», и Полем Синьяком(1863-1935), французским художником-неоимпрессионистом, представителем направления пуантилизма.
В эти годы основной темой работ Кросса были парижские жанровые сценки и пейзажи. Он принимает пуанталистскую манеру письма, однако свои маринистские произведения, а также обнажённую натуру и портреты выполняет большими, широкими мазками кисти. Анри Кросса часто рассматривают как предшественника фовистов за преимущественное использование в работах основных красок.
В 1888 году Анри Кросс вместе с Полем Синьяком и Альбертом Дюбуа-Пилле (1846–1890) был приглашён участвовать в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе(основана в 1884 году в Брюсселе, несколько ранее, чем «Группа независимых». Цель объединения художников — популяризация нового, не шаблонного искусства, организация выставок художников, вырвавшихся из академического плена, концертов, лекций. В группу входили двадцать молодых художников либо уроженцев Бельгии, либо живших в ней:Джеймс Энсор, Вилли Финч, Тео ван Риссельберг. В выставках группы в разное время принимали участие Роден, Моне, Ренуар, Редон, Монтичелли; вместе с группой выставлялись Жорж Сёра, Поль Синьяк, Дюбуа-Пилле, Анри Кросс, Берта Моризо, Сикерт).

В 1891 году Анри Кросс был избран вице-президентом «Общества независимых». К этому времени он стал одним из ведущих художников неоимпрессионистов. Его холсты были яркими, полными света и привлекавшими к себе внимание картинами.
Первая персональная выставка Анри Эдмона Кросса прошла в 1894 году в Парижской галерее Эжена Друета (Galerie Druet), на которой было представлено 30 картин и 30 акварелей живописца.
Анри Кроссу порой было тесно в классической пуантилистской манере.»Я не люблю догматизма, утверждал он, — и считаю, что счастлив тот, кто нашёл соответствующие его темпераменту средства выражения».
Друг Кросса Поль Синьяк восхищался его достижениями в области «цвета и синтеза форм». В декабре 1894 года Синьяк записал в своём дневнике: » Он одновременно и холодный методичный мыслитель и страстный взволнованный мечтатель».
В 1896 году художник провёл свои выставки в галереях Бинга и Дюран-Рюэля, а несколько позже участвовал в выставках «Сецессиона» в Берлине и Дрездене.
В 1903 году Кросс посетил Венецию, а в 1904 году летом работал вместе с Полем Синьяком в Сан-Тропезе, где произошло его знакомство с Анри Матиссом. Также Кросс был дружен с Морисом Дени.
Художник часто путешествовал по Италии. Итальянская природа очень нравилась Кроссу. В 1908 году всё лето художник провёл в Тоскане и Умбрии, посещая при этом Флоренцию, Пизу, Ассайс и другие итальянские города. Он много и плодотворно работал. Сделанные во время путешествия эскизы итальянской природы, Кросс в дальнейшем использовал в своих работах 1909 и 1910 годов. Последние работы художника окрашены в яркие, декоративные цвета, что опять даёт нам основание считать художника предшественником фовизма. Кросс является автором многочисленных акварелей.

16 мая 1910 года Анри Эдмон Кросс(Делакруа) скончался на 55-м году жизни в Сен-Клере, где и был похоронен.

В 2013 году на аукционах Sotbey’s были проданы четыре картины Анри Эдмона Кросса:- «Провансальский пейзаж» (Paysage Provençal) – 87,5 тысяч долларов США- «Купальщицы» (Baigneuses) – 301, 25 тысяч фунтов стерлингов- «На берегу Сент-Клер» (La Plage De Saint-Clair) – 825,25 тысяч фунтов стерлингов- «Весенняя роза» (Printemps Rose) – 1,205 млн. долларов США.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. , Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.,Габриэле Крепальди “ Импрессионизм: истории, этикет, биографии, шедевры” Mondadori Elektra S.p.A. Milano 2006г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.