Студия И. Галереи интерьерной живописи

Якоб Филипп Хаккерт (1737–1807)Якоб Филипп Хаккерт родился в 1737 году в Пренцлау, в небольшом немецком графстве Бранденбург, в семье портретиста Филиппа Хаккерта.

79768590_large_YAkob_Filipp_Hakkert_Vid_na_villu_Mecenata_i_vodopaduy_v_Tivoli_1783_SanktPeterburg_YErmitazh.jpg

После завершения образования в Берлинской Академии, где художник проявил особое мастерство в жанре пейзажной живописи, молодой Хаккерт исколесил всю Европу. Лёгкий на подъем, он успевал получать работу у самых щедрых и влиятельных заказчиков той эпохи.
С 1762 года жил в Померании. Затем, с 1765 по 1766 в Париже и Нормандии. Много путешествовал по Италии. С 1782 года работал в Неаполе в качестве придворного художника Фердинанда IV, и имел мастерскую в королевском дворце в Казерте. В 1799 работал в Пизе и Флоренции. А с 1800 года поселился близ Флоренции, в Сан ди Кареджо, где и скончался в 1807 году.
Художник был лично знаком и дружен с Гёте, написавшем о Хаккерте в 1804 году, уже после его смерти, биографический очерк. Для большинства наших современников живопись и графические работы Хаккерта малоизвестны. Однако, в конце XVIII века он был весьма востребованным мастером.

Когда русской императрице в 1770 г. понадобился придворный живописец для создания серии картин, прославляющих победу русского флота над турецким под крепостью Чесма, Екатерине II был рекомендован немецкий художник Хаккерт. Стремясь к документально точному воспроизведению кораблей русской эскадры и флагманов турецкого флота, художник выезжал на базу российского флота в Ливорно в 1770. Построение пейзажного пространства в картинах серии достаточно однообразно — корабли русских и турецких эскадр изображены на фоне гористой волнообразной линии берега. Картины этой серии можно и сейчас видеть в Чесменском зале Большого дворца в Петергофе, а также в Эрмитаже и Гатчинском дворце.

Выполнение этого большого заказа сделало художника европейской знаменитостью. После визита в Рим наследника российского престола Павла Петровича с супругой, Хаккерт не только регулярно исполнял заказы великокняжеской четы, но и изрядно пополнил художественные собрания лучших представителей русской аристократии: князя Н.Б. Юсупова, графа А.С. Строганова, графа С.Р. Воронцова, князья Д.М.Голицына.

Однако самый плодотворный этап в творчестве художника связан с периодом начала 80-х -конца 90-х годов XVIII века, когда Хаккерт жил и работал в Неаполе, в качестве придворного художника Фердинанда IV. Примерно в 1788 г. Хаккерт получил официальный королевский заказ на создание серии картин для дворца в Казерте с видами морских портов Королевства Обеих Сицилий. В 1790 г. Хаккерт предпринял специальную экспедицию по побережью Калабрии и Сицилии. Результатом этой бурной деятельности стало двадцать монументальных полотен с видами главных портов Неаполитанского королевства, а также огромное количество предварительных эскизов и зарисовок.

Последние годы жизни художник провел в Тоскане, именно поэтому в творчестве Хаккерта так много итальянских пейзажей.

Живопись Хаккерта интересна еще и тем, что она отличается топографической точностью, верностью натуре. Это, своего рода, возможность современному зрителю посетить различные уголки Италии конца XVIII века, пребывая в веке XXI.

После смерти он был забыт. Выставка в Государственном Эрмитаже, прошедшая с успехом в конце 1990-х годов, вызвала к нему повторный интерес.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Хаккерт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.