Студия И. Галереи интерьерной живописи

Васильев Фёдор Александрович(1850-1873)-выдающийся русский живописец-пейзажист.

Фёдор Александрович Васильев родился 22 февраля 1850 года в городке Гатчина (в настоящее время Ленинградская область) в семье мелкого почтового служащего из С-Петербурга. После рождения мальчика семья переехала в столицу.

Fyodor_Vasilyev_Village_7993.jpg

Семья жила бедно и в возрасте 12-и лет мальчик был был отдан на службу в управление главного почтамта С-Петербурга. Интерес к живописи и способности к рисованию проявился у Фёдора рано, но недостаток свободного времени вынуждал мальчика заниматься любимым увлечением по вечерам и воскресным дням. Родители поощряли увлечение сына, и в 1863 году отдали сына, мечтавшего стать художником и много рисовавшего, в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в С-Петербурге.
Школа, основанная в свое время министерством финансов, оказалась к 1860-м годам в ведении Общества поощрения художеств и благодаря учреждению художественного класса быстро завоевала популярность в кругу талантливой молодежи самых различных общественных слоев С-Петербурга. В числе преподавателей школы был тогда не только пользовавшийся огромной любовью и авторитетом И.Н.Крамской, но и другие художники из группы четырнадцати протестантов, демонстративно вышедших из Академии в 1863 году. Приметы, происходивших в искусстве перемен, особенно стали заметны тогда на ежегодных академических выставках.

Выдающиеся способности Васильева были вскоре замечены. Далеко не последнюю роль в становлении молодого живописца сыграла его дружба с И.Н. Крамским(1837-1887) — русским живописцем и рисовальщиком, мастером жанровой, исторической и портретной живописи; художественным критиком и И.И.Шишкиным(1832-1898) — русским художником-пейзажистом, живописцем, рисовальщиком и гравёром-аквафортистом, представителем Дюссельдорфской художественной школы.
Желая также получить практические навыки реставрационной деятельности, Васильев, в течение всего периода обучения в Рисовальной школе, совмещал занятия с вечерней работой у известного петербургского реставратора из Академии художеств П.К.Соколова.
В 1865 году скоропостижно скончался отец Фёдора Васильева , и пятнадцатилетний подросток оказался главной и фактически единственной опорой семьи, оставшейся без средств к существованию. Преждевременное взросление наложило свой отпечаток на характер будущего художника, сделав его легко ранимым и обострив эмоциональную чувственность, развив при этом редкостную сложность духовной организации и повышенное внимание к нравственным вопросам человеческой жизни.
К моменту окончания учебы в 1867 году, Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими были отношения с И. В. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре. Общение и дружба с этими замечательными людьми и художниками стали главными жизненными и профессиональными университетами начинающего живописца.
Летом и осенью 1867 года Фёдор Васильев вместе с опекавшим его и учившим азам мастерства Шишкиным, более пяти месяцев проработал на Валааме.
Лето, проведенное на Валааме, небольшом острове на Ладожском озере, подготовило художника к самостоятельной работе.
Множество сделанных там набросков и этюдов, а также законченные позднее большие картины «После дождя», «Деревенский двор», «В церковной ограде Валаам» (все 1867 год) отчётливо демонстрируют свойственное Фёдору Васильеву лирическое восприятие русской природы. Уже в этих работах мы наблюдаем особый художественный стиль талантливого живописца. Его главная отличительная особенность — разработка соседних тонов цветовой гаммы, благодаря чему достигался яркий колорит картин. Художник достигал целостности произведения при помощи единого цветового рефлекса. Такой подход отличал Васильева от большинства художников- передвижников, добивавшихся зрительного единства картины при помощи тщательной разработки светотени и боровшихся с «искусственной» пестротой подчёркнутой сдержанностью общей цветовой гаммы.
Шишкин научил Васильева видеть всё разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Он привил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу художественного труда.
Вернувшись с Валаама, Федор Васильев решил впервые выставить на суд зрителей и своих собратьев-художников исполненные за лето рисунки и этюды. Вместе с работами Шишкина они были показаны на выставке Общества поощрения художеств. Один из этюдов Васильева — «На острове Валааме. Камни», был приобретен графом П. С. Строгановым, крупным меценатом того времени. Он с большим интересом воспринял работы семнадцатилетнего художника и затем с вниманием следил за его успехами, всячески покровительствуя молодому дарованию.
1868-1869 годы — время по-настоящему зрелых работ Фёдора Васильева. Среди них прежде всего необходимо выделить «Деревенскую улицу», «После грозы» и «Возвращение стада»(все-1868 год)и картину «Деревня» -1869 год.
В 1870 году вместе с И.Е. Репиным(1844-1930)- выдающимся русским художником-живописцем, мастером портрета, исторических и бытовых сцен, академиком Императорской Академии художеств, молодой художник отправляется в поездку по Волге. Из путешествия Васильев привёз множество набросков и зарисовок и две незавершённые картины :»Вид на Волге.Барки» и «Волжские Лагуны», (обе 1870 год). Эти работы в полной мере показывают всё богатство его палитры и поистине блестящее восприятие цвета художником.
необходимо отметить, что для ранних работ Фёдора Васильева характерно трёх плановое композиционное построение,умело подчёркнутое цветом и освещённостью. Как правило, затенённые передний и задний планы, разделяются высветленным средним. Однако, в одной из своих лучших работ «Оттепель» (1871 год), Васильев отходит от своей традиционной трёх плановой схемы.
Работа была очень высоко оценена современниками. Эта глубоко эмоциональная картина, пронизанная настроением тревоги и безнадёжности принесла автору первую премию от Общества поощрения художеств. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

В 1871 году Фёдор Александрович Васильев поступил в Академию художеств, но ещё во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился,и у него обнаружился туберкулёз. Как следствие — художник вынужден был покинуть С-Петербург.
По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств предоставило Фёдору Васильеву средства для поездки в Крым . В Крыму, в Ялте Фёдор Васильев провёл последние два года своей жизни. Он не сразу оценил красоту крымских пейзажей, однако постепенно, после мучительных творческих поисков , обрёл своё видение южной природы, и его глубоко лиричный и поэтичный пейзаж «В крымских горах»(1873 год) — наглядное тому подтверждение.
Художник много и напряжённо работал в Крыму, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и в конце концов привело к трагическому финалу..
24 сентября 1873 года в возрасте 23 лет Фёдор Александрович Васильев скончался в Ялте, где и был похоронен на Поликуровском кладбище.

Фёдор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но его вклад в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Талантливый живописец оставил нам большое творческое наследие. Им восхищались И.Е. Репин, и И.И. Шишкин, а И.И.Левитан называл Фёдора Александровича Васильева своим учителем. Поистине выдающаяся оценка!!

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние