Студия И. Галереи интерьерной живописи

Франческо Франча(1448-1517)-Болонский ювелир,медальер, гравер, скульптор и живописец.

Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини, прозванный Франча родился 15 июня 1450 года в Болонье в семье ремесленников.

1054e8cf4137338.jpg

Сведения о жизни художника крайне скудны.Начинал свой творческий путь как ювелирный мастер.В художественных кругах получил прозвище Франча, сын резчика по дереву. Ювелирная техника, требовавшая тонкой детальной разработки форм, повлияла на всё творчество Франча. Живописный стиль художник, воспитанный на раннеренессансных идеалах болонской школы, тем не менее испытал влияние феррарских традиций в лице Лоренцо Косты, с которым он долгое время сотрудничал в Болонье после 1483 г., и Перуджино, привнесшего в искусство Франча чувственность.
Всю жизнь Франческо Франча выполнял заказы на золотые и серебряные вещи для церквей и дворцов Болоньи, Феррары и других городов Италии (сохранились только две иконки в Болонской академии). Приписываются медали с изображениями ученых Муэотти и Руджери, кардинала Алидози и других и монета с Джованни Бентивольо и папой Юлием II. Гравюры и скульптуры не сохранились. Франческо Франча был чрезвычайно плодовит как живописец (начал заниматься живописью с 1487, боттега — с 1490).

Расписывал по поручению владельцев Болоньи Бентивольо (вместе с Лоренцо Костой и другими живописцами) дворцы и церкви Болоньи (фрески сохранились в палаццо Коммунале, оратории собора святой Цецилии, где художник близок к Перуджино). Сохранилось большое число Мадонн (в Болонье, Риме, Вероне, Бреше, Милане, Бостоне, Нью-Иорке, Вене, Берлинеи других городах) и алтарных образов (в Болонье, Ферраре, Флоренции, Лукке, Парме, Лондоне и др.). Меньше портретов: в лондонской Национальной галерее (сенатора Бьянкини), в Уффици (теолога Скаппи), в нью-йоркском Метрополитен-музее (Ф. Гонзага) и рисунков (в Уффици, венской Альбертине, Британском музее).Слава и работы этого художника распространились по Ломбардии настолько, что за некоторыми его вещами присылали и из Тосканы, как, например, из Лукки, куда ушла доска со св. Анной, Богоматерью и многочисленными другими фигурами и с усопшим Христом на коленях у матери в верхней части картины; работа эта была помещена в церкви Сан Фредиано и почиталась в Лукке произведением весьма достойным. В Болонье он расписал для церкви Аннунциаты две других доски, исполненных весьма тщательно; и также за воротами в Стра-Кастионе, в церкви Мизерикордии, по заказу одной благородной госпожи из рода Манцуоли – еще одну, на которой он изобразил Богоматерь с младенцем на руках, со св. Георгием, св. Иоанном Крестителем, св. Стефаном и св. Августином и ангелом у ее ног, сложившим руки с таким благолепием, будто поистине он райское существо.
Франча был человеком благоразумным, в полной силе и вел жизнь весьма правильную. После смерти он с почестями был погребен детьми своими в Болонье в 1518 году.
Лучшие работы: «Распятие» (в Болонском городском музее) и «Святой Стефан» (в римской галерее Боргеэе). Алтарные образы в Болонье («Пала Феличини» — в пинакотеке и «Пала Бентивольо» — в Сан Джакомо Маджоре). В Санкт-Петербурге в Эрмитаже: две «Мадонны со святыми» (обе подписные) и «Положение во гроб»
Франча писал преимущественно картины на религиозные сюжеты, хотя сохранилось и несколько портретов его кисти, хранящихся в Национальной галерее Лондона. Все творчество Франча, кроме последних лет, указывает на неразрывную связь с ранним Возрождением: выстроенная как театральная мизансцена композиция с пейзажем на заднем плане, вытянутость и удлиненность фигур, яркий колорит красно-коричневой с золотистым оттенком гаммы, детализирующая манера письма, все вместе создающие волшебную атмосферу изображаемого («Поклонение короля», ок. 1500). В последние годы стиль Франча претерпевает изменения, в нем сильнее ощущается влияние работ Рафаэля («Распятый Христос с Марией и св. Иоанном Евангелистом», ок. 1515-17).
Скончался в Болонье 5 января 1517 года в возрасте 66 лет от простудного заболевания. Был с почестями погребен своими детьми в Болонье.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи)ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние