Студия И. Галереи интерьерной живописи

Эсташ Лёсюёр(1616–1655)-известный французский художник стиля барокко.

Эсташ Лёсюёр- французский художник стиля барокко, один из основоположников(член-учредитель) французской Академии живописи и архитектуры, традиционно считающийся одним из основателей классической французской живописи.

volumnia-and-verturia-before-coriolanus-1639.jpg

Эсташ Лёсюёр родился 19 ноября 1616 года в Париже в семье резчика по дереву Кателена Лёсюёра . Зимой 1632 года Эсташ был принят учеником в мастерскую главного придворного художника Людовика XIII, Симона Вуэ. У художника учились многие живописцы этого поколения. Мэтр сразу отметил необычайный талант мальчика, и начал уделять художественному обучению Эсташа большую часть своего времени. Впоследствии дружба учителя и ученика продлится долгие годы и они будут плодотворно сотрудничать при выполнении заказа по украшению дома канцлера К. де Бюльона. В мастерской Вуэ Эсташ Лёсюёр познакомился с будущими законодателями художественных вкусов эпохи Людовика IV Шарлем Лебреном и Пьером Миньяром. В дальнейшем Лёсюёр самостоятельно продолжил своё обучение, увлекшись изучением творчества великого Рафаэля. Для абсолютного большинства живописцев эпохи классицизма творчество Рафаэля воплощало собой идеал классической гармонии, к которому все так стремились. Лёсюёр изучал творчество Рафаэля и его школы по гравюрам и картинам, которые были представлены во французских собраниях. Гравюры Маркантонио Раймонди и росписи в замке Фонтенбло дополнили его образование.
Несмотря на то , что Лёсюёр никогда не выезжал за пределы Франции, и не видел работ великого мастера, находившихся в других странах, по единодушному мнению историков, именно Эсташу Лёсюёру покорился дух искусства великого мастера и его характер. Это подтверждается прозвищем «французский Рафаэль», которым был удостоин при жизни Эсташ Лёсюёр своими современниками.
Также большое влияние на живопись Лёсюёра оказало творчество Николла Пуссена. Знакомство художников состоялось в 1640 году,и продолжалось до 1642 года.В этот период Никола Пуссен по приглашению Людовика XIII приезжал в Париж. Впоследствии по рисунку Пуссена Лёсюёр написал одну из своих работ.
Стоит признать, однако, что несмотря на влияние всех этих мастеров , манера письма Эсташа Лёсюёра всегда отличалась яркой индивидуальностью.
Первой крупной работой Лёсюёра являлась серия картин на различные сюжеты из поэмы венецианского автора конца 15 века Франческо Колонна » Сны Полифила «,написанная Эсташем Лёсюёром по заказу, полученному от Вуэ в 1637 году и предназначенная для дальнейшего перевода в гобелены.
От всей серии, завершённой художником предположительно в 1645 году сохранилось только четыре картины(Ман, музей; Руан, Музей изящных искусств; Дижон, музей Маньен; Вена, собрание Чернин).
В начале 1640-х годов Эсташ Лёсюёр написал целый ряд простых ,скромных и строгих картин, которые явились началом формирования его индивидуального стиля. Эсташ Лёсюёр по призванию был декоративный живописец, и именно в этой области создал свои самые выдающиеся произведения.
В 1645 году за картину «Святой Павел, изгоняющий демона из мужчины» Эсташ Лёсюёр был принят в члены парижской гильдии художников Святого Луки.
В 1647-1650 годах Эсташ Лёсюёр работает над оформлением «Кабинета муз» в доме Ламбера де Ториньи. Пять композиций, изображающих музы и роспись плафона»Фаетон»(все находятся в настоящее время в Лувре) показывают всё ещё остававшуюся приверженность художника классическим урокам Никола Пуссена, а картина «Музы Клио, Евтерпа и Талия» символизировала начало переходного периода в творчестве художника с характерным мягким ритмом линий и гармонией тонов.
В 1648 году Эсташ Лёсюёр стал одним из членов-учредителей Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1649 году получил должность ординарного жавописца короля и приступил к написанию алтарного образа «Святой Павел в Эфесе», предназначенный в дар собору Нотр Дам.
В этом же году художник получает крупный заказ на 22 картины для монастыря Шартрез. Написанные в период с 1645 по 1648годы , эти картины (ныне находящиеся в музее парижского Лувра) посвящены истории Святого Бруно. В них окончательно утверждается индивидуальный и неповторимый стиль Лёсюёра.
В этот же период художник выполняет по заказу короля в его апартаментах в Лувре «Аллегорию французской Монархии» и расписывает купальню королевы-матери (работа была утеряна в конце 18 века).
Официальная карьера Эсташа Лёсюёра складывалась очень успешно. У него не было недостатка в заказах. Он быстро завоевал признание своих современников.
Лёсюёр писал по заказам членов Королевского двора, членов парижского парламента, богатых чиновников, представителей парижской знати.
Помощниками Эсташа при выполнении заказов всегда выступали три его брата:Пьер, Антуан и Филипп, а также свояк(брат жены) — Тома Гуссе. Лёсюер женился в 1644 году на Женевьене Гуссе, дочери лавочника.
Дарование Эсташа Лёсюёра было очень многосторонним. Он писал не только мифологические картины и декоративные панно, но и очень выразительные портреты, картины на религиозную тему. По мнению историков живописи, его работы на религиозные сюжеты принадлежат к лучшему из того, что было создано французскими художниками 17 века в этом жанре.
Одной из наиболее значительных работ Эсташа Лёсюёра в портретном жанре является работа «Встреча друзей» (Париж, Лувр) — групповой портрет, на котором изображены друзья художника, в том числе знаменитый парижский музыкант лютнист Дени Готье.
Эсташ Лёсюёр скоропостижно скончался 30 апреля 1655 года в возрасте 38 лет в Париже, где и был похоронен.
Помимо живописных произведений художник оставил большое количество графических работ, свидетельствующих о величии таланта мастера и о тщательной подготовке художника к написанию каждой своей картины.
Судьба работ, составляющих творческое наследие Эсташа Лёсюёра сложилась не очень удачно. Созданные им декоративные ансамбли (пример, декорации дома Ламбер), были разрознены, а панно хранятся в настоящее время в запасниках музеев. Многие картины Эсташа Лёсюёра, упоминаемые в исторических документах, серьёзно пострадали за прошедшее время или вообще были утеряны. Также многие работы художника были либо уничтожены, либо утратили авторство, и известны теперь в лучшем случае по гравюрам.Самые известные произведения художника находятся в луврском музее в Париже.После Лувра произведениями Лёсюёра богаче всех других музеев в начале 20 века был Эрмитаж, владевший семью его картинами.
Но даже те, немногие дошедшие до нас работы Эсташа Лёсюёра, являются сегодня подлинным украшением коллекций экспонирующих их музеев , и позволяют нам в полной мере судить о масштабе личности этого великого живописца и его выдающемся таланте.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2020. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.