Энциклопедия мировой живописи(специальный 347 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 347. Туржанский Леонард Викторович(1875-1945).
«Этот образованный, замкнутый, но такой чистый и светлый человек, с огромным характером и умом, не полагался только на свой талант, работал всю жизнь не покладая рук.» (Бажин В.Е.)
Герой нашей сегодняшней публикации — один из первых русских художников-импрессионистов, Леонард Туржанский
Леонард Викторович Туржанский принадлежит к числу замечательных отечественных художников — пейзажистов, создавших удивительно проникновенные образы русской природы и сумевших по-своему передать красоту ее неярких пейзажей.
Краеугольным камнем всего его творчества было поспевание красоты и очарования уральской деревни, которую он любил всем сердцем, ее улиц с убегающими рядами домов и заборов, раскинувшихся за околицей бескрайних полей, ее сердечных и отзывчивых жителей.
Обладая острой природной наблюдательностью, Туржанский умел находить красоту даже в самых, казалось бы, незначительных мотивах, создавая удивительно родные и проникновенные произведения благодаря своему таланту и трудолюбию. Мы Вас заинтриговали? Познакомимся поближе с творчеством этого удивительного мастера?
Итак, мы начинаем….
Удивительно трогательные крестьянские лошадки, скромная красота русской природы, своеобразная манера включающая в себя широкие мазки шпателем и пронзительная лиричность пейзажа настроения – таковы отличительные черты полотен Леонарда Туржанского среди вереницы блестящих произведений русской живописи первой половины 20 века.
«Пейзаж с лошадьми» Конец 1920-х годов, Холст, масло 29х52,5, Государственная Третьяковская галерея
Леонард Викторович Туржанский родился 9 (21) февраля 1875 года в Екатеринбурге в семье врача. Увлечение живописью проявилось в юные годы, и вопрос о выборе жизненного пути был решен однозначно в пользу карьеры профессионального художника.
«К весне» 1911 год, Картон, масло 23,5х59, Собрание А.А.Смолянникова
В 1895 году Леонард Туржанский уезжает в Санкт-Петербург, где поступает в студию известного в те годы гравёра на меди, рисовальщика и офортиста Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского и одновременно в Центральное училище технического рисования Штиглица.
«В лесу», 1910 год, Картон, масло 28х58 Собрание Б.М.Одинцова
Через год он переезжает в Москву, где поступает в Строгановское художественно-промышленном училище, и, начиная с 1898 года на правах вольноприходящего начинает посещать Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.
«Апрельское солнце. Весна на Мурмане», Холст на картоне, масло 60 х 118,5 Севастопольский художественный музей.
Его педагогами были известный русский живописец-реалист Николай Алексеевич Касаткин(1859-1930), русский живописец и педагог Абрам Ефимович Архипов(1862-1930) и живописец Василий Николаевич Бакшеева(1862-1958).
«Весенний пейзаж», 1914 год, Холст, масло. 32 x 79 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Леонард Туржанский также посещает пейзажный класс мастера исторической живописи Аполлинария Михайловича Васнецова(1856-1933) и анималистический класс одного из лучших отечественных художников -анималистов того времени А.C. Степанова(1858-1923), а затем переходит в высшие мастерские портрета и жанра, которыми руководил Валентин Серов(1865-1911), а позже и Константин Коровин(1861-1939).
«К осени», 1898 год, холст, масло, Калужский областной художественный музей, Калуга.
Неизбежно испытав поначалу в своём творчестве влияние своих именитых учителей, Туржанский постепенно ушел от простого подражания их манере и со временем сумел выработать собственный стиль.
«Ранняя весна» 1910-е годы, Картон, масло 34х48, Собрание А.А.Смолянникова
Среди его ранних работ есть и портреты (артистки М. Петровой, писателя И. А. Бунина, оба 1905), и жанровые полотна «В провинции», 1910 год и «К венцу» 1910 год, но творческое лицо живописца наиболее ярко проявилось именно в пейзаже.
«К венцу». 1910 год, холст, масло, Самарский областной художественный музей.
Впоследствии Туражнский будет считать себя не только учеником, но и последователем великого Серова во многих его устремлениях. Именно у Валентина Серова научился Туржанский добиваться подобия жизни в своих работах и превращать «сырую» натуру в живописное полотно.
«Вечерние тени», 1940 год, Холст, масло. 71 x 63 см, Одесский художественный музей
Туржанский много рисовал, но рисование не сделалось главной его страстью, хотя в его творческом наследии искусствоведы отличают большое количество портретных набросков , а также пейзажных и жанровых рисунков. Именно живописная стихия позволила ему последовательно и глубоко реализовать рисовальные принципы Серова и цветовую гармонию Коровина.
«Золотая осень», 1914 год, Пермская государственная картинная галерея, Пермь
Леонард Туржанский известен прежде всего, как пейзажист. Всестороннее исследуя и пропуская через своё видение, художник в своём творчестве неутомимо и последовательно разрабатывая тип левитановского и коровинского пейзажей, «крестьянского пейзажа» Серова с его нарочитой демократичностью и близостью анималистической теме.
«Жеребенок». 1917 год, Холст, масло, Днепропетровский художественный музей
Он писал утончённые по колориту, и в то же время, нарочито пастозные по манере письма лирические виды русской северной, западной и уральской природы.
«Весна в западном крае», Около 1910 года, Холст, масло. 70 x 119 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
Еще в годы учебы он показал на выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок цикл работ, написанных во время путешествия по Русскому Северу («Север. Тихий вечер», «Поморы на промыслах», «У северного берега Мурмана» и др., все 1905), и предстал в них как вполне сложившийся, смелый мастер, по-своему воплощающий поэтическое начало природы.
«На Север. Двина у Архангельска» 1905 год, Картон, масло 21х56 Собрание П.Н.Крылова
Современники оценили творческий потенциал художника и на выставке Союза русских художников, где он показал цикл своих северных пейзажей 1905-06 годов. Работы имели большой успех у публики, а лучшие из них были сразу же приобретены Третьяковской галереей.
«Деревенская звонница», 1906 год,Холст на картоне, масло. 25 x 59.5 см, Государственная Третьяковская галерея
«Север. Тихий вечер» 1905 год, Холст, масло 49х96,5 см, Государственная Третьяковская галерея
В 1907 году Совет преподавателей Училища живописи, ваяния и зодчества (А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, В.А. Серов, А.С. Степанов и др.) признает Туржанского вместе с М.В. Лебланом и М.Ф. Шемякиным «окончившими портретно-жанровый класс». Туржанский получает звание «неклассного художника живописи».
«На солнце», 1913 год, Картон, масло. 28 x 67.8 см, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Творчество Леонарда Туржанского отличает большое жанровое разнообразие, здесь и портретные работы, и бытовые композиции, работал в качестве театрального декоратора.
«Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» 1934 год, Бумага, темпера 46х85 Собрание семьи художника
Но основным богатством в его творческом наследии являются, без всякого сомнения, пейзажи. Его творчество не отличалось обилием каких-то новых сюжетов, он вдохновлялся вечным круговоротом в природе – писал прозрачные уральские весны, осенние убранные от урожая поля, широченные летние закаты во всё небо, белые русские зимы.
«Зимой», Холст, масло. 53 x 115 см, Государственная Третьяковская галерея
Постоянным источником творческих сил, энергии и вдохновения для художника была природа родного Урала. Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась какой-то особой оригинальной красотой, но именно здесь Туржанский неизменно находил свои излюбленные мотивы (даже перебравшись, начиная с 1920 года в Москве, он низменно каждую весну приезжал в родные края).
«Весна», 1917 год, Холст, масло. 64 x 77 см, Нижегородский художественный музей
Туржанский любил изображать мирную жизнь земли, тишину, в которой слышатся привычные деревенские звуки: «Пашня» (1910), «Осень. Солнце»,»Летний день»(1911 год), «К вечеру» (обе 1912 год), «Этюд. Средний Урал», «Деревенская улица» (обе 1930-е годы), «Осенняя ночь. Тихо» (1935 год) и другие.
«Летний день», 1911 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Обладая природным даром анималиста, Леонард Туржанский почти в каждый свой пейзаж включал какую-нибудь домашнюю живность — это куры, телята, козы, а чаще всего — лошади, наделенные каждая своим характером, настроением («Желтый жеребенок», 1914; «Ранняя весна», «Деревенские лошадки», обе 1910-е; «Вечер. Старая лошадь», б. г., и др.).
«У околицы», 1912 год, Холст, масло, Нижегородский художественный музей
Работы Леонарда Викторовича Туржанского отличаются немногословностью и бесхитростностью, они практически всегда лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. И именно в этом заключается их прелесть.
«Зима», 1910-е годы, картон, масло, частное собрание.
Главное содержание его полотен — это, прежде всего, их колористическое решение. Прирожденный живописец, он мыслит и чувствует цветом, причем его гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок.
«Вечер», Картон, масло 34 х 42,5 Рязанский областной художественный музей, Рязань
В картинах художника всегда преобладают насыщенные «земляные» тона — красно-коричневые, зелено-желтые. Его дар колориста, тонкое чувство декоративности цвета с впечатляющей полнотой проявились в таком специфическом жанре, как изображение интерьеров.
«Интерьер. Красный ковер». 1921 год, Собрание семьи художника
Подобно другим представителям Союза Русских Художников, членом которого Туржанский стал в 1912 году, он увлекся мотивами патриархальной старины. Но не тоска об ушедшей в прошлое жизни усадьбы а неподдельный восторг перед красотой предметов, их живописным бытием отчетливо выражен в работах Туржанского «Интерьер. Красный ковер» (1921 год), «Интерьер. Большая Никитская» (1928 год)
«Интерьер. Большая Никитская», 1928 год, Картон, масло, 33х20 см, Собрание семьи художника
Возвращаясь вновь к пейзажам художника, хочется отметить , что основное в пейзажах Туржанского — свежесть живых впечатлений, мгновенное очарование натурой и перенесение на холст всего того, что окружало художника, не прилагая при этом особых усилий усилий для выявления чего-то особенно художественного в природе.
«Деревушка», Картон, масло 18 х 24, Рязанский областной художественный музей
Туржанский, всегда оставаясь живописцем по сути своей, в своём творчестве мыслит и чувствует цветом. Искусство этого художника всеми корнями связано с русской почвой, недаром современники почитали в нем национального пейзажиста.
«Белый дом», 1910 год, Холст, масло. 66 x 116.5 см, Челябинская областная картинная галерея
«Туржанским мы можем восхищаться и гордиться, как мы восхищаемся и гордимся Валентином Серовым, Константином Коровиным, потому что это был большой самобытный художник», — писал П.Н. Крылов.
«Деревенский пейзаж с лошадью», Холст, масло. 44.3 x 63.7 см, Государственная Третьяковская галерея
Леонард Туржанский – один из наиболее эмоциональных пейзажистов своей эпохи и может быть заслуженно упомянут в числе прямых наследников левитановского «пейзажа настроения».
«Весна. Московский двор», Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Его чувства глубоки, и одновременно сдержаны и не выплескиваются через край. Скромный и немногословный в жизни, он и в живописи был экономен, постоянно стремясь к композиционной свободе в средствах изображения и приветствуя малопредметность.
Портрет В.С.Любимовой (жены художника) 1913 Собрание семьи художника.
Леонард Викторович Туржанский скончался 31 марта 1945 года в Москве, где и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Осень. Солнце», 1914 год, Холст, масло. 29 x 58.5 см, Чувашский государственный художественный музей
Работы Леонарда Туржанского в наши дни украшают собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Севастопольского художественного музея.
«Уголок дворца», 1912 год, Картон, масло. 39.5 x 74 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Также их экспонируют Рязанский государственный областной художественный музей музей, Калужский областной художественный музей, Сумский художественный музей, Челябинская областная картинная галерея и многие другие.
«Московский извозчик», 1911 год, Бумага на картоне, масло. 35.5 x 51 см, Государственный Русский музей.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .