Энциклопедия мировой живописи(специальный 346 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 346. Суренянц Вардгес Акопович(1860-1921).
Герой нашей сегодняшней публикации — замечательный армянский живописец и график, теоретик искусства, Вардгес Акопович Суренянц.
Имя этого художника сегодня мало, что говорит нашим соотечественникам, простым любителям живописи в нашей стране, хотя в армянской живописи он является общепризнанным основоположником исторического жанра. Многие из лучших его произведений отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянской мифологии.
Ученик Фрица Каульбаха и Отто Зейтца, Вардгес Суренянц в конце XIX века принимал самое активное участие в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году и активным участником 2-го собрания в 1909 году. Был одним из организаторов Союза армянских художников в Тифлисе.
Был известен также как театральный художник, оформлявший сцены в Мариинском театре, Московском Художественном театре и в театре Веры Комиссаржевской.
Богатая на события биография, не правда, ли? А ещё и очень интересная, настолько, что стоит познакомиться с ней поподробнее… Вы не против?
Итак, мы начинаем…..
Вардгес Акопович Суренянц был не только уникальным художником, но и образованнейшим человеком, свободно владевшим многими европейскими и восточными языками, много путешествовавшим, хорошо знавшим древнеармянский язык грабар. Он родился 10 марта (27 февраля) 1860 года в семье священника — учителя истории религии в Ахалцихе.
«Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи». 1912 год, холст, масло, Высота: 152 см (59.8 «); ширина: 132.6 см (52.2 ″), Национальная галерея Армении
В 1868 году семья Суренянц переезжает в Симферополь, а в 1872 году в Москву, куда отца Вардгеса Акоповича назначили пресвитером Московской Армянской епархии. В 1870—1875 годах Вардгес учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 годах на отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
«Возвращение царицы Запел на престол». 1909 год, холст, масло, Высота: 72 см (28.3 «); ширина: 107 см (42.1 ″), Национальная галерея Армении
В 1879-ом году Вардгес Суренянц отправляется навестить брата в Мюнхен и там поступает на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств.
Позднее он переводится на факультет живописи академии к Фрицу Каульбаху, который успешно заканчивает в 1885 году, обучаясь также и у Отто Зейтца. Академия в значительной мере определила будущий высокий профессионализм художника, в то же время удерживая некоторое время его живописную манеру в определённых границах характерной салонной слащавости, свойственной стилю изображения Востока с точки зрения европейца того времени.
«Церковь Святого Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Начиная с 1881 года Суренянц долгое время путешествует по Италии, посещая Рим, Флоренцию, Милан, Венецию и некоторые другие города. В Венеции художник посещает армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучает искусство армянской средневековой книжной живописи, создаёт портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия в 1883 году на свет появляется его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении»).
«Портрет Мкртича Хримяна», 1906 год, холст, масло, Высота: 246 см (96.8 «); ширина: 160 см (62.9 ″), Национальная галерея Армении
Период 1885—1887 годов Вардгес Суренянц проводит в составе экспедиции В. А. Жуковского путешествуя по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций.
«Деревня Ghohrud» (эскиз), 1885 год, частное собрание
В 1890—1891 годах художник жил и работал в Армении, где преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян.
«Внутренний двор»(набросок), 1885 год, частное собрание
Здесь он копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру, а в 1892 году Суренянц посещает Ани, Севан и другие памятные места, где знакомится с историческими армянскими памятниками, изучает армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Начиная с 1892 года Суренянц активно участвует в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Он был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с Константином Коровиным иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собраний.
Портрет «Католикос всех армян Хримян Айрик» 1899 год, 30.5×21.5 см, Национальная галерея Армении
Вардгес Суренянц принимал самое активное участие в организации и проведении 2-го собрания российских художников в 1909 году.
«Девушка с кувшинами», 1900 год, холст, масло Национальная галерея Армении
Вардгес Суренянц активно участвовал в выставочной деятельности. С 1892 года он принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи. В 1894 году с картиной «Покинутая» художник впервые участвовал в 22-й выставке Общества Передвижных выставок.
Картины Суренянца часто и с успехом демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия). В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка.
«Девушка с веером», 1900 год, холст, масло, частное собрание
Период 1897—1898-годов художник провёл в путешествиях по Франции и Испании, где создал множество этюдов и различных зарисовок.
«В церкви», 1900 год, холст, масло, частное собрание
«Девушка с музыкальным инструментом», 1900 год, холст, масло, частное собрание
«Гадалка», 1900 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Начиная с 1910 года Вардгес Суренянц становится активным членом Товарищества передвижных художественных выставок, в 1916 году совместно с Егише Мартиросовичем Тадевосяном, Мартиросом Сергеевичем Сарьяном и Фаносом Погосовичем Терлемезяном организует в Тифлисе Союз армянских художников.
Слева направо, художники Егише Татевосян, Вардгес Суренянц, Мартирос Сарьян и Афанасий Терлемезян
В 1917 году Суренянц переезжает в Ялту, где участвует в строительстве армянской церкви в качестве архитектора и художника.
«Женщины», 1905 год, частное собрание
Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии. Одно из его лучших произведений — «Саломея», написанная в 1907 году, в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м году с успехом на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции. Работа была отмечена поощрительной грамотой.
«Соломея», 1907 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Стиль Вардгеса Суренянца очень узнаваем и неповторим, истинно национальный, объединяющий в себе материальную и духовную культуру Ближнего Востока и Запада. В центре внимания художника – история его многострадальной Армении с ее мифологией и реальными событиями.
«Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Художник всегда с большим вниманием относился к периоду геноцида армян турками, его картины, описывающие эти события, полны сострадания и скорби.
«Попранная святыня», 1895 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Вардгес Суренянц с успехом создавал эскизы для программ различных вечеров, а также театральных представлений.
Масштабная модель к пьесе П. Ярцева»у храма».
Известно, что художник оформлял сцены Мариинского театра, Московского Художественного театра, театра Веры Комиссаржевской.
«Восточная улица», 1903 год, частное собрание
«Женщины», 1905 год, частное собрание
Суренянц много и успешно работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина 1899 года издания к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства отличаются выполненные его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда 1909 года, армянских народных сказок 1906—1914 годов,
«Иллюстрации к армянским сказкам», 1909 год, частное собрание
Особо стоит отметить выполненные Суреянцем иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» 1905 года, к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» , все три — 1904 года, иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого, изданной в 1912 году, к произведениям Ж. Роденбаха 1904 года, С. Лагерлёф 1910 года.
«В гареме», 1887 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Вардгес Акопович Суренянц скончался 6 апреля 1921 года в Ялте, упав с лесов из под купола церкви вследствие потери сознание в голодном обмороке. Он умер в церкви под индигово-золотым куполом, осененный крыльями архангелов, под отеческими взглядами четырех евангелистов.
«Портрет старика», 1887 год, холст, масло, 53,5×44 см, частное собрание
Посвятив всю свою жизнь изучению культуры Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль. В армянской живописи он стал общепризнанным основоположником исторического жанра. В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
«Танцовщица с бубном»1898 год, холст, масло, Национальная галерея Армении
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .