Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5d0fca181da1c.jpg

Выпуск 346. Суренянц Вардгес Акопович(1860-1921).

Герой нашей сегодняшней публикации — замечательный армянский живописец и график, теоретик искусства, Вардгес Акопович Суренянц.

Имя этого художника сегодня мало, что говорит нашим соотечественникам, простым любителям живописи в нашей стране, хотя в армянской живописи он является общепризнанным основоположником исторического жанра. Многие из лучших его произведений отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянской мифологии.

Ученик Фрица Каульбаха и Отто Зейтца, Вардгес Суренянц в конце XIX века принимал самое активное участие в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году и активным участником 2-го собрания в 1909 году. Был одним из организаторов Союза армянских художников в Тифлисе.

Был известен также как театральный художник, оформлявший сцены в Мариинском театре, Московском Художественном театре и в театре Веры Комиссаржевской.

Богатая на события биография, не правда, ли? А ещё и очень интересная, настолько, что стоит познакомиться с ней поподробнее… Вы не против?

Итак, мы начинаем…..

125d17e4c90ee68.jpg

Вардгес Акопович Суренянц был не только уникальным художником, но и образованнейшим человеком, свободно владевшим многими европейскими и восточными языками, много путешествовавшим, хорошо знавшим древнеармянский язык грабар. Он родился 10 марта (27 февраля) 1860 года в семье священника — учителя истории религии в Ахалцихе.
«Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи». 1912 год, холст, масло, Высота: 152 см (59.8 «); ширина: 132.6 см (52.2 ″), Национальная галерея Армении

115d17f8e3ef9e9.jpg

В 1868 году семья Суренянц переезжает в Симферополь, а в 1872 году в Москву, куда отца Вардгеса Акоповича назначили пресвитером Московской Армянской епархии. В 1870—1875 годах Вардгес учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 годах на отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
«Возвращение царицы Запел на престол». 1909 год, холст, масло, Высота: 72 см (28.3 «); ширина: 107 см (42.1 ″), Национальная галерея Армении

OTZdBFsiko0-768x526.jpg

В 1879-ом году Вардгес Суренянц отправляется навестить брата в Мюнхен и там поступает на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств.
Позднее он переводится на факультет живописи академии к Фрицу Каульбаху, который успешно заканчивает в 1885 году, обучаясь также и у Отто Зейтца. Академия в значительной мере определила будущий высокий профессионализм художника, в то же время удерживая некоторое время его живописную манеру в определённых границах характерной салонной слащавости, свойственной стилю изображения Востока с точки зрения европейца того времени.
«Церковь Святого Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

Vardkes.jpg

Начиная с 1881 года Суренянц долгое время путешествует по Италии, посещая Рим, Флоренцию, Милан, Венецию и некоторые другие города. В Венеции художник посещает армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучает искусство армянской средневековой книжной живописи, создаёт портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия в 1883 году на свет появляется его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении»).
«Портрет Мкртича Хримяна», 1906 год, холст, масло, Высота: 246 см (96.8 «); ширина: 160 см (62.9 ″), Национальная галерея Армении

145d17fbccf2fea.jpg

Период 1885—1887 годов Вардгес Суренянц проводит в составе экспедиции В. А. Жуковского путешествуя по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций.
«Деревня Ghohrud» (эскиз), 1885 год, частное собрание

Scan 6.jpeg

В 1890—1891 годах художник жил и работал в Армении, где преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян.
«Внутренний двор»(набросок), 1885 год, частное собрание

Scan 8.jpeg

Здесь он копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру, а в 1892 году Суренянц посещает Ани, Севан и другие памятные места, где знакомится с историческими армянскими памятниками, изучает армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
«Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора», 1895 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

ea893ee379e9ff4f5c53225dcac91704.jpg

Начиная с 1892 года Суренянц активно участвует в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Он был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с Константином Коровиным иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собраний.
Портрет «Католикос всех армян Хримян Айрик» 1899 год, 30.5×21.5 см, Национальная галерея Армении

630642.jpg

Вардгес Суренянц принимал самое активное участие в организации и проведении 2-го собрания российских художников в 1909 году.
«Девушка с кувшинами», 1900 год, холст, масло Национальная галерея Армении

175d1806bca23c9.jpg

Вардгес Суренянц активно участвовал в выставочной деятельности. С 1892 года он принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи. В 1894 году с картиной «Покинутая» художник впервые участвовал в 22-й выставке Общества Передвижных выставок.
Картины Суренянца часто и с успехом демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия). В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка.
«Девушка с веером», 1900 год, холст, масло, частное собрание

surenjanc--gejsha.jpg

Период 1897—1898-годов художник провёл в путешествиях по Франции и Испании, где создал множество этюдов и различных зарисовок.
«В церкви», 1900 год, холст, масло, частное собрание

38156_b.jpg

«Девушка с музыкальным инструментом», 1900 год, холст, масло, частное собрание

2515d180a8cc9344.jpg

«Гадалка», 1900 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

255d180b2450b34.jpg

Начиная с 1910 года Вардгес Суренянц становится активным членом Товарищества передвижных художественных выставок, в 1916 году совместно с Егише Мартиросовичем Тадевосяном, Мартиросом Сергеевичем Сарьяном и Фаносом Погосовичем Терлемезяном организует в Тифлисе Союз армянских художников.
Слева направо, художники Егише Татевосян, Вардгес Суренянц, Мартирос Сарьян и Афанасий Терлемезян

105d17f7f9d9cca.jpg

В 1917 году Суренянц переезжает в Ялту, где участвует в строительстве армянской церкви в качестве архитектора и художника.
«Женщины», 1905 год, частное собрание

Scan 33.jpeg

Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии. Одно из его лучших произведений — «Саломея», написанная в 1907 году, в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м году с успехом на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции. Работа была отмечена поощрительной грамотой.
«Соломея», 1907 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

PIB2UGQZojc.jpg

Стиль Вардгеса Суренянца очень узнаваем и неповторим, истинно национальный, объединяющий в себе материальную и духовную культуру Ближнего Востока и Запада. В центре внимания художника – история его многострадальной Армении с ее мифологией и реальными событиями.
«Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

16.jpeg

Художник всегда с большим вниманием относился к периоду геноцида армян турками, его картины, описывающие эти события, полны сострадания и скорби.
«Попранная святыня», 1895 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

155d1800d682d21.jpg

Вардгес Суренянц с успехом создавал эскизы для программ различных вечеров, а также театральных представлений.
Масштабная модель к пьесе П. Ярцева»у храма».

Scan333 21.jpeg

Известно, что художник оформлял сцены Мариинского театра, Московского Художественного театра, театра Веры Комиссаржевской.
«Восточная улица», 1903 год, частное собрание

Scan 17.jpeg

«Женщины», 1905 год, частное собрание

Scan 34.jpeg

Суренянц много и успешно работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина 1899 года издания к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства отличаются выполненные его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда 1909 года, армянских народных сказок 1906—1914 годов,
«Иллюстрации к армянским сказкам», 1909 год, частное собрание

11004.jpg

Особо стоит отметить выполненные Суреянцем иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» 1905 года, к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» , все три — 1904 года, иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого, изданной в 1912 году, к произведениям Ж. Роденбаха 1904 года, С. Лагерлёф 1910 года.
«В гареме», 1887 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

Scan 30.jpeg

Вардгес Акопович Суренянц скончался 6 апреля 1921 года в Ялте, упав с лесов из под купола церкви вследствие потери сознание в голодном обмороке. Он умер в церкви под индигово-золотым куполом, осененный крыльями архангелов, под отеческими взглядами четырех евангелистов.
«Портрет старика», 1887 год, холст, масло, 53,5×44 см, частное собрание

37482_b.jpg

Посвятив всю свою жизнь изучению культуры Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль. В армянской живописи он стал общепризнанным основоположником исторического жанра. В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
«Танцовщица с бубном»1898 год, холст, масло, Национальная галерея Армении

mPYHfEjfL9s.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .