Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5d0fca181da1c.jpg

Выпуск 345. Серов Валентин Александрович(1865-1911).

«Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями.» (Брюсов В.Я.)

Успех пришел к нему далеко не сразу. Наблюдая, как ловко поправляет его детские рисунки Репин, Валентин Серов всегда сомневался, действительно ли у него есть талант к рисованию. Позднее, когда он уже учился в Академии художеств и в студии Павла Чистякова, эти сомнения только усилились.

Уже добившись признания, художник Серов какое-то время пребывал в тени своего отца — в рецензиях за его фамилией обычно следовало уточнение в скобках «сын известного композитора».

Даже в пору расцвета и славы, когда его работы стали считаться признаком роскоши, их автор зачастую нуждался.

Он шел к своему успеху шаг за шагом, упорным трудом завоёвывая всеобщее признание.
Сегодня мы постараемся ещё раз последовательно проследить эти шаги нашего великого соотечественника, с тем, чтобы ничего из его биографии не осталось «за кадром».

Итак, мы начинаем……

225d0fc93d95688.jpg

Валентин Александрович Серов родился 7 (19) января 1865 года в Санкт-Петербурге, в семье известного композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и пианистки, первой женщины-композитора в России, Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман). Его прадедом (со стороны отца) был известный естествоиспытатель того времени Карл Иванович Габлиц. В 1871 году, когда Валентину исполнилось 6 лет, отец мальчика скоропостижно скончался.
«Терраса в Введенском», 1880-е годы, холст масло The Museum of Russian Art. Erevan, Armenia.

Terrace_in_Vvedensk.jpg

Вскоре после его смерти мать Валентина покинула консерваторию и для продолжения своего образования переехала в Мюнхен, а мальчик был помещён в коммуну последователей идей Николая Чернышевского, которой руководила княгиня Нина Друцкая-Соколинская в имении Никольское Смоленской губернии, где впервые и проявилась увлечённость Валентина рисованием. Однако, через год, после конфликта Валентина с княгиней, мальчик вынужден был отправиться к матери в Мюнхен.
«Волы», 1885 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

205d0fe02a8a97b.jpg

Несмотря на то, что Валентина Семёновна, увлечённая музыкой и своим образованием, мало времени уделяла своему сыну, талант его к рисованию заметить сумела и, полная решимости этот талант всячески развивать, отдала Валентина в обучение к известному местному немецкому гравёру Карлу Кёппингу.
«Баба в телеге», 1896 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

45d0fe477e1890.jpg

Когда мальчику исполнилось девять лет, его успехи в рисовании обратили на себя внимание известного скульптора-реалиста, а с 1871 года академика Императорской Академии художеств, друга семьи Серовых, Марка Матвеевича Антокольского, который сумел оценить несомненное природное дарование юноши и посоветовал Валентине Семёновне не поскупиться на средства и нанять сыну хорошего педагога из числа русских художников, живших в то время за границей России.
«Баба с лошадью», 1898 год, Бумага на картоне, пастель. 53 x 70 см, Государственная Третьяковская галерея

55d0fed8363e37.jpg

В 1874 году семейство Серовых переезжает в Париж и Валентина Семёновна обращается с большой просьбой к Илье Репину, который в это время находился во французской столице, давать Валентину уроки живописи.
Так состоялась встреча юного Серова с молодым Ильёй Репиным, который и стал его первым настоящим учителем.
«Летний пейзаж», 1891 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

28797.jpg

В наши дни искусствоведы говорят, что встреча Серова с Репиным в Париже стала не просто знаковой, а действительно судьбоносной, ибо трудно представить себе кого-либо иного, кто смог бы так раскрыть и развить способности будущего художника. Репин, без всякого сомнения, был просто идеальным учителем именно для Валентина Серова.
«Автопортрет», 1885 год, холст, масло, частное собрание.
.
225d0fe1b193893.jpg

В 1875 году Валентина Семёновна решила вернуться, вместе с сыном, в Россию. Будучи разносторонне образованной и хорошо известной в творческих кругах женщиной, она имела широкий круг общения в среде творческой московской интеллигенции. Мать Валентина Серова была хорошо знакома и с известным российским меценатом Саввой Мамонтовым. Это знакомство оказалось ещё одной большой удачей в творческой судьбе Валентина Серова. Маленький Валентин очень часто гостил в «Абрамцево», а благотворная творческая атмосфера Абрамцевского кружка проявилось значительно позже.
«Зима в Абрамцево», 1886 Холст, масло, музей-заповедник Абрамцево

H0046-L84235767.jpg

Занятия с Репиным начавшиеся в Париже позже продолжились уже в Москве, куда Валентин переехал из Парижа вслед за своим учителем. По совету Ильи Ефимовича Серов поселился в его доме. Они были очень дружны, вместе писали натурщиков и ходили на этюды.
«Открытое окно. Сирень». 1886 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

638766.jpg

Репин позволял ученику делать копии со своих работ, часто просил писать какие-то предметы по памяти, но больше всего времени уделял урокам по рисованию с натуры. Серов вместе с Репиным проехали практически всю Украину, некоторое время трудились в Крыму, а на лето поселились в Абрамцево, где принимали самое активное участие в жизни «Абрамцевского кружка»
«Дети», 1899 год, Холст, масло 71 x 54 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

125d0fefdf2a8ac.jpg

В 1880 году Валентин Серов с рекомендательным письмом от Репина отправляется в Петербург, где зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств; одновременно, посещая частную студию замечательного русского художника и педагога, мастера исторической, жанровой и портретной живописи, академика, профессора и действительного члена Императорской Академии художеств, Павла Петровича Чистякова.
«Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 год, карандаш на бумаге, Государственная Третьяковская галерея, Москва

215d0fe0ec87a23.jpg

У Павла Чистякова молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды. В 1882 году, сдав необходимые экзамены, в августе был переведён из вольнослушателей в «академисты» (ученики) — на III курс Академии, а с осени стал посещать акварельные классы Репина. В 1885 году Валентин Серов получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 года за этюд с натуры».
«Портрет Ольги Трубниковой», 1885 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

235d0febad7a378.jpg

Спустя пять лет обучения Валентин Серов принимает решение бросить занятия в Академии. Серов уже чувствует себя вполне состоявшимся художником и считает, что в стенах учебного заведения ему больше делать нечего.
«Петр II и княгиня Елизавета Петровна едут к гончим». 1900 год. Темпера на картоне. Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия.

255d10204779604.jpg

Он хочет работать самостоятельно, уходит из академии и отправляется в Европу – изучать полотна итальянских и голландских мастеров. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».
«Заброшенный пруд в Домотканово», 1888 год, Холст, масло. 70.5 x 89.2 см, Государственная Третьяковская галерея

135d0ff586556e4.jpg

Самой значительной своей работой Валентин Серов всегда считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом — думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
«Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович». 1888 год, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

115d0ffca334ecf.jpg

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришёл настоящий успех и признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.
«Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой», 1887 год, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

638705.jpg

В Абрамцеве Валентин Серов написал ещё одну свою знаменитую работу — портрет своей невесты Ольги Трубниковой, которая воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Ольга Трубникова и Валентин Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, затем поселились в Москве.
«Летом», 1895 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

638704.jpg

В Москве Серов много и с большим воодушевлением работал. Он писал портреты друзей и знакомых, художников и композиторов, писал на заказ и даже стал неофициальным портретистом царской семьи. Из под его кисти вышли замечательные портреты художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.
«Портрет художника И.И.Левитана», 1893 год, Холст, масло 82 x 86, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

805d1000f07f07c.jpg

«Портрет писателя Н.С.Лескова», 1894 год, Холст, масло 64 x 53, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

785d1001840b22f.jpg

С молодости одним из самых близких Серову людей был Константин Коровин — они познакомились в доме Мамонтова, и Савва Иванович, шутливо подчеркивая их неразлучность, называл двух друзей «Коров и Серовин». Они и работали бок о бок — вместе выполняли заказные работы, снимали на Долгоруковской улице общую мастерскую. В этой мастерской в 1891 году Серов написал портрет друга — яркий и темпераментный, выполненный в широкой живописной манере, отразившей энергию и артистизм личности Константина Коровина.
«Портрет художника К.А.Коровина», 1891 год, Холст, масло 111,2 x 89, Государственная Третьяковская галерея
Москва

18.jpeg

«Портрет художника И.Е.Репина», 1892 год, холст, масло, 66,4 х 53,3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

70792_big_1332164055.jpg

В 1890 году Серов начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года — Володе фон Мекк — сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. По совету Ильи Репина Валентин Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца, и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Портрет А. Н. Серова(отца художника), 1889 год, холст, масло, частное собрание

Serov_Alexander_Serov.jpg

В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьей» — в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки.
«Портрет Александра III с рапортом в руках», 1900 год, Холст, масло. 160 x 107 см, Государственный Русский музей

375d100bd2d5a61.jpg

С этой работы началась целая серия портретов императорской семьи. Обычно Серов подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, однако с царем художнику удалось встретиться лишь единожды.
Портрет Александра III. 1899 год. Королевский лейб-гвардии полк, Копенгаген, Дания

638714.jpg

В 1896 году Валентин Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе. Позже он написал акварель «Миропомазание Государя Императора»
Миропомазание императора Николая II в Успенском соборе. 1899 год. Музеи Московского Кремля

638716.jpg

Стоит заметить, что далеко не последнюю роль во всеобщем ажиотаже на многочисленные портретные заказы художнику сыграли заказы, поступавшие ему от Николая II. В конце концов дело окончилось размолвкой с императорской семьей. Государыня Александра Федоровна пыталась давать Серову советы, и тот предложил ей самой окончить портрет за него. Работу он так и не завершил, что лишь подняло в цене его авторитет, теперь каждый хотел, чтобы его написал мастер, отказавший самому императору.
«Портрет великого князя Павла Александровича», 1897 год, Холст, масло 168 x 151, Государственная Третьяковская галерея, Москва

655d100dae9baac.jpg

Чтобы сгладить конфликт, в подарок жене царя Александре Федоровне Серов всё-таки написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни. Спустя годы Константин Коровин увидев этот портрет написал, что Серов удивительным образом заметил и показал на своём полотне, что император интеллигентен, мягок и… слаб.
«Портрет императора Николая II», 1900 год, Холст, масло 71 x 58,8 см, Государственная Третьяковская галерея
Москва

695d100b6294ec4.jpg

Чтобы свести концы с концами, Серов постоянно был вынужден писать заказные портреты — множество заказных портретов, и это изрядно его тяготило. Некоторых Валентин Серов хотел написать сам, другим был чем-то обязан,на а третьих- просто не хотел обидеть отказом.
«Ифигения в Тавриде», 1893 год, Холст, масло 94 х 134, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

155d101ed7927ea.jpg

Плюс родственники, друзья, коллеги. Учитывая, как медленно работал над своими картинами художник, можно только представить каким напряжённым был его каждодневный труд.
«Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии княза Юсупова», 1903 год, Холст, масло 89 x 71,5, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

zm_b-2jXs3g5d100fbd8470d.jpg

«Портрет княгини З.Н.Юсуповой», 1902 год, Холст, масло 181,5 x 133, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

705d10101f19975.jpg

«Портрет княза Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон», 1903 год, Холст, масло 89 x 71,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

105d1010c40ebd5.jpg

Валентин Серов был постоянным членом «Товарищества передвижных художественных выставок», а после того, как в результате раскола Товарищества Серов, Васнецов, Левитан, Архипов и ещё некоторые другие художники вышли из него и организовали в 1898 году новое объединение художников «Мир искусств», стал душой этого объединения: он организовывал выставки, искал деньги на создание журнала «Мир искусства», а самое главное — был беспристрастным третейским судьёй во всех спорах
«Художник К.А.Коровин на берегу реки», 1905 год, Картон, масло. 36.1 x 51 см, Государственный Русский музей

885d1011fadc43c.jpg

Валентин Серов много времени посвящал общественной работе. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества — руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых — Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян — считали Серова своим главным учителем и наставником.
«Купание лошади», 1905 год, холст, масло.

185d101c3767d98.jpg

Серов во многом помогал Савве Мамонтову и Сергею Дягилеву с оформлением опер и балетов. После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи — он оставался им до конца жизни.
«Эскиз декорации к опере А.Н.Серова «Юдифь», 1907 год.

115d101314273bd.jpg

В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески.
«Анна Павлова в балете.-Сильфиды», 1909 год.

25d10185fe01cb.jpg

Незадолго до своей смерти, в одном из писем, Серов откровенно признавался, что его даже радует скандал, сопровождающий картину «Портрет Иды Рубинштейн». Страсти вокруг этого произведения, действительно, кипели нешуточные. Критики, в число которых вошли и некоторые именитые коллеги художника, посчитали, что Серов «поглумился» над красотой. Серов лишь посмеивался над всеми этими замечаниями. Благо, мастер знал и помнил, как менялись представления о красоте в разные эпохи.

«Портрет Иды Рубинштейн», 1910 год, Холст, темпера, уголь 147 x 233, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

455d1018dab4265.jpg

По воспоминаниям современников, Валентин Серов был человеком не самого легкого нрава, он трудно сходился с людьми. Завоевать его расположение было совсем не просто. Друзей — не поклонников, единомышленников или добрых знакомых, а именно друзей — у Серова было не много. Кроме Мамонтовых и Репина, он был особенно близок с Константином Коровиным. Испытывал большую и всепрощающую симпатию к Сергею Дягилеву. Высоко ценил Шаляпина — не только, как артиста, но и как друга
«Портрет С.П.Дягилева», 1904 год, частное собрание

575d10156898d04.jpg

«Портрет Ф.И.Шаляпина», 1905 год, Холст, уголь, мел 235 x 133, Государственная Третьяковская галерея, Москва

605d1015ce47fa2.jpg

Среди самых близких Валентин Серов имел репутацию молчаливого, сдержанного и немногословного человека, нужно было очень постараться, чтобы вывести его из себя. Исключением были события, заставлявшие конфликтовать его извечную сдержанность с его обостренным чувством правды и справедливости. Так в 1905-м, став свидетелем расстрела мирной демонстрации, он вышел из состава Академии художеств, поскольку винил в случившемся президента Академии — великого князя Владимира Александровича.
«Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава?..» 1905 год.

865d1016f90ef98.jpg

Будучи знаменитостью с мировым именем, признанным мастером, пользующимся непререкаемым авторитетом у коллег и человеком, окруженным любовью друзей и родных, Валентин Серов зачастую чувствовал себя несчастным. И не мог объяснить причин хандры — ни себе, ни другим.
«Зимой», 1898 год, Бумага, пастель, гуашь 51 х 68, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

145d1013cb292f1.jpg

Художники, как натуры тонкие, остро предчувствуют свою кончину, и это иногда проскальзывает в их словах, намеках, особенно – в работах. Серов тоже «что-то» подозревал….,
«Осень. Домотканово», Холст, масло 60,4 х 105,3 Ивановский областной художественный музей, Иваново

295d101b4c9d679.jpg

После тяжелой болезни, которую художник перенес в 1903 году, к его обычной «пасмурности» прибавилась ипохондрия. Серов сделался суеверен.
«Похищение Европы», 1910 год, Холст, темпера 71 х 98, Государственная Третьяковская галерея, Москва

845d101dd28fdf1.jpg

Как-то в окно его московской квартиры залетел попугай. Птица, к которой Валентин Александрович сильно привязался, вскоре умерла, и он видел в этом дурной знак.
«Осенний вечер в Домотканово», 1886 год, Холст, масло 54 x 71 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

285d101cb911960.jpg

Серов постоянно расспрашивал мать о том, как умер отец — его беспокоило сердце, и он подозревал, что недуг этот вполне возможно являлся наследственным. Однажды, после репетиции в театре, одна из актрис предложила подвезти Серова, и тот, называя адрес, пошутил: «Только не спутайте. Ваганьковский переулок, а не Ваганьковское кладбище».
«Стригуны на водопое. Домотканово», 1904 год, Бумага на картоне, пастель 40 х 63,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва

875d101d4fb582f.jpg

Ушел из жизни Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года. В этот день ранним утром художник спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии… Умер в самом расцвете творческих сил, в возрасте сорока шести лет. Был похоронен на Донском кладбище в Москве.
«Октябрь. Домотканово», 1892 год, Холст, масло 48,5 х 70,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва

275d101e68f2dbe.jpg

В 1939 году останки Валентина Александровича Серова были перенесены на Новодевичье кладбище столицы (2 участок, 22 ряд).На могиле установлен памятник в виде монолитной каменной глыбы тёмно-серого цвета. Сусальным золотом выполнено изображение подписи художника. В верхней части памятника расположен православный восьмиконечный крест, а под подписью — годы жизни усопшего. Каменная глыба размещена на небольшой подставке, участок захоронения огорожен красным гранитным бордюром.
Памятник Валентину Серову на Новодевичьем кладбище

zm_b-2jXs3g.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .