Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cf2d6b148c71.jpg

Выпуск 344. Светославский Сергей Иванович(1857-1931).

В русской пейзажной живописи конца XIX века имя этого живописца всегда упоминается в числе первых. За два десятилетия творческой деятельности он прочно занял место выдающегося мастера большого реалистического пейзажа.

Речь идёт о Сергее Ивановиче Светославском, и именно ему будет посвящена наша очередная публикация.

Приехавший из Киева в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он настолько успешно проходил курс обучения у великих А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, что своей первой самостоятельной работой порадовал не только своих учителей, но самого Павла Третьякова, который приобрел картину для своей коллекции.

Ему удалось вписать чрезвычайно интересную(и это без всякого пафоса) и очень яркую страницу в историю развития русской и украинской пейзажной живописи.

С его именем традиционно связывают формирование совершенно новых принципов реализма и настоящий расцвет лирического пейзажа.
И это только малая толика того, что мы хотим рассказать об этом удивительном художнике.

А теперь, обо всём по порядку.

Итак, мы начинаем….

image5d0e85cb04b61.jpg

Без творческого наследия выдающегося украинского художника Сергея Ивановича Светославского сегодня трудно представить себе пейзажную живопись Украины конца XIX – начала XX столетия. Он принадлежит к тем мастерам, произведения которых сформировали её золотой фонд. Сергей Светославский страстно любил природу и умел увидеть и передать её неповторимую волнующую красоту.
«Догорающий день», Холст, масло 101 х 140, Рязанский областной художественный музей, Рязань

35d0eb4fb469cf.jpg

Сергей Иванович Светославский родился 6 октября 1857 года в Киеве в семье мелкого чиновника Ивана Светославского. В 1862 году семья переезжает в Россию, живет попеременно в Пскове, Петербурге и Тверской губернии.
«В саду», 1900-е годы, Холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств

55d0eb58463b9d.jpg

С 1870 года Сергей с родителями живет уже в Москве. Увлечение рисованием пришло в раннем детстве, и родители, видя несомненное природное дарование сына, не стали возражать против его художественного образования в Москве.
«Весенний день. Пасека», 1899 год, Холст, масло. 138 x 174 см, Одесский художественный музей

65d0eb5f666f4c.jpg

В 1875 году Сергей поступил в Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Его однокурсниками были братья Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан. Наставниками Светославского в училище становятся уже очень известные в те годы живописцы Василий Дмитриевич Поленов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Василий Григорьевич Перов.
«Осень», 1892 год, Холст, масло. 68 x 110 см, Частное собрание

105d0eb6abc1d66.jpg

Светославский был очень старательным учеником, и это при том, что его наставники, отмечая его природное дарование, никогда не делали ему никаких поблажек. Однако, уже первой своей самостоятельной работой «Из окна Московского училища живописи», написанной в 1878 году и представленной на ученической выставке, молодой художник подтвердил возлагавшиеся на него наставниками надежды, и поразил выдающегося собирателя русской живописи Павла Михайловича Третьякова, который без раздумий приобрел картину для своей коллекции.
«Из окна Московского училища живописи», 1878 год, Холст, масло 53 х 74 см, Государственная Третьяковская галерея
Москва

zZL8AW0Bky4.jpg

Все годы в Училище Сергей Светославский во время каникул обязательно приезжал на Украину, где много и увлечённо работал: из летних поездок молодой живописец всегда привозил в Москву много новых эскизов. В 1879 году он получает свою первую серебряную медаль за отлично выполненный пейзаж «Отмель на Днепре».
«Переправа через Днепр». 1890-е годы, холст, масло, 138×91.5 см, Киевский национальный музей русского искусства

245657.jpg

В июле 1882 года молодой художник перешел в Петербургскую Академию художеств, после того как А. Саврасов прекратил преподавание в училище. В октябре того же года Сергей вернулся в московское училище, где учителем его стал Василий Поленов. После смерти Василия Перова и ухода из Училища Алексея Саврасова, Светославский недолго остается там, и пробыв менее года в мастерской Поленова, в 1883 году покидает Училище со званием учителя рисования.
«Пейзаж с аистами», Начало ХХ века, Холст, масло, Муромский историко-художественный музей

115d0eb72e48587.jpg

С 1893 по 1900 годы Сергей Иванович Светославский — один из основателей и членов Киевского товарищества художественных выставок.
«Последний снег», Холст, масло. 85 x 103 см, Чувашский государственный художественный музей

135d0eb78a50559.jpg

В 1884 году Сергей Светославский становится экспонентом Товарищества Передвижных Художественных выставок. Он впервые представил шесть своих работ на Двенадцатой выставке передвижников. Из них две – « Осень» и «Дворик» — приобрел Павел Третьяков. В этом же году художник возвращается в Киев, где селится в усадьбе своих родителей на Куреневке — по ул. Кирриловской, 96..
«Дворик», Холст, масло. 35.5 x 53.5 см, Государственная Третьяковская галерея

85d0ea4da83109.jpg

С этого времени художник постоянно проживал в Киеве, много и напряжённо работая над своими картинами. Вместе с такими же талантливыми художниками-единомышленниками, живописцем-пейзажистом, графиком, мастером интерьерных композиций Петром Алексеевичем Левченко, живописцем- пейзажистом Сергеем Ивановичем Васильковским, художником-пейзажистом Владимиром Донатовичем Орловским и художником-пейзажистом Кириаком Константиновичем Костанди Светославский представляет свои работы в многочисленных благотворительных выставках, таких как «Выставка в помощь польскому населению, пострадавшему во время Первой мировой войны», организованной Киевским отделом опеки глухонемых, и других передвижных выставках.
«Усадьба художника зимой», 1890-е годы, Холст, масло. 100 x 140 см, Харьковский художественный музей

145d0eb7ee70718.jpg

Основу стилистики Сергея Ивановича Светославского 1870-х – начала 1890-х годов составили устоявшиеся традиции реализма, которые художник прочно усвоил в процессе обучения у корифеев этого направления – Перова, Прянишникова, Саврасова и Поленова. В то же время, Сергей Светославский большое значение уделял и самому непосредственному контакту с натурой.
«Вид города», 1894 год, Холст, масло. 142 x 171 см, Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого

75d0eb86e1b98e.jpg

В отличие от одного из своих учителей Василия Перова, который всегда акцентировал своё внимание в работах на жанровом сюжете, Светославский всегда старался отдавать предпочтение чисто пейзажным мотивам, созданию прежде всего эмоционально действенного пейзажного образа.
«Зимний пейзаж» 1880-е годы, холст, масло, 55×91 см, Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

335298.jpg

И, в то же самое время, в теме городского пейзажа Светославский умел удивительным образом особенно органично соединять воедино два жанра: пейзажный и бытовой. Сочетание двух жанров, а также появление людей в пейзажах Светославского стало следствием того интереса, который всегда проявлял художник к судьбам своих соотечественников.
«Ярмарка», 19000 год, холст, масло, Киевский государственный музей русского искусства

385d0eb952df0cc.jpg

К лучшим его работам относятся городские пейзажи: «Вид из окна Московского Училища живописи», «Москворецкий мост», «Вид города» и «Улица уездного города».
«Москворецкий мост», 1878 год, Холст, масло, Киевский государственный музей русского искусства

55d0e9d1a55fb6.jpg

В свои зрелые годы в своём художественном творчестве Сергей Светославский начинает постепенно обращаться к эпическому типу пейзажа, описывая провинциальные города Украины в картинах: «Улица уездного города» 1895 года, «Миргород» 1902 года и «Крепость а Каменец-Подольском» 1903 года, монументально воплощая в живописи сонную скуку глухих городков.
«Крепость в Каменец-Подольском», 1903 год, холс, масло, Луганский областной художественный музей

672786.jpg

В 1890-1900 годах Сергей Светославский путешествует по Средней Азии, после чего в его произведениях появляются яркие и сочные краски.
«Отара в горах», 1898 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев

335d0ea455d9acc.jpg

В новых жанровых картинах «Восточный базар», «Корабли пустыни», «Стадо овец в горах», «На далекой окраине», «Утренний намаз» художник уделяет больше внимания жанровым мотивам.
«Утренний намаз», 1898 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев

945d0ea3c0d1a49.jpg

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Сергей Иванович Светославский удостаивается бронзовой медали за картину «Постоялый двор в Москве».
«Постоялый двор в Москве», 1892 год, Холст, масло 105 х 175, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Yg1UwlEPeOQ.jpg

Сергей Иванович очень любил путешествовать по Кавказу, Средней Азии, по родной Украине. Как он сам рассказывал друзьям, в этих поездках он черпал вдохновение для своих новых работ. «На далекой окраине», «Восточный базар», «Весна на хуторе», «Разлив», «Половодье», «Паром на Днепре» и многие другие отражают его видение и его впечатления от увиденного, передают многообразие человеческой жизни.
«Половодье», 1902 год, Холст, масло. 57 x 77.5 см, Одесский художественный музей

125d0ea6739a28c.jpg

В 1900 году, не согласившись на одном из собраний на передвижную выставку некоторых картин, противоречащих с его точки зрения идейным установкам передового искусства, Сергей Светославский выходит из Товарищества и принимает предложение участвовать в выставках «Мира искусств», однако, очень скоро, поняв насколько чужд ему «Мир искусств» с его новомодными модернистскими установками, насколько не соответствует его творчество общей направленности выставок, художник порывает и с этим объединением.
«Хутор», 1910–1920-е годы, Холст, масло. 49х62 см, частное собрание

155d0eb9c1f1c9f.jpg

В 1904—1917 годах Сергей Иванович принимал участие в нескольких благотворительных выставках. Среди них были выставки, проводившиеся Киевским отделом опеки о глухонемых, выставка в помощь польскому населению, пострадавшему в ходе военных действий во время Первой мировой войны, и другие.
«Вечерний пейзаж», І четверть ХХ века, холст, масло; 34х49,5 частное собрание

165d0eba1f4e8ae.jpg

В 1905—1907 годах художник организовал художественную студию, где своё образование продолжили бывшие студенты Киевского художественного училища, исключённые за участие в студенческих волнениях.
«Натюрморт», 1900-е годы , холст, масло, 79×72 см, Донецкий областной художественный музей

334979.jpg

Активная творческая деятельность Светославского, его участие в разных художественных выставках, организация своих персональных выставок(1903,1904,1908 годов),содействовали оживлению жизни искусства Киева. С 1905 по 1907 занимался иллюстрацией сатирически-юмористического журнала «Шершень».
«Дом художника», 1910-е годы , холст, масло, 126×99 см, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина.

334983.jpg

Работы мастера всегда глубоко демократичны. На пейзаж он всегда старался смотреть глазами тех простых людей, которые так часто присутствуют на его картинах. Их радость и печаль сливаются в них воедино с состоянием природы, как бы подчеркивают его.
«Сельский дворик», 1903 год, холст, масло, частное собрание.

Yg1UwlEPeOQ5d0ebc5d53dfa.jpg

В работах Сергея Светославского вы никогда не увидите нарочитой красивости, стороннего любования. Они привлекают прежде всего своей правдивостью, созвучностью настроениям простого человека. Художник выбирал для своих полотен обычно простые, даже будничные мотивы, создавая одухотворенные пейзажи, которые воспевают национальное своеобразие природы, утверждают её эстетическую ценность.
«Вечер в степи», 1890-е годы, холст, масло , 98×143 см, частное собрание

335302.jpg

В 1914 году Сергей Иванович Светославский входил в жюри конкурса на проект памятника Тарасу Шевченко в Киеве.
«На базаре», 1880-е годы, холст, масло, 43×64 см, Чувашский государственный художественный музей

335299.jpg

Сергей Иванович принимал самое активное участи в выставочной деятельности в России и за границей. С 1884 года Светославский участвовал в выставках Товарищества передвижников, с 1890 года – в выставках Московского общества любителей искусств, в 1894-96 годах – в выставках Киевского общества художественных выставок, во Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде, в 1900 году – на Всемирной выставке в Париже, в 1907 году – в осенней выставке Петербургской Академии художеств.
«Волы на пашне», 1891 год, холст, масло, 80×120 см, частное собрание

335301.jpg

Активная творческая деятельность Сергея Светославского была прервана серьёзным заболеванием глаз, в результате которой наступила почти полная потеря зрения. Перед самой Октябрьской революцией 1917 года Сергей Иванович полностью оставил занятия живописью и оставшиеся годы жизни провёл практически в полном уединении.
«Ветряная мельница», 1890-е годы, холст, масло, , 76×103 см, Муромский историко-художественный музей

335304.jpg

Сергей Иванович Светославский скончался 19 сентября 1931 года в Киеве и был торжественно похоронен на местном Лукъяновском кладбище.
«Начало весны», 1895 год, холст, масло, 100×140 см, частное собрание

672789.jpg

После смерти художника понадобилось четверть века, чтобы художественное наследие выдающегося сына украинского народа, Сергея Ивановича Светославского вновь заняло достойное место в истории русской и украинской живописи, до настоящего времени привлекая пристальное внимание многочисленных исследователей.
«Дворик, освещенный солнцем», 1890-е годы, холст, масло, 84×102 см, частное собрание

335322.jpg

Он написал более 150 картин, принимал участие более чем в 50 выставках, являлся одним из основателей национальной украинской школы пейзажа, к которой также принадлежат Н.Пимоненко, С.Васильковский, П.Левченко, К.Костанди.
«Усадьба художника», 1890-е годы, холст, масло, 94×77 см, частное собрание

335307.jpg

А русское искусство ставит его имя рядом с именами лучших пейзажистов России 19-20вв.-О.Сасрасова, Ф.Васильева, И.Левитана, В.Серова, К.Коровина.
«Речка с лодками», 1905 год, холст, масло,57×80 см, Черниговский областной исторический музей

335326.jpg

Творчество Сергея Ивановича Светославского, на формирование которого огромное влияние оказали замечательные русские художники-передвижники, и в первую очередь А.К.Саврасов, — яркий пример общности русской и украинской художественной культуры.
«Паром на Днепре». 1890-е годы, холст, масло, Национальный художественный музей Украины

335318.jpg

Работы Сергея Ивановича Светославского сегодня украшают экспозиции Киевского музея украинского искусства, Одесского художественного музея, Харьковского художественного музея, Феодосийской картинной галереи им И.К. Айвазовского, Государственной Третьяковской галереи, Сочинского художественного музея и многочисленных частных коллекций.
«Усадьба художника» 1890-е годы, холст, масло, 47×82 см, частное собрание

335303.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .