Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cf2d6b148c71.jpg

Выпуск 340. Радимов Павел Александрович(1887-1967).

Наш сегодняшний рассказ о замечательном русском советском «крестьянском поэте» и художнике, Павле Александровиче Радимове.

Он был последним председателем Товарищества передвижников и первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах.
Он преуспел в поэтическом жанре и был в числе крестьянских поэтов, чьи стихи читали вместе с Есениным и Клюевым.
Он был последним председателем ВСП (Всероссийского союза поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года.
Он был основателем в Абрамцеве народной выставки «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

И, несмотря на всё это, имя этого человека сегодня практически неизвестно широкой аудитории наших любителей искусства, что неправильно и несправедливо, по отношению к Радимову, учитывая тот значительный вклад , который он внес в развитие нашего искусства.
А раз так, Павел Александрович Радимов — герой нашей сегодняшней публикации.

Итак, мы начинаем …..

60aaf7f1d66c.jpg

Павел Александрович Радимов родился 11 сентября 1887 года в село Ходяйново, Рязанской губернии, в семье сельского священника. По отцовской линии все предки Павла были священнослужителями. Вместе с двумя своими братьями он также получил духовное образование, окончив Зарайское духовное училище и Рязанскую семинарию, однако, священником ему стать было не суждено.
«Московский кремль, 1916 год, холст, масло, частное собрание

14740.jpg

Отец Павла Александровича, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам священника, но юношу влекло искусство. Увлечение рисованием пришло к Павлу в раннем детстве, а чуть позже талантливый юноша начал писать стихи.
«В старой усадьбе», 1916 год, холст, масло, 75,5х97 см, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_15cf992a6df74d.jpg

Ещё в Рязанской семинарии Павел Радимов в числе добровольных учеников замечательного русского художника-живописца, иконописца и изографа Николая Васильевича Шумова самозабвенно отдается живописи и рисованию. с полной уверенностью можно сказать, что это было время первоначального становления таланта будущего художника и поэта. В Рязани Радимов делал этюды с натуры, изучал изобразительное искусство.
«Деревня», 1944 год, Картон, масло, частное собрание

5913_2.jpg

В 1905 году, не окончив семинарии и категорически отказавшись принять сан, Павел без паспорта и крайне ограниченный финансово, отправляется в Москву с твердым намерением получить художественное образование.
«Троице-Сергиева лавра», 1954 год, Холст, масло 13 x 17,5 см, частное собрание

2814_1.jpg

В Москве Радимов берёт уроки в студии известного в те годы московского художника Большакова и усиленно готовится к поступлению в Училище, но живописная мастерская, куда он поступил учиться, знакомила его исключительно с салонным, далеким от реализма искусством, и в 1906 году Радимов принимает решение покинуть Москву и направляется в Казань.
«Осенний пейзаж», 1937 год, Картон, масло, 30,5 х 43 см, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1 (1).jpg

В 1906 году юноша поступил на историко-филологический факультет Казанского университета(в столичные университеты семинаристов в те годы не принимали), который успешно окончил в 1911 году, защитив дипломную работу «Гомер в произведениях греческих художников».
«Москва», 1928 год, Картон, смешанная техника, 35х45см., частное собрание

21241_12.jpg

Одновременно с учебой на филологическом факультете, начиная с 1908 года, Радимов брал и уроки живописи у известного художника Николая Ивановича Фешина, который с большой теплотой относился к своему ученику. Уже в 1911 году Павел Радимов был принят экспонентом в Товарищество передвижников и дебютировал на 39-й выставке Товарищества.
«Пейзаж», 1947 год, холст, масло, 60х80см., частное собрание

87966_8.jpg

Первые живописные работы художника, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; «Монастырь», 1918 и проч.). В первые десятилетия своей работы художник изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».
«Монастырь», 1918 год, картон масло, Козьмодемьянский художественно-историческом музей им. А.В. Григорьева.

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_15cfa28da17b9c.jpg

Хорошее разностороннее образование сыграло большую роль в дальнейшей судьбе юноши: вскоре он стал известен и как поэт, и как художник.
«Жена лейтенанта погранотряда О.М. Капустина», 1936 год, бумага, масло, 31х21,5см, частное собрание.

96114_58.jpg

В 1912 году вышла первая книга стихов Радимова «Полевые псалмы», достаточно тепло принятая критиками и отмеченная как многообещающая. Молодой поэт вошёл в число крестьянских поэтов, и его стихи стали читать вместе с Есениным и Клюевым. В 1914—1916 годах Павел Радимов работает сотрудником газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».
«Русская деревня», 1946 год, холст, масло, 80х150 см, частное собрание

70896_103.jpg

В 1914 году по рекомендациям Василия Дмитриевича Поленова и Ильи Ефимовича Репина за картину»Старый мезонин» Павла Радимова принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. В 1911-1917 годах поэт, художник, журналист Павел Радимов преподаёт историю искусства в Казанской художественной школе.
«Печь для обжигания дигирей в Татаузе», 1939 год, картон, масло, 31,5х44, частное собрание.

83427_104.jpg

В 1917 году в Казани Павел Радимов становится заведующим отделом искусств Наркомпроса Татарии. Революцию молодой художник принял с большим воодушевлением. Стал заниматься общественной деятельность в молодом государстве. Продолжал писать стихи и заниматься живописью. В 1918 году он становится последним председателем Товарищества передвижных художественных выставок.
«Портрет женщины в платке», 1922 год, картон, масло, Национальном музее Республики Марий Эл им. Т.Е. Евсеева.

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_21.jpg

В 1918 году Павел Александрович Радимов приступил к организации Волжске Камской передвижной выставки. Эта выставка должна была объехать многие города Поволжья. Но кроме Казани, ее удалось развернуть только в Козьмодемьянске.
«Во дворе», 1941 год, картон, масло; 14х30,5, частное собрание

086_06.jpg

В связи с приближением белочехов к Казани, Радимов спешно уезжает в Козьмодемьянск — город, в котором передвижная выставка стала потом составной частью уникальной картинной галереи будущего Козьмодемьянского музея.
«Рязань», 1949 год, холст, масло, 12х18 см, Козьмодемьянский художественно-историческом музей им. А.В. Григорьева.

134_1-819c6e7eaa34e146cfcc4c70c1ad3074.jpg

В 1921 году Павел Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации Ассоциации художников революционной России и по просьбам участников становится её первым председателем.
«Переславль-Залесский», 1940 год, картон, масло, 15,5х28 см, Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Е. Евсеева.

132_1-3b153dc57e2b47f15a8dbc2b1fe09d35.jpg

В эти годы, находясь в центре художественной жизни, Павел Радимов близко сошелся с художниками А. Е. Архиповым, С. В. Малютиным, скульптором С. Т. Коненковым, поэтами В.Я. Брюсовым, С. А. Есениным, В. В. Маяковским и другими.
«Музей в Абрамцеве», 1952 год, картон, масло, 12,5 * 17,5 см, частное собрание

1194_1-bc92d3992422bf3db8f6b2707b00f152.jpg

Художник занимался активной выставочной деятельностью, устроил десятки выставок своих работ по всей стране, написал воспоминания и издал книги своих стихов. В разное время участвовал в многочисленных зарубежных выставках — в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Стокгольме, Нью-Йорке.
«Река Воря», 1934 год, картон, масло, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_4.jpg

В 1926 году Павел Радимов ездил в Финляндию, на дачу к Илье Репину («Пенаты»). Там им был создан портрет выдающегося российского живописца, который находится в настоящее время в Третьяковской галерее. В «Пенатах» П. А. Радимов написал стихотворение «Море», посвященное великому художнику. В конце 20-х годов XX века Павел Радимов преподавал в Училище памяти 1905 года.
«Масловка», 1935 год, холст, масло, 55х69 см, частное собрание

05-9-1-1024x799.jpg

В 1928 году состоялась выставка АХРР «10 лет РККА», одним из организаторов которой был Павел Радимов. В последующие годы он много трудился и занимался общественной деятельностью. По настоянию Павла Радимова был организован Московский областной союз художников, первым председателем которого он был избран.
«Пейзаж», 1916 год, картон масло, 26,8 x 36 см, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1 (1)5cfa2cc9a010c.jpg

В 1930-е годы Павел Александрович Радимов переехал в Московскую область и поселился в Хотькове, близ Сергиева Посада (Загорска). Много рисовал, писал, сочинял. В 1932 году переехал в Ново-Абрамцево – поселок советских художников, основанный его другом, Игорем Эммануиловичем Грабарем неподалеку от усадьбы Абрамцево.
«Улица в Казани», 1929 год, холст, масло, частное собрание

131421190_PA_Radimov_Ulica_v_Kazani_1929_g.jpg

В 1957 году Павел Александрович открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство», на которой были представлены работы советских художников.
«Пейзаж», 1952 год, холст, масло, 37х50 см, частное собрание

!035.jpg

Географически Павел Радимов был поэтом и живописцем Подмосковья. Он любил посещать самые отдалённые уголки родного края. Пешком исходил он все подмосковные поля и луга, пробираясь то в Радонежск, то в Зарайск, то в Звенигород, то в Загорск.
«Пейзаж с церковью.», 1950 год, картон масло, 14х32,5см, частное собрание

81680_105.jpg

Павел Радимов успешно работал и в портретном жанре. Художник писал как простых людей, чаще односельчан, так и выдающихся деятелей международного коммунистического движения – Клару Цеткин, Сен-Катаяма, Георгия Дмитрова, Василия Каларова, негритянского писателя Клорда Миккея. В своих работах он стремился показать современника – вожака революционных масс.
Портрет крестьянки из Щербаковки», 1929 год, Дерево, масло, 32.5 x 24.6 см, частное собрание

item_2668_ba9738aa.jpg

Очень любивший и всегда трепетно относившийся к природе, Павел Радимов больше всего тянулся к средней полосе России. Живя в Абрамцево, под Москвой, он, тем не менее, никогда не терял связи и с Рязанской землей: нередко посещал родной край и написал больше тридцати этюдов, отображающих близкую ему с детства природу родных мест.
«Пейзаж с церквями». 1952 год, картон, масло, 14х32 см. частное собрание .

87018_106.jpg

Павел Радимов очень умел дружить, имел много друзей среди творческой интеллигенции Советской России. В свое время творчество Павла Александровича Радимова высоко оценил Максим Горький, отличив народность его стихов и картин. До конца своих дней Павел Александрович Радимов писал книгу воспоминаний «Утрой живописца”, в которой рассказывается о детстве и юности, а также встречах с выдающимися людьми.
«Никитский монастырь», 1943 год, картон масло, 23,5х30 см, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1 (2).jpg

Павел Александрович Радимов был человеком, страстно влюбленным в жизнь. И на склоне лет он, сильный и спокойный, поражал всякого, кто с ним знакомился, с энергией, веселостью, широтой интересов и увлечений. Он очень любил гостей, вне зависимости от того кем был его гость, и всякого, кто в последние годы встречался с художником-поэтом, всегда покоряло удивительное и очень искреннее гостеприимство седого красивого старика, который весь точно светился радостью жизни и творчества.
«Бугор. Абрамцево. Май», 1932 год, картон, масло, 25х17 см, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1 (3).jpg

Павел Александрович Радимов скончался 12 февраля 1967 года в возрасте семидесяти девяти лет в Хотьково,
Московская область, где и был похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Позднее Был перезахоронен на Московском Введенском кладбище.
«Могила Павла Александровича Радимова»

radimov-pa1.jpg

В 2007 году в Литературно-мемориальном музее А.М. Горького в Казани состоялась выставка «Павел Александрович Радимов. Живопись, книги, документы», посвященная 120-летию со дня рождения художника
«Вид Кремля», 1936 год, картон, масло, частное собрание

7158_900.jpg

В наши дни работы Павла Александровича Радимова украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Национальнго музея Республики Марий Эл им. Т.Е. Евсеева, Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева,Чувашского государственного художественного музея, и многочисленные частные коллекции у нас в стране и за рубежом.
«Весна», 1910 год, картон, масло, частное собрание.

sub_24327.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .