Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cb25aa5306d7.jpg

Выпуск 331. Костанди Кириак Константинович(1852-1921).

Илья Репин писал в 1890 году Стасову: «В Одессе, в Школе рисования, Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс — результаты прекрасные!»
Самим же студентам-одесситам Илья Ефимович говорил, что у них есть исключительный художник — Кириак Костанди, который «может дать не только не меньше любого из преподавателей Академии, но даже в некотором отношении и больше».

Наше сегодняшнее повествование о художнике, имя которого не на слуху в наши дни. Нет, конечно, «Цветущая сирень» или «Страстной четверг» — известные работы Кириака Константиновича Костанди, но много ли мы знаем о самом художнике?

Тридцать пять лет руководил натурным классом Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств.
Воспитал целую плеяду художников, среди которых такие известные живописцы Петр Нилус, Степан Колесников, Исаак Бродский, Митрофан Греков, Алексей Шовкуненко и многие другие.
С начала 1890-х годов активно участвовал в выставках «передвижников» и одесского ТЮРХа.
С 1917 года был директором Одесского городского музея.

Вот, пожалуй и всё, хотя вклад этого художника в развитие отечественной школы живописи трудно переоценить.

Попытаемся стереть этой публикацией очередное «белое пятно» нашего незнания….. Итак, мы начинаем…

yfpFqNbO8_g.jpg

Кириак Константинович Костанди, украинский и русский художник греческого происхождения, приверженец реализма, привнесший в него импрессионистские ноты, родился 3 октября 1852 года в селе Дофиновке Херсонской губернии неподалеку от Одессы в бедной многодетной семье рыбака, греческого эмигранта К.К.Василькети, чье видоизмененное отчество (Константиниди), по-видимому, и стало основой фамилии Костанди.
«Одинокий», 1890 год, холст, масло, частное собрание

09a5e89dfd547cf16f8784cb2ed03106.jpg

Его отец — Константин Костантиди Василькети — был выходцем с греческого острова Санторино. Согласно семейной легенде, отец художника во время плавания по Черному морю был якобы захвачен пиратами, высажен на какой-то остров, а уже позднее переехал в Дофиновку, где женился на дочери греческого рыбака Фотине Филиолог.
«Раздумья», 1899 год, холст масло, частное собрание

555cd034823b26f.jpg

Кириак был шестым ребенком в семье, в девятилетнем возрасте остался без отца и в 1862 году для того , чтобы хоть как-то помочь матери, устроился работать в небольшую бакалейную лавку в центре Одессы, затем работал в винном погребе Курлэ и в кабачке «Алазань».
«Старуха с кувшином. Сумерки»,1893 год, 44×35 см, Одесский художественный музей

22763.jpg

Увлечение рисованием пришло в раннем детстве. Однажды его рисунки увидел фотограф Бюллов и в 1868 году пригласил юношу ретушером к себе в мастерскую, где Кириак проработал последующие два года.
«Гуси», І четверть ХХ ст. картон, масло; 17,5х25. частное собрание

031_10.jpg

Начиная с 1870 года, после поступления в бесплатные классы, занимался в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств.
«Одинокий».1890 год, холст, масло, Одесский художественный музей

125ccffec8e23a8.jpg

В 1873 году был удостоен серебряной медали за предоставленные к выпускным экзаменам пять портретов, исполненных маслом, четыре натюрморта и шесть карандашных рисунков.
«Девочка с гусями». 1888 год, холст, масло, 31×27 см Государственный Русский музей

169187.jpg

Его работы в числе лучших были посланы в Академию художеств, но для поступления в Академию у Костанди не было средств. Поступлению в Академию помог счастливый случай. В это время в Одессе проездом был Иван Константинович Айвазовский, которому и был представлен талантливый юноша. Мэтр одобрительно отозвался о работах Костанди и сделал начинающему художнику протекцию, повлияв на греческого консула И.Ю. Вутчина, оказавшего начальную материальную поддержку соотечественнику и написав письмо на имя конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Исаева, с просьбой обратить внимание на молодого человека из одесских греков, имевшего большие способности.
«Старички», 1890 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины

1674.jpg

В 1874 году после успешной сдачи экзаменов Кириак Костанди был зачислен в класс голов Императорской Академии художеств вольнослушателем, так как у него не было среднего учебного образования. В 1875 году Костанди был переведён в натурный класс, а в 1877 году после сдачи полного гимназического курса и курса живописи стал официально студентом Академии в студии мастера исторической, жанровой и портретной живописи Павла Петровича Чистякова.
«Девочка в голубой пелерине», 1888 год, холст, масло, 64×50 см, Одесский художественный музей

298707.jpg

Кириак Костанди был очень усердным студентом, заслуживавшим всяческого уважения. Он часто посещал Эрмитаж, где кропотливо копировал Рубенса и Тициана, часто посещал Кушелевскую галерею и подолгу рассматривал работы французских живописцев. Трудолюбие и усидчивость будущего художника были отмечены двумя малыми серебряными медалями в 1876 году.
«Стога», 1899 год, холст, масло, частное собрание

1934639eb147afa48e74ef170655c7ae5f19fc162460122.jpg

В период с 1879 по 1881 год Кириак посещает педагогические курсы при Академии художеств для подготовки преподавателей рисования в средних учебных заведениях. В 1879 году студенту Констанди была присуждена Большая серебряная медаль, а 16 мая 1881 года – еще одна «за художественные работы по натурному живописному классу».
«Пастушок. Мальчик с гусями». 1918 год. Одесский художественный музей

479669bdc7e07820bc7ad69439fe99745f19fc162459547.jpg

Кириак мечтал принять участие в академическом конкурсе на получение золотой медали и звания классного художника определенной степени. Степень медали автоматически присваивала художнику звание этой же степени. Кроме этого золотая медаль давала право на пенсионерскую поездку в Европу за счёт казны, но комиссия Академии не приняла его эскиз, предоставленный на утверждение темы конкурсной работы, и о пенсионерстве пришлось забыть.
«Пейзаж», 1897 год, 18×24 см, Национальный музей, Варшава

508106.jpg

Летом 1881 года, на летних каникулах, Кириак вместе со своими сокурсниками по Академии Афанасьевым, Дубовским и Кудрявцевым отправился в село Бутырки Орловской губернии на этюды. Материал, собранный в этой поездке, стал основой для многих будущих произведений художника. В конце 1881 года Кириак Константинович Костанди
принял русское подданство, обратившись в правление Академии с просьбой о соответствующем ходатайстве, которое было удовлетворено.
«Копны в поле», 1884 год, 38×62 см, Одесский художественный музей

508104.jpg

22 октября 1882 года художник окончил Академию со званием классного художника третьей степени и остался жить и работать в Петербурге. В 1884 году Костанди дебютировал на 12-ой Передвижной выставке с картиной «У больного товарища», которую положительно оценили многие рецензенты выставки. Прямо с выставки по совету Ильи Репина, картина была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции.
«У больного товарища». 1884 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

ee31b1c9a0ac6551039d508287c1b7e25f19fc162451090.jpg

В 1885 году Кириак Костанди представил на XIII выставке передвижников две новые работы — жанровые произведения «Прощание» и «В люди». Работы были также хорошо встречены критиками и о художнике заговорили не только специалисты.
«В люди», 1885 год, холст, масло, 80×62 см, Национальный художественный музей Украины

506947.jpg

Холодный климат и промозглая погода Петербурга угнетали художника, которого тянуло на родину к тёплому южному морю. Академическая рутина также не способствовала дальнейшей реализации творческого потенциала художника, и в начале 1885 года Костанди принимает решение вернуться в родную Одессу.
«Пастушок», начало XX века, холст, масло, частное собрание

298709.jpg

8 февраля 1885 года в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств началась преподавательская деятельность Кириака Константиновича Костанди в должности старшего преподавателя. Через четыре года в 1899 году школа была переименована в «Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе» и поступило в введение Академии художеств. Высокая эрудиция, душевность и скромность сделали Костанди самым популярным и авторитетным преподавателем рисовальной школы.
«Семья художника» 1901 год, холст, масло, 62×83 см, Херсонский областной художественный мазей искусств

298761.jpg

Костанди преподавал в училище рисунок и живопись, общался с ними спокойно, стремился к тому, чтобы ученики в совершенстве овладели своим ремеслом. Прошло совсем немного времени, и в 1890 году в письме к знаменитому критику Владимиру Стасову Илья Репин писал: «В Одессе, в школе рисования, К. Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс — результаты прекрасные!»
«Мельница. Северный пейзаж», 1885 год, холст, масло,27×42 см, Одесский художественный музей

508083.jpg

Руководители многих художественных школ из других российских городов писали в Одесскую художественную школу и лично Костанди с просьбами прислать по нескольку лучших рисунков, дабы использовать их при обучении молодых художников. Учитель Костанди по Академии художеств, Павел Чистяков отмечал: «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность».
«Страстной четверг на Севере», 1904 год, холст, масло, Одесский художественный музей

169189.jpg

В 1887 году Кириак Костанди в компании своих коллег по Одесской рисовальной школе, братьев Кузнецовых, побывал во Франции, Италии, Германии и Австрии. Знакомство с работами импрессионистов и барбизонцев подтолкнуло Костанди к новому видению окружающей его природы жаркого юга, сущности ее колорита.Еще одна поездка состоялась уже весной 1894 года; Кириак Костанди путешествовал в компании художников Евгения Буковецкого и Петра Нилуса. Кризис реализма — вот, что поразило художника в той поездке.
«Солнечный день» 1890 год. Холст, масло Национальный художественный музей Украины, Киев

675840.jpg

1890 год был отмечен большим успехом в творческой биографии художника. Кириак Костанди написал картину «Ранняя весна», которая впоследствии была отмечена дипломом и Большой бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.
«Ранняя весна» 1890 год, холст, масло 54×45 см, Одесский художественный музей

506953.jpg

В 1890 году при активном участии Кириака Костанди группа одесских художников по примеру коллег передвижников организовала Товарищество южнорусских художников(ТЮРХ), которое просуществовало до 1920 года. Ежегодно в октябре месяце Товарищество устраивало выставки, в которых принимали участие художники всей Украины. Среди членов Товарищества были такие мэтры, как Айвазовский, Серов, Пимоненко, Н. Мурашко, Пастернак, Браз, Головин, Лансере и другие. Костанди был председателем ТЮРХа с 1902 по 1920 год. В 1894 году Костанди был делегирован от Одессы на I съезд русских художников и любителей искусства.
«Семейная идиллия. Первенец», 1891 год, холст масло, 58×62 см, Одесский художественный музей

f1f734e7871f31c035cfe0f099c66655.jpg

В 1899 году Кириак Константинович Костанди получил звание профессора и должность руководителя мастерской станковой живописи.
«Музыкант», 1891 год,холст, масло, 37×27 см, Днепропетровский художественный музей, Днепр

508085.jpg

В 1900 году художник в третий раз совершает поездку за границу, после которой приступает к работе над одним из лучших своих произведений – картиной «Цветущая сирень» Замысел картины возник у художника, когда он снимал дачу, принадлежащую монастырю в районе Большого фонтана. Среди послушников был молодой Василий Алексеев, который сблизился с художником и под его влиянием оставил монастырь и поступил в Одесское художественное училище. Считается, что Алексеев стал прототипом инока на картине «Цветущая сирень». На 13 выставке ТЮРХа картину назвали «…трудом, достойным самого серьезного внимания, как с точки зрения идейного требования, так и с точки зрения живописи».
Цветущая сирень. 1902 год, холст, масло, Одесский художественный музей

888cdfac37f0014ba6990790284ae5835f19fc162459377.jpg

В 1907 году практически единогласно Кириак Константинович Костанди был избран действительным членом Императорской Академии художеств.
«Шторм», Начало XX века, холст, масло, 105×137 см, частное собрание

508082.jpg

Начиная с 1917 года, продолжая преподавательскую работу, Кириак Константинович был назначен директором Одесского городского художественного музея, одним из инициаторов создания которого он был в 1898 году.
В 1915 году на 25 выставке Товарищества южнорусских художников экспонировалась наиболее крупное произведение последних лет его жизни – картина «Галки (К осени)».
«Галки. К осени». 1915 год. Одесский художественный музей

92bbe999363873888c23b023a98390f55f19fc162459469.jpg

Кириак Костанди уделял особое внимание игре света и цветовым контрастам. Художник практически не писал большие полотна, все его картины невелики по размерам. Одной из главных тем его картин стали пейзажи окрестностей Одессы, которые сам художник изображал мастерски, где зыбкая, переливчатая стихия света неизменно доминирует над конкретным видом, обычно очень простым.
«Перед грозой», 1884 год, холст, масло, 23×29 см, Одесский художественный музей

0db1570b0a48f5c0a4dbc29092a0e32e.jpg

Кроме того, Костанди прекрасно писал портреты, заказы на которые получал постоянно и которых оставил после себя немало. Он заслуженно считался одним из сильнейших украинских колористов, живших и творивших на рубеже 19 и 20 столетий.
«Портрет М.И. Князевой», 1894 год, 94×76 см, Одесский художественный музей

508090.jpg

По воспоминаниям художника Бориса Эгиза: «…Костанди был одним из первых истинных художников-пленэристов, который «с большим великолепием смог давать яркость вибрирующего света и чудесную игру рефлексов в тенях, возбуждая своими произведениями еще до того времени никем в России не испытанные зрительные художественные эмоции».
«Сирень», 1915 год, 60×79 см Национальный музей имени А.Шептицкого, Львов

5080825cd02b0c6f8d2.jpg

Художник много и очень плодотворно работал после Октябрьского переворота, но в середине 1919 года серьёзно заболел. Силы Кириака Константиновича подорвала болезнь сердца, и когда в начале 1920 года его состояние серьёзно ухудшилось, врачи посоветовали ему не перегружать себя работой и летом отдохнуть на даче. Лето 1920-го года художник провёл на своей даче Большого Фонтана, продолжая вопреки советам врачей напряжённо работать.
«На лугу». 1920 год, холст, масло, частное собрание

298788.jpg

Осенью Кириак Константинович вновь приступил к работе в училище и музее, но вскоре опять заболел и был направлен в санаторий на Французском бульваре. Там художник работал уже над своими последними работами – пейзажем сада с видом на здание санатория и автопортретом.
«Автопортрет на пленэре». 1903 год, холст, масло, 39×28 см, частное собрание

508102.jpg

Кириак Константинович Костанди скончался 31 октября 1921 года в возрасте 69 лет в Одессе. Первоначально был похоронен на Первом христианском кладбище Одессы. 20 мая 1935 года, во время кампании по уничтожению мест захоронений, его ученики и товарищи смогли перезахоронить его останки на Втором христианском кладбище Одессы.
Могила Кириака Константиновича Костанди

47089.jpg

В 1922 году ученики и друзья художника (И.И.Бродский, П.Г.Волокидин, М.Б.Греков, А.А.Шовкуненко и др.) основали Общество имени К.К.Костанди; объединяя художников традиционалистской и умеренно-модернистской ориентации, последнее просуществовало до 1930.
«Букет сирени», 1912 год, холст, масло, частнок собрание

59377613de096.jpg

После смерти художника его творческое наследие оставалось у жены, а после смерти Ефросинии Кузьминичны в 1947 году, картины, эскизы и рисунки поделили между собой наследники и потихоньку стали продавать в музеи и частные коллекции.
«Старухи», конец XIX века, холст, масло, частное собрание

583656.jpg

В конце сентября 2010 года во дворе дома № 46 на улице Пастера, где Костанди жил в 1910-1911 годах, в рамках программы «Любимый город» был открыт памятник художнику (скульптор Зоя Ломыкина, архитектор Владимир Бреславец), а чуть позже на стене этого же дома была установлена мемориальная доска (скульптор Александр Князик).
Памятник К.К.Костанди во дворе дома № 46 на улице Пастера.

135cd0044191302.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .