Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cb25aa5306d7.jpg

Выпуск 325. Гун Карл Фёдорович(1831-1877).

Многие искусствоведы ведут сегодня спор – считать Карла Фёдоровича Гуна русским или латышским художником. Отметим условность такого спора, который возник на почве современных геополитических реалий. Ведь Лифляндская губерния, где родился художник, в середине 19 века была территорией Российской империи, сама территория нынешней Латвии вообще входила в состав трех губерний России. Так что будем считать Карла Гуна человеком мира, хотя по рождению он все же был латышом.

И в то же время Карл Гун с полным на то основанием может быть причислен к лучшим живописцам русской художественной школы. Многое из его наследия в наши дни находится в собраниях Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, однако, имя его упоминается крайне редко, нет его и в Биографическом Энциклопедическом словаре.

А между тем работы Гуна высоко ценились и при дворе, и практически среди всех интересовавшихся живописью имперских сословий. Их можно было встретить и в императорских апартаментах, и в частной коллекции князя Орлова, и на выставке передвижников, и в собрании Третьяковых. Гун не был наделен пылкою и особенно находчивою фантазией, но обладал значительной наблюдательностью, прекрасно знал рисунок и отличался сильным и гармоничным колоритом. Об этом и о многом другом наше дальнейшее повествование…..

f6852b42caa9.jpg

Герой нашего сегодняшнего повествования Карл Фёдорович Гун, исторический, жанровый, портретный живописец, акварелист, академик, профессор исторической живописи, член Совета Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок с полным на то основанием может быть причислен к лучшим живописцам русской школы.

Карл Гун родился 1 ноября 1831 года в местечке Зиссегаль Лифляндской губернии Российской империи в семье остзейских немцев. Сегодня это место известно как Мадлиена и находится оно в Латвии, в 40 километрах от города Огре и 75 километрах от Риги.
Его отец Карл Фредерих Гунь родился не далеко от Валмиеры в местечке Коцены и был учителем церковно-приходской школы, псаломщиком и органистом и близким человеком к владельцу имения, барону фон Ханенфелду. Мать маленького Карла звали Луиза Доротея Фогель. Она была дочерью трактирщика Якоба Фогеля из Кеипене, что не далеко от города Огре.
«В окрестностях С.Преста, во Франции», 1865 год, Холст, масло. 22.6 x 31.2 см, Государственная Третьяковская галерея

ff2f7c6257ea.jpg

Известно, что Карл прожил в Мадлиене до 1850 года. Начальное образование юноша получил в Рижской соборной школе. Увлечение рисованием пришло в раннем детстве, и отец, видя несомненный природный талант сына, посылает его в возрасте 19-и лет учиться в Санкт-Петербург, где юноша поступает учеником рисовальщика к знаменитому в те годы литографу Паппе. Одновременно с этим Гун получает возможность посещать вечерние классы Императорской Академии художеств, куда он был принят учеником через два года. В столице Гун познакомился и подружился с художником Василием Верещагиным, который и помог Гуну с поступлением в академию.
«Копировальщица в картинной галерее», Бумага, акварель, графитный карандаш 20,2 х 15,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва

25cb2665e1d307.jpg

Главным наставником в академии у Гуна был профессор Пётр Васильевич Басин, известный русский религиозный, исторический и портретный живописец, академик (с 1830 года), заслуженный профессор Императорской Академии художеств. Во время прохождении академического курса Карл Гун получил четыре серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за написанную в 1860 году по конкурсу картину «Олимпийские игры».
«Олимпийские Игры», 1860 год, Частное собрание

541131_600.jpg

В 1861 году Карл Гун получил звание классного художника 1-ой степени и большую золотую медаль за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного». Вскоре после того художник отправился в г. Елабугу для исполнения образов для иконостаса тамошней Покровской церкви и там, кроме этих образов, написал множество этюдов народного быта. Существует предположение, что Гун отправился в Елабугу по приглашению своего друга — Ивана Ивановича Шишкина, планировавшего провести лето 1862 года в родительском доме. Он и представил местной аристократии художника, как Карла Гуна.
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Тёмного», 1861 год, холст, масло Военный музей им. Витаутаса Великого, Каунас

HH7rVyYMi5ThorJO2BSe9EOdZZpUASJNaPLJOlmPrOthJcglBe_YOIJQ0sZRo8QNlsoH2pEyUuRTGgnvPiAeDg7fS6NNvyUgTDo0z-cnDE0.jpg

В это же время, Карл Гун совершил ещё поездку по Вятской и Казанской губерниям, где выполнил большое количество зарисовок сцен народной жизни, традиций и костюмов, проживающих в них народностей.
Художник делал зарисовки татарских и русских деревень, строительства мечети, дома муллы, вотяцкой винокурни. Он оставил для потомков изображение Святого ключа и развалин Чертова городища.
Пользуясь академической выучкой и природным талантом, Гун с точностью и тщательностью педанта выполнял зарисовки народных костюмов. По этим зарисовкам сегодня можно изучать национальные одежды не только татар, но и русских, марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы, цыган.
Казанские татарки. Литография. / Kazan Tatar. Lithography. Карл Якоб Вильгельм Гун / Carl Jacob Wilhelm Huhn / Kārlis Jēkabs Vilhelms Hūns. Татарский период. 1862./ Tatar period. 1862.

10981826_10206662705675812_5010192667957168119_n.jpg

Бухарка. Хивинка. Татарка. Лиография. Buhara, Hiva and Tatar Woman. Lithography. Карл Якоб Вильгельм Гун / Carl Jacob Wilhelm Huhn / Kārlis Jēkabs Vilhelms Hūns. Татарский период. 1862./ Tatar period. 1862.

10995376_10206662706235826_7976058758270009187_n.jpg

Крымские татары. Мулла. Литография. / Crimean Tatars. Mullah. Lithography. Карл Якоб Вильгельм Гун / Carl Jacob Wilhelm Huhn / Kārlis Jēkabs Vilhelms Hūns. Татарский период. 1862./ Tatar period. 1862.

11295933_10206662707275852_8105199383167032836_n.jpg

В 1863 году Карл Фёдорович Гун выехал за границу в качестве пенсионера Императорской Академии. Конечным пунктом его путешествия был Париж, куда он благополучно прибыл спустя некоторое время, посетив по дороге Лейпциг, Дрезден, Прагу и Мюнхен. В Париже художник пишет много портретов местной аристократии и своих соотечественников, живших во французской столице.
«Женский портрет», 1864 год, холст, масло, Частное собрание

padegs-karlis-7458.jpg

К парижскому периоду творчества художника относятся его работы «Цыганка ворожит татарской девушке», 1865 год, «Молодая татарка» 1868 год, «Нормандия» ,1867 год, В парижском Салоне он выставляет картину «Крестьянская свадьба» (1866 г.), которую приобретает коллекционер Лангенберг из Франкфурта-на-Майне.
Французская критика с искренним восторгом писала о творчестве молодого художника. Его картины были востребованы, а открытки и репродукции с его картин шли нарасхват.
«Нормандия» ,1867 год, Холст, масло. 44.5 x 46 см, Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.

75cb274123f093.jpg

В 1868 году в парижском салоне была представлена картина Карла Гуна «Канун Варфоломеевской ночи», обратившая на себя внимание публики и заслужившая самые восторженные отзывы критиков. Будучи потом прислана в Санкт-Петербург, она принесла художнику звание академика и была приобретена государем императором, тогда еще наследником цесаревичем. Превосходное повторение этой картины; сделанное акварелью, находится в музее академии.
«Канун Варфоломеевской ночи», 1868 год, Холст, масло. 115 x 89.5 см Государственный Русский музей

35cb27558e2f94.jpg

К «Кануну Варфоломеевской ночи» была написана вторая картина «Сцена из Варфоломеевской ночи». Эскиз. 1870 год Русский музей, Санкт-Петербург.

2keQs.jpg

Сцена из Варфоломеевской ночи. 1870 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

15cb27938322f1.jpg

В это же время была исполнена и ещё одна известная картина Карла Гуна «Старый воин времён гугенотов», которая на 1-ой передвижной выставке была экспонирована под названием «Старик в средневековом шлеме».
«Старый воин времен гугенотов». 1870 год, Государственная Третьяковская галерея

gun-10.jpg

Все эти работы были объединены художником в своеобразный цикл картин, осуждающих религиозный фанатизм. В. В. Стасов с гордостью писал о творениях Гуна: «…в этих картинах выразилось столько истины и глубины, что если бы поставить их в парижских музеях, они играли бы там очень капитальную между французскими картинами на французские сюжеты: вот как иногда сильны русские таланты! До сих пор ни один французский или немецкий, или итальянский художник не способен был бы сделать на наши сюжеты то, что мы способны сделать на их сюжеты»..
«Дуэлянт». 1869 год, Частное собрание.

105cb27cba45ea8.jpg

Возвратившись снова в Париж, Карл Гун написал картины: «Дети с котятами», «Больное дитя» 1869 год Третьяковская галерея, Москва,

e2a9d7e16338.jpg

«Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету», «Голова средневекового рыцаря» и «Итальянка с цветами». За последнюю академия возвела его в звание профессора.
«Итальянка с цветами», 1870 год, холст, масло Латвийский национальный художественный музей

20138499.jpg

Франко-прусская война 1870 года заставила Карла Фёдоровича Гуна оставить Париж. Весной 1870 года он уезжает в Нормандию, затем в Брюссель.
«Летом». 1871 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

2keQY.jpg

По возвращении своем в 1872 году в Россию Карл Гун был избран в члены совета академии и назначен профессором-преподавателем в ней, поскольку именно в это время совет Академии художеств принимает решение привлечь к занятиям со студентами молодых талантливых педагогов. В том же году Карл Гун совершил давно планируемую поездку по глубинной России.
«Обрыв». 1872 год. Национальный Художественный музей, Рига

2keSt.jpg

В Петербурге Гуном окончено несколько работ, начатых за границей, и исполнены портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова (для училища), госпожи Солдатенковой, урожденной Филипсон, и княгини Барятинской.
Гун пробовал свои силы и в литографии. Первый опыт в этой технике изображает трех гениев, рассматривающих рисовальную книгу, а четвертый держит фонарь. Второй литографией стало оформление меню для обеда баварского посланника графа Тауркирхена в СПб.
«Портрет Варвары Григорьевны Солдатёнковой, рождённой Филипсон», 1873 год, холст, масло — Государственный музей искусств Узбекистана.

gamilton-mariya-danilovna-4732.jpg

В 1874 году Карла Гуна сразил неизлечимый недуг. У него были обнаружены признаки скоротечной чахотки. Врачи посоветовали художнику сменить сырой петербургский климат на более благодатный.
Художник поехал в Самару на местные кумысолечебницы, но все предпринятые усилия никакого результата не дали.
«Автопортрет художника с женой на террасе дачи Аннаева в Самаре» 1874 год Самарский областной художественный музей

2keQ1.jpg

Всё это время Карл Гун продолжал напряжённо и плодотворно работать словно предчувствуя свой скорый уход и желая как можно больше успеть в своём творчестве. Он расписал плафон на главной лестнице Аничковского дворца («Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора»), написал образы святой Анны Пророчицы и Благовещения лично для Императрицы, а также росписи «Нагорная проповедь» и «Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине» для православной церкви, построенной графом фон Дервизом в Лугано (Швейцария).
«Пейзаж» , Национальный Художественный музей, Рига

215cb282af40446.jpg

Чахотка сразила художника не только в самом расцвете творческих сил, но и когда он обрел личное счастье. Гун женился на дочери архитектора Ипполита Монигетти – Вере, которая стала не только верной спутницей жизни, но и помощницей в творчестве.
«Одалиска», 1875 год, частное собрание

qG24bhKdah0.jpg

Стоит отметить, что именно она позировала мужу в образе молодой матери, стирающей белье, для картины «Попался!» (Третьяковская галерея). Гун написал эту работу,будучи на лечении во Франции. Работа была представлена на Пятой выставке художников — передвижников, ставшей последней прижизненной выставкой живописца.
«Попался!» 1870-1875 годы Государственная Третьяковская галерея, Москва

72c28bf6fd10.jpg

Когда болезнь обострилась, врачи настояли на лечении в Швейцарии. Однако все усилия были тшетны. Болезнь победила художника.
«Схевенинген». 1869 год. Саратовский художественный музей

2keSh.jpg

Карл Фёдорович Гун скончался в Давосе (Швейцария) 16 января (28 января) 1877 года в возрасте 45 лет.
«В деревне» 1867 год, Картон, масло 13,3х17,4 Государственная Третьяковская галерея

gun-4.jpg

Жена перевезла тело художника на родину и похоронила в Мадлиене.
Памятник художнику Карлу Гуну на гладбище в Малиене

542212_600.jpg

По инициативе Крамского в 1878 году в рамках VI выставке передвижников состоялась ретроспективная выставка художника, на которой были представлены живописные и графические работы Гуна и его рисунки из путевых альбомов.
«Итальянка», 1870 год, Холст, масло, овал. 46,5 х 40,5 Частное собрание

85cb28522aa9ea.jpg

Также на этой выставке был представлен портрет Гуна, написанный Крамским уже после смерти художника. Учитывая, что последние годы Карл Фёдорович Гун провел за границей, искусствоведы предполагают, что Крамской писал художника не с натуры, а со своего же карандашного наброска Карла Гуна, созданного приблизительно в 1875 году и хранящегося сейчас в Краснодарском художественном музее им. Луначарского.
Крамской Иван Николаевич «Портрет К.Ф.Гуна». 1878 год. Краснодарский художественный музей им. Луначарского

2kePP.jpg

Картины художника приобретали лучшие коллекционеры России — Павел Третьяков, Козьма Солдатенков, Юлий Стенбок. Возможно, поэтому сегодня большая коллекция работ Карла Фёдоровича Гуна хранится в Третьяковке и Русском музее, в коллекции Латвийского Национального художественного музея в Риге, в музеях Каунаса, Ташкента и Еревана. Но много работ художника все же находится в частных коллекциях.
«Пейзаж». 1865 год. Частное собрание

2keSn.jpg

О жизни и творчестве художника вышла всего одна монография, изданная в Риге в 1955 году (автор А. Эглит) и альбом «Карл Гун», выпущенный искусствоведом из Набережных Челнов Ольгой Пудаковой в 2009 году.
«Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету», 1870 год, Латвийский национальный художественный музей

699PX-~1.JPG

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .