Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c8f6cedc4d9b.jpg

Выпуск 321. Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович(1872-1957).

«Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценятся в Европе работы малых голландцев.» (Наширванов Б.Н.)

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю отечественного искусства как тонкий и удивительно поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны любовь к полутонам и тонкое изящество в решении общих колористических задач. Полотна художника полны дыхания природы, что всегда привлекало к его творчеству многочисленных ценителей.
В своем творчестве Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века. Его гармоничные и всегда очень изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы.
После 1917 года Бялыницкий-Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа.

BIAYNI~1.JPG

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (настоящая фамилия — Бируля) родился 31 января (12 февраля) 1872 года в деревне Крынки близ местечка Белыничи Могилевской губернии в семье мелкого арендатора. Белорус по национальности. Псевдоним взял по родному Белыницкому (Бялыницкому) району Могилевщины.
«Крым, Цветущий май». 1912 год, Частное собрание

235c9ea7416f59e.jpg

Отец Витольда отличался очень скверным и неуживчивым характером, был крайне конфликтным человеком, что вынуждало семью постоянно переезжать с места на место. Кроме того отец часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу.
«Ранняя весна», 1953 год, холст масло, 53 x 71, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

61877859_1279907387_spring.jpg

Именно это в немалой степени способствовало тому, что юноша смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Позднее, уже став профессиональным художником, Витольд, пользуясь детскими воспоминаниями и впечатлениями той поры, будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.
«Вечер ранней весны». 1943 год, Холст, масло, 80 x 95, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

61877855_1279907225_vecher.jpg

Витольд с 6-летнего возраста начал рисовать, чему родители мальчика были очень рады. Видя несомненное природное дарование сына они тем не менее отправляют его учиться в Киев не живописному ремеслу, а во Владимирский кадетский корпус.
«Тишина» 1890-е — начало 1900-х, холст, масло, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

61877875_1279908109_20081013062346.jpg

Одновременно с обучением в корпусе Витольд посещает и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Рисунки юного художника попадают на глаза художнику Прянишникову, который настоятельно советует Витольду продолжить дальнейшее обучение живописи уже в Москве.
«Весна». 1911 год, Нижегородский художественный музей

225c9ea57e7bb0e.jpg

В 1889 году Витольд Бялыницкий-Бируля поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.
«Лодки». 1913 год, Холст, масло., 71 x 107, Одесский художественный музей

61877857_1279907317_lodki.jpg

В Москве произошло знакомство молодого художник познакомился с Исааком Левитаном, у которого он часто работал в мастерской. Под влиянием педагогов Бялыницкий-Бируля серьёзно увлекся пейзажем. В 1892 году Павел Третьяков, обративший внимание на молодого художника приобретает с выставки для своей галереи несколько полотен художника, одно из которых «Вечер в тундре», что случалось чрезвычайно редко с молодыми авторами.

sub_26491.jpg

С этого времени Витольд Бялыницкий-Бируля начинает постоянно экспонировать свои работы на выставках. С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его картины часто удостаиваются наград.
Зимний пейзаж 1901 год, холст, масло 82,5х105 Частное собрание

84dddabcb95a0c23a916978157995f5a.jpg

Так, в 1899 году живописное полотно «Весна идет» на ежегодном конкурсе Московского объединения любителей художеств было отмечено первой премией.
«Весна». 1899 год, Холст, масло., 104 x 81, Киевский национальный музей русского искусства

spring028.jpg

В 1908 году Витольд Бялыницкий-Бируля был удостоен звания академика Императорской Академии художеств за полотно «В конце зимы». Художник воссоздает новое направление в пейзажной живописи.
«В конце зимы». 1907 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

37363.jpg

Витольд Бялыницкий-Бируля дружил с И. И. Левитаном, иногда их работы экспонировались на одной выставке.
«Осенний ветер», Холст масло, Частное собрание

195c9ec84800b65.jpg

В начале 20 века художник много путешествует по странам Европы: Швеции, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Дании, изучает опыт знаменитых живописцев Запада.
«Ранняя весна». 1902 год, Холст, масло, 71,5 x 106, Сумский художественный музей

255c9eb4463e164.jpg

в 1901 году на Кавказской юбилейной выставке талантливый живописец получает золотую медаль за картину «Вечные снега»,

37059-88029-84484215-m750x740-u9cca8.jpg

за картину «Зимний сон» — бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. Картина «Зимний сон» — одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию.
«Зимний сон», 1911 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

-___19~2.JPG

Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины, Удомля» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую — в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.

245c9ea82fd4589.jpg

В 1912 году Витольд Бялыницкий-Бируля вместе с С. Ю. Жуковским, А. С. Степановым, А. В. Моравовым, Н. П. Богдановым-Бельским основал творческую колонию на своей даче «Чайка» на озере Удомля в Тверской губернии.
«Дача в саду». Холст, масло., 96 x 117, Костромской государственный объединенный художественный музей

61877869_1279907744_bb303f4d21e0.jpg

В 1919–1920 годах при непосредственном участии Витольда Бялыницкого-Бируля были организованы ряд общеобразовательных школ в Московской и Тверской губерниях, где художник преподавал рисование. В советские годы работал в Белоруссии, Ясной Поляне (1920, 1928), селе Михайловском (1937), Горках Ленинских (1924, 1927–1937, 1945), Клину (1940-е). Совершил поездки на Север — в Поморье и Заполярье (1932–1939), на предприятие «Азовсталь» (1934); в 1944 посетил Архангельск.
«Дремлющий пруд?. 1945 год, Холст, масло, 88,5 x 105, Челябинская областная картинная галерея

61877871_1279907800_b7543996ff10.jpg

В 1918 году Витольд Бялыницкий-Бируля стал одним из основателей объединения «Изограф». С 1922 — он член и экспонент АХРР (участвовал в «Выставке этюдов, эскизов, рисунков и графики из жизни и быта Рабоче-Крестьянской Красной Армии», 1922), в 1927–1928 годах — Объединения художников-реалистов.
«Москворецкая набережная» 1923 год. Холст, масло, Частное собрание

61877873_1279908009_20080705095050.jpg

Художник любил оставаться наедине с природой. Он писал: «И вот в этих молчаливых созерцаниях вечера, сумерек, рассвета слушаешь тишину и биение своего сердца. Слушаешь и не можешь ничего написать, если бы даже этого хотелось. И уйти не в силах: жаль расстаться с тем, что видишь, и боишься спугнуть нахлынувшие, овладевшие тобой думы, мечты…». Бялыницкий-Бируля считал, что первое впечатление от выбранного мотива очень важно сохранить до конца работы. Это всегда ему удавалось. Его картины необычайно свежи, эмоциональны, виртуозно написаны и никогда не утрачивали свое очарование.
«В конце зимы» 1911 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь

a19e19d97890c67f8a267b48ca4978705c9ebfa62504a.jpg

В 1947 году Витольду Бяльницкому-Бируле было присвоено звание народного художника РСФСР (звание народного художника Белорусской ССР он получил в 1944 году), его избрали действительным членом Академии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска.
«Ранняя весна» 1949 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

123310.jpg

Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвящённых Белоруссии. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна» Государственная Третьяковская галерея, Москва.

225c9e97efd7fa8.jpg

Находясь на родине, в 1947 году художник создает около тридцати картин, этюдов и эскизов: «Беларусь. Вновь зацвела весна», «Беларусь. Яблони в цвету», «Старая белорусская деревня», «Зазеленели белорусские березки» «Ранняя весна» и другие.

7918.jpg

Витольд Бялыницкий-Бируля не случайно считается непревзойденным мастером весеннего пейзажа. Известно более двухсот его полотен, где отображено пробуждение природы, ее обновление. Эти картины носят лирический, эмоциональный характер.
«Осенний пейзаж», Холст масло, Частное собрание

sub_26495.jpg

По приглушенной палитре неярких красок, неуловимому переходу и чередованию цветов произведения живописца узнаются безошибочно.
«Оттепель», 1927 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

ottepel_1.jpg

Он был тонким знатоком природы, хорошо понимал ее состояние, подмечал оттенки и показывал этот дивный зеленый цвет в динамике, постоянном изменении. Витольд Бялыницкий-Бируля всю жизнь писал землю, воду и небо, используя всего три-четыре краски.
«Голубой весной», 1943 год, холст масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

15912.jpg

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля скончался на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Могила Бялыницкого-Бирули на Новодевичьем кладбище Москвы.

576PX-~1.JPG

В 1970 году на родине художника в Белыничах был открыт районный музей имени В. К. Бялыницкого-Бирули, в котором экспонируются 26 произведений известного пейзажиста («Лед прошел», «Лес зазеленел», «Последний снег» «Вешние воды».

a19e19d97890c67f8a267b48ca497870.jpg

Творческое наследие художника огромно: им создано около 2000 произведений, многие из которых находятся в разных музеях и коллекциях. Произведения Витольда Бялыницкого-Бируля украшают многие музейные собрания, в том числе Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, Киевского музея русского искусства, Национального художественного музея республики Беларусь в Минске и других.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .