Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c8f6cedc4d9b.jpg

Выпуск 320. Бронников Фёдор Андреевич(1827-1902).

Имя этого, некогда популярного художника в России практически забыто, что не может не удивлять.В наши дни оно известно более специалистам, чем широкому зрителю. Возможно, это случилось от того, что художник больше и чаще писал картины из итальянской жизни, которые не трогают души современников?

Фёдор Андреевич Бронников — один из крупнейших мастеров академического искусства второй половины XIX века. Его творческое наследие достаточно разнообразно, художник работал как портретист, жанрист, пейзажист, однако наибольшую известность ему принесли картины на темы античной и средневековой истории, решенные в духе «салонного» искусства этого времени.

Картины Фёдора Бронникова хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в музеях Шадринска, Перми, Кургана и других городов. Немало произведений Бронникова находится в государственных и частных собраниях Италии, Англии, Дании и США. Большинство из них неизвестно российскому зрителю, что мы попробуем исправить…..

165c9b25c9ad71e.jpg

Фёдор Андреевич Бронников родился 17 (29) сентября 1827 года в старинном купеческом городке Шадринске (ныне город в курганской области), в семье иконописца. С малых лет Федор увлекался рисованием и его первым учителем стал отец. Впрочем, долгие годы отец был не только первым, но и единственным учителем живописи будущего академика и профессора. Юный художник писал иконы и портреты горожан, занимался гравюрой на дереве.
«За чтением газеты», 1880 год, Дерево, масло. 35.7 x 26.5 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

295c9b51f8800b4.jpg

После смерти отца шестнадцатилетний юноша отправляется с попутным обозом в Санкт-Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Но двери этого заведения оказались закрытыми для Бронникова, поскольку мещан в ту пору в Академию не брали, и Фёдор Бронников вынужденно становится учеником известного ксилографа того времени Е.Е. Бернадского.
«Католическая месса», Картон, масло. 27.5 x 36.6 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

465c9b5179e8f22.jpg

Работа гравером способствовала выработке у будущего художника великолепного чувства рисунка, натренировала его руку и глаз. Именно у Бернадского на талантливого ученика обратил внимание сам Пётр Карлович Клодт( 1805-1867) выдающийся скульптор того времени.
‘Крещение князя Владимира», 1883 год, Холст, масло. 45 x 71 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

75c9b543c119db.jpg

Именно Клодт способствовал тому, что Фёдор Бронников получил бесплатный билет вольнослушателя рисовальных классов Императорской Академии художеств.
«Любитель живописи», Холст, масло. 62 x 49.5 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

505c9b5112f3486.jpg

В 1845 году при содействии П.К. Клодта Бронников поступил на учебу в Академию художеств, в класс профессора А.Т. Маркова. До этого Клодту пришлось приложить немало сил для того, чтобы Фёдор Бронников был отчислен из мещанского общества Шадринска и уже только после этого Бронников был зачислен в Академию.
«Маскарад», 1870 год, Картон, масло. 26 x 37.5 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П. Бирюкова

535c9b508f4a960.jpg

В Академии А.Т.Марков сразу оценил несомненное природное дарование своего ученика, и видя его бедственное материальное положение, начинает ему финансово помогать, а затем добивается от академического совета ежемесячной стипендии для Бронникова в размере десяти рублей.
«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», 1869 год, Холст, масло 99,7 х 161, Государственная Третьяковская галерея
Москва

35c9b2ec0cad02.jpg

В 1851 году Фёдор Бронников получил серебряные медали: малую за портреты с натуры,
«Голова старика», Этюд, Холст, масло. 42.5 x 32.5 см, Вольский краеведческий музей

AEixALXkVXk.jpg

большую – за картину «Возвращение Улисса в свой дом».
«Исторический сюжет. Возвращение Улисса в свой дом», Эскиз, Холст, масло. 53 x 93 см, Одесский художественный музей

315c9b54f554c49.jpg

В следующем году получил вторую золотую медаль за программную картину «Проповедь святого Иоанна Предтечи в пустыне»; в 1853 году – большую золотую медаль за программную картину «Освящение гермы», Холст, масло 70 х 123,4 Государственная Третьяковская галерея
Москва.

55c9b2f467b03a.jpg

В 1853 году за икону «Божья Матерь Всех Скорбящих Радость» ФЁдор Бронников получил Большую золотую медаль и звание классного художника первой степени, которые давали ему право на заграничную пенсионерскую поездку за счет Академии. Перед поездкой за границу Фёдор Андреевич побывал в родном городе.
«Голова апостола Петра», Этюд, Холст, масло. 33 x 27 см, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина

215c9b36e1e1d44.jpg

В 1854 году Фёдор Бронников покидает Россию и выезжает за границу и через Германию, Францию и Швейцарию приезжает в Италию, где в Риме к этому времени жили его товарищи по Академии: А.П. Боголюбов, А.Ф. Чернышев, Л.Ф. Лагорио. «У часовни», 1858 год, Холст, масло 96,5 х 73,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва

25c9b32f2e5e4e.jpg

Рим в буквальном смысле покорил молодого художника своей величественной красотой, и Бронников, по словам Боголюбова, «занялся своей культурой, много читал, всегда ревностно работал с натуры, а потому все картины его носят отпечаток знания исторического и археологического». Среди них: «Гладиатор-славянин, умирающий на арене цирка» (1857), «Римские бани» 1858 год, Пермская художественная галерея

bronnikov_05.jpg

«Духовная процессия в Италии» (1859), «Гораций читает свои сатиры Меценату» (1863), «Мозаичисты перед судом Трех в Венеции» 1866 год, Бумага на холсте, масло. 2.5 x 37.5 см Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

545c9b3901b368c.jpg

«Алкивиад и Аспазия перед Архонтом» (1868), «Христиане перед смертью после так называемой «Вечери любви»» (1878), «Последний ужин мучеников» (1878), «Площадь в Риме», 1878 год, частное собрание.

255c9b3a62a44b9.jpg

В Риме на Виа Виттория у Бронникова была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья.
«В кругу семьи», 1856 год, Картон, масло. 30.6 x 39 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

165c9b4ac34f84d.jpg

В Италии Фёдор Бронников остаётся и после окончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требовало тёплого и мягкого климата.
«Отдых на озере», 1897 год, Дерево, масло. 25 x 46 см, Частное собрание

595c9b45a504ee3.jpg

Фёдор Бронников пишет картины на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.
«На приеме у Папы Римского». 1868 год, Холст, масло. 75 x 99.6 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь

575c9b461e860b2.jpg

Свои произведения художник демонстрировал на выставках Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок (его членом он был с 1876 года) и за рубежом.
«Пейзаж с деревом». Холст, масло. 62 x 49 см, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

bronnikov_055c9b49abf15b1.jpg

В 1863 году Советом Академии Фёдор Андреевич Бронников был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату», 1863 год, Холст, масло. 53 x 93 см, Одесский художественный музей.

245c9b31611371e.jpg

В этом же 1863 году Бронников привозит в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету», получившее самые лестные отзывы комиссии Академии.
«Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету», Холст, масло. 43 x 72 см, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

1055c9b358c0825b.jpg

В 1870 году Академия присудила ему золотую медаль золотую медаль имени Виже-Лебрен за картины «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры» и «Изгнанник перед могилой» 1870 год, Картон, масло. 26.4 x 36 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова,.

305c9b33f52b5dc.jpg

В 1873 году Бронников вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Протокол о его приёме подписан Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Клодтом, Саврасовым и другими. Вместе с лучшими русскими мастерами Федор Андреевич экспонирует свои работы. В их числе — «Больной у католического монастыря», 1874 год,
Холст, масло. 66 x 100 см, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

bronnikov_055c9b3ba26f53d.jpg

«Любитель» 1881 год, Холст, масло. 65 x 51 см, Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого ,

515c9b3ca16af8e.jpg

«Покинутая», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

155c9b3d35218d9.jpg

«Художники в приёмной богача». Последняя пользуется большим успехом у зрителей и знатоков. Известный критик В. В. Стасов писал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки — это небольшая картина г. Бронникова „Художники в приемной богача“, … одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна…» «Художники в приемной богача». 1876 год, Холст, масло. 33 x 43 см, Вольский краеведческий музей

1035c9b3e2dc37ec.jpg

В 1878 году Фёдор Бронников создаёт удивительное по своей трагичности полотно «Проклятое поле», правдивый живописный рассказ о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. «Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, все говорит, всё обличает»,— писал В. В. Стасов.
«Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы». 1878 год, Холст, масло. 122.5 x 210.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

85c9b3f6ebd83e.jpg

До 1881 года Бронников выставлял свои картины на академических выставках, а с 1876 года – на выставках Товарищества передвижных выставок.
«Мальчик на осле». 1855 год, Холст, масло. 29.2 x 40 см, Брянский областной художественный музей

525c9b4fdee4cd7.jpg

Исключительно разносторонний художник Фёдор Андреевич Бронников являлся большим мастером портретной живописи. Его работы этого жанра, находящиеся в Шадринском краеведческом музее им. В. П. Бирюкова, отличаются тонким рисунком, поразительным сходством с натурой, их отличает психологическое содержание портрета и убедительность изобразительного языка.
«Портрет художника К.Ф.Флавицкого», 1873 год, Холст, масло 73 x 61, Государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов

45c9b40ea70a26.jpg

«Портрет отца художника». год, 1871 год, Холст, масло. 54 x 49 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

765c9b41781159d.jpg

«Портрет матери художника», 1871 год, Холст, масло. 50.1 x 44.2 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

755c9b41f99d49a.jpg

В 1870-80-е годы Фёдор Бронников много писал картин на сюжеты современной ему Италии, писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья.
«Придорожная святыня», Картон, масло. 33.6 x 29.5 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

835c9b48fd7ef3c.jpg

Постепенно Фёдор Бронников становится очень известным и востребованным художником в Италии, а по образу жизни и привычкам — богатым итальянцем.
«Итальянка с корзиной цветов», Бумага на холсте, масло. 58 x 43 см, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

325c9b530305b9c.jpg

Через некоторое время художник женится на итальянке Марии Кармеле, урожденной Бедини.
«Портрет жены художника». 1889 год, Холст, масло. 63.5 x 52.5 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

735c9b484e2c816.jpg

Бронников обращался и к бытовым сюжетам из жизни современной ему Италии, во многом приближаясь к передвижникам. Таковы его работы: «У часовни» (1858), «Карнавал в Риме» (1860), «Старик-нищий» 1869 год, Холст, масло. 76.2 x 52 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

915c9b4d1c353b4.jpg

«Раздача пищи бедным перед монастырскими воротами» (1873),»Капуцин» 1881 год, Дерево, масло. 40.5 x 28 см, Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко

435c9b4c41b99e5.jpg

Фёдор Бронников был также большим мастером пейзажной живописи В пейзажах художник правдиво и проникновенно передаёт состояние окружающего мира. Они отмечены колористической гармонией и чистотой красок.
«Палермо». Холст, масло. 28 x 41 см. Вольский краеведческий музей

605c9b4408b6f12.jpg

«Пейзаж с развалинами». 1880-е годы, Холст, масло. 36 x 43 см, Брянский областной художественный музей

625c9b451a6306b.jpg

Фёдор Андреевич Бронников был награждён орденом Святой Анны III степени. Он стал командором одного из итальянских орденов. В Академии Художеств в Санкт-Петербурге имел все чины, которые даются только тем, истинные заслуги которых вполне признаны, и потому ему дали не только звание академика, но и профессора, и он даже был избран почётным членом Академии
«Портрет старика», 1874 год, Холст, масло. 61.6 x 46.6 см, Костромской государственный объединенный художественный музей

785c9b4f3cd3187.jpg

Фёдор Андреевич Бронников умер 1 (14) сентября 1902 года в Антиколи-Коррадо, провинция Рим, похоронен на Римском некатолическом кладбище Тестаччо.
«Окончены счеты», Картон, масло. 34 x 48.5 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

585c9b4eb5ef9d1.jpg

Большинство произведений Фёдора Бронникова находится в России, но многие приобретены также любителями из Англии, Америки, Венгрии, Италии и Дании.
«Уборка трупов во время эпидемии». Картон, масло. 21.8 x 33 см, Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

965c9b4db82f67f.jpg

Прожив долгие годы в Италии, Фёдор Андреевич Бронников никогда не забывал своего отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы.
«Путник», 1869 год, Холст, масло. 70 x 57 см, Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко

855c9b4e4030c33.jpg

Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .