Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c6e8c865811f.jpg

Выпуск 315. Бакшеев Василий Николаевич(1862-1958).

Драматичность и тонкий психологизм жанровых сцен, лирические пейзажи в мягких ненавязчивых тонах — все эти милые сердцу особенности реалистической традиции в русской живописи ярко воплотились в творчестве замечательного русского художника Василия Николаевича Бакшеева.
Бакшеев – великолепный мастер письма на свежем воздухе, палитра его светла и воздушна, кисть мастера запечатлевала тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов.Живописи Василия Бакшеева присуще качество, которое очень дорого воспитанному в духе русской культуры человеку, это качество — душевность, задушевность.

Живописную сторону бакшеевских жанровых вещей высоко ценил Репин. «Что за прелесть Вы мне прислали!—писал Илья Ефимович Бакшееву, получив в 1905 году эскиз его картины «За советами» — Гляжу и не нагляжусь. Сколько света, как чудно! Какая симпатичная сцена! А уж писано как! Каждый мазок расцеловать хочется».

53908261_2217383001844177_514473413465604096_n.jpg

Василий Николаевич Бакшеев заслуженно принадлежит к тем выдающимся мастерам советского искусства, которые связывают его с лучшими традициями русской национальной школы живописи.
«Лесной день. Маркваши.» Этюд. 1936 год, Холст, масло, 41,3х51 Государственный Русский музей, С-Петербург

baksheev-33.jpg

Василий Бакшеев родился 12 (24) декабря 1862 года в Москве в в семье дворянина Московской губернии титулярного советника Николая Фёдоровича Бакшеева (1822—1875). Склонность к рисованию проявилась у будущего художника в раннем детстве. Детство Василия Бакшеева прошло в Стафортове.
«Весна», 1904 год, Частное собрание

426112_900.jpg

Старший брат художника был известным архитектором, и именно под его влиянием юный Василий после окончания шестиклассного училища в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.
«Возвращение домой» 1898 год, Холст, масло 41,5х53 Государственная Третьяковская галерея

9L7yq3ClRpI.jpg

Однако, впоследствии увлечение живописью взяло верх, и Бакшеев перевелся на живописное отделение.Стоит отметить, что ему посчастливилось иметь в числе своих преподавателей таких замечательных художников и педагогов, как Е. Сорокин, И. Прянишников, Вл. Маковский, А. Саврасов, В. Поленов.
«К вечеру» 1903 год Картон, масло 14,5х18,9 Химкинская картинная галерея

baksheev-9.jpg

Это были крупнейшие представители старшего поколения передвижников, стремившиеся к правде в искусстве и к народным темам. Особенно много дал Бакшееву Евграф Сорокин, изумительный мастер рисунка и В. Поленов, сумевший передать своему ученику законы живописных отношений, привить особое внимание к цветовым нюансам, к свету и воздуху.
«Великий четверг» 1899 год, Холст, масло 60,5х80 Ульяновский художественный музей

m_LhpLvjaNQ.jpg

Уже первые произведения художника получили высокую оценку самого В.В. Верещагина. Картина «Девушка, кормящая голубей» (1887), показанная на ученической выставке в МУЖВЗ, обратила на себя внимание известного собирателя русской живописи Павла Третьякова и была приобретена им для своей коллекции, а за картину «Возвращение с богомолья», написанную в 1888 году, Бакшееву присваивают звание классного художника и он получает большую серебряную медаль. .
«Девушка, кормящая голубей» 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

12129_big_1387878688.jpg

«Девушка, кормящая голубей» для живописи того времени оказалась очень примечательной картиной. Жанровая тема была выполнена художником на пленере в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области.
В Зайцево он приехал студентом. Там находилось имение его друга Лосева. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника, и он написал её портрет. Эта небольшая картинка, пронизанная светом, и до сих пор сохраняет всю свою поэтическую свежесть.
«В надежде на лучшее», Частное собрание

image5c84b55f2f512.jpg

Работой «Девушка, кормящая голубей» Бакшеев продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в идиллическиом жанре, равно как и картиной «Житейская проза», 1892-1893,в бытовом жанре. Это-одна из наиболее прекрасных реалистических картин нашего искусства конца ХIХ века. Бытовой жанр здесь перерастает в тему большого социального содержания, представленную конфликтом между отцом и дочерью, который воспринимается как конфликт противоречий старого и нового мировоззрения. Картина была очень благосклонно встречена критикой и пользовалась большой популярностью.
«Житейская проза». 1892 — 1893 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва

9q8GO1dAzrY.jpg

В начальную пору творчества Бакшеев показывает себя, по преимуществу, как мастер бытового жанра. Прочно связав свою деятельность и общественную работу с Товариществом передвижных выставок, в члены которого он был избран в 1893 году, Бакшеев выставляет у передвижников все свои основные жанровые вещи. Здесь появляются его картины: «Отверженный», «Перед экзаменами», «За советом»,1892 год, Художественный музей Белоруссии, Минск

image5c84b0a643dc1.jpg

«В часы досуга», «Перед приездом господ», «Житейская проза» Третьяковская галерея, «Возвращение домой», «За советом», «За обедом. Неудачники». 1901 год, Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

45c84af7a7cfc9.jpg

В последующие пять десятилетий темой творчества Василия Бакшеева являлся пейзаж. Еще на конкурсе в Обществе любителей художеств Бакшеев показал пейзаж «Плес на Волге» (Заштатный город ). В это же время им был написан пейзаж «Перед грозой» а несколько позднее «Весенний вечер» и «Осенний лучи», приобретенные Академией художеств. Из ранних пейзажных работ художника волнующее впечатление производит также «Летнее утро».
«Летнее утро», 1891 год, Холст, масло, Якутский республиканский музей изобразительных искусств

baksheev-2.jpg

Практически все произведения данного периода созданы в лучших традициях лирического пейзажа. Среди наиболее известных картин также следует отметить «Иней», написанную в 1900 году. «Иней», 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

65c84ac723bef5.jpg

Из более поздних пейзажей наибольшую известность получили произведения «Поля» (1902), «Перед весной» (1935). Частное собрание

444297.jpg

Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов «Осенние лучи», 1916 год, Государственный Русский музей, С-Петербург.

18115.jpg

В 1891 года Василий Николаевич Бакшеев впервые представил свои произведения на выставке Товарищества передвижников, а с 1896 года вступил в его ряды.
«Вечер с облаками». 1926 год, Холст, масло, 57х72, Государственный Русский музей, С-Петербург

baksheev-23.jpg

Художник вместе со своими коллегами занимался не только творческой деятельностью, но и организационными вопросами, являясь уполномоченным Товарищества по Москве.
«Вечер. Прудик». 1929 ujl. Холст, масло. 47х61. Плёский музей-заповедник

ZIAsCOWDPDM5c84d01568b8a.jpg

В 1913 году Василий Николаевич Бакшеев был удостоен звания академика живописи.
«Зимний пейзаж», 1909 год, Холст, масло. 78 x 100 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина

____1_~15c84b3edce02f.JPG

Из всех времён года Василий Николаевич больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. И лучше всего это отражено в знаменитой картине художника «Голубая весна».
«Голубая весна». 1930 год, Дерево, масло. 44 x 57 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

35c849bab039db.jpg

Внимательно рассматривая картину понимаешь, почему художник дал ей такое название – голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом.
«В начале весны». 1917 год, Холст, масло. 77 x 102 см, Костромской государственный объединенный художественный музей

25c849cae3e659.jpg

Этим же приёмом с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев пользуется и в другой картине – «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.
«Летний вечер». Частное собрание

z2y2zhIAIrw.jpg

В пейзажах Бакшеева жизнь родной природы выражается во внешне-спокойных, но внутренне глубоких и сложных состояниях. У Бакшеева — особая пейзажная мелодия и свои живописные средства для раскрытия образов русской природы.
«Последний снег». 1936 год, Холст, масло, 79х99,5 Государственный Русский музей, С-Петербург

baksheev-34.jpg

Он художник-поэт, лирик пейзажа, передающий нежность природы, ее теплое, легкое дыхание. Бакшеев до тонкости изучил жизнь природы, он знает самые сокровенные пейзажные тайны.
«Последний наряд», Частное собрание

ZIAsCOWDPDM.jpg

После Октябрьской революции Василий Бакшеев работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины. События 1917 года оказали определённое влияние на творчество художника.
«В избе-читальне», 1933 год, Холст, масло, 70,5х106, Севастопольский художественный музей

baksheev-30.jpg

В 1922 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и участвовал в ее выставках. В 1920-х годах им написаны такие картины, как «Восстание в тылу у белой флотилии», «Демонстрация», «Ленин в Разливе», «Накануне 9 января», «Весной, На крыльце»

ceJOn7cjVIE.jpg

С 1932 года Бакшеев член объединения «Искусство — социалистическому строительству». В 1939 году живописец участвовал на выставке «Индустрия социализма», где были экспонированы его картины «Прежде» и «Теперь». В 1940 году Бакшеев написал полотно «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в селе Кашино», отразившее важный эпизод в истории Советской России – электрификацию.
«На окраине города Касимова», 1948 год, Частное собрание

XzQQo1GS2mc.jpg

В 1930-е годы Василий Бакшеев совершил творческую поездку по Советскому Союзу. По итогом этой поездки были написаны так называемые «индустриальные пейзажи — «Новая Алма-Ата» (1934) , «Вольский цементный завод» (1936), » 1934 г. Алма-Ата теперь». Частное собрание

post-168346-0-92907300-1481208680.jpg

В своем творчестве Бакшеев обращался и к теме городского пейзажа, особенно Москвы – картина «Старая уходящая и новая Москва», написанная в 1947 году.

XM9XTksXfo0.jpg

Путешествуя по стране, живописец привозил пейзажи, отражающие специфические черты того или иного края («Вечер на Волге», «Васильсурск» (1930-е), пейзажи деревни, где родился М.И. Калинин — Верхней Троицы).
«Московский дворик». 1935 год. Холст, масло. 65×53. Частное собрание

85c84be026a772.jpg

При всём многообразии творчества Василия Николаевича Бакшеева, нельзя не отметить, что особенно много картин русской природы им было написано в тридцатые годы и начале сороковых.
«Осень приближается». 1943 год, Холст, масло, 80х102,5 Государственный Русский музей, С-Петербург

baksheev-40.jpg

Среди них наибольшей своеобразностью и глубиной проникновенного чувства природы отличаются «Летний вечер», «Первая зелень», «Дорога в лесу» Этюд» 1935 Картон, масло 14,5х18,2 Государственный Русский музей.

18104.jpg

«Летний вечер», «К вечеру», «Летний день», «Пасмурный день», «Лучи заходящего солнца». В этих произведениях художник обобщает типические состояния нашей природы. Очень удаются Бакшееву лесные дорожки и полянки в лесу, березовые рощи, яркая зелень лесной травы. осеннний лес, освещенный ярким, но холодным солнцем.
«Лучи заходящего солнца». 1942 год, Холст, масло. 80 x 101 см, Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского

75c84c1f97dd95.jpg

Значение Василия Николаевича Бакшеева для нашего искусства не ограничивается одной художественной деятельностью. Василий Николаевич является прекрасным и самоотверженным педагогом. В период 1894-1918 годов художник преподавал в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а начиная с 1940 года и практически до самой кончины в 1958 году, Бакшеев преподавал в Московском областном художественном училище памяти 1905 года.
«Ветреный день. Этюд», 1944 год, Холст, масло, 25,4х33,6 Государственный Русский музей, С-Петербург

181045c84cd1eafcae.jpg

Особенно много Василий Бакшеев потрудился, как воспитатель молодых поколений художников, в советское время. Он был профессором Высших государственных художественных мастерских, Института повышения квалификации, преподавал в различных студиях.
«Летний пейзаж. В окрестностях плёса.». 1889 год, Холст / масло, 50 x 36 см, Частное собрание.

item_6130.jpg

В 1943 году Василию Николаевичу Бакшееву была присуждена Сталинская премия. За свою многолетнюю творческую деятельность выдающиеся заслуги в развитии русского изобразительного искусства в 1943 годун был награжден орденом Трудовом Красного Знамени.
«Дорога в лес. Этюд». 1932-1933 годы, Фанера, масло, 13.2х16 Государственная Третьяковская галерея, Москва

baksheev-31.jpg

С 1947 года Бакшеев—Народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР. «Встреча зари после выпускного бала». 1951 год, Холст, масло 54х60 Государственная Третьяковская галерея.

VQIuJZxidqE.jpg

Василий Николаевич Бакшеев умер 28 сентября 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Могила художника Василия Бакшеева на Новодевичьем кладбище Москвы.

____1_~15c84a24ebf430.JPG

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .