Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 310. Петровичев Пётр Иванович(1874-1947).

«Он ясно сознавал, что «настоящее», «истина» в искусстве основаны на мыслях и чувствах художника. И он удивительно умел передать зрителю посредством своего искусства то прекрасное, что жило в нем самом.»
(Бежнар Т.Н.)

Имя Петра Ивановича Петровичева — одного из талантливых русских пейзажистов — никогда не было окружено ореолом славы, но трудно себе представить развитие отечественного пейзажа конца XIX— начала XX века и советской пейзажной живописи 20-х и 30-х годов без творчества этого удивительного художника. Поэтическая взволнованность, одухотворенность, лирическое отражение своеобразия русской природы — вот те качества, которые отличают его пейзажи. Убедительным доказательством популярности живописца является экспонирование его произведений более чем в семидесяти музеях нашей страны и хранение их у многочисленных коллекционеров.
Работы Петровичева всегда находили положительный отклик у В.А.Серова, И.И.Левитана, М.А.Врубеля, В.Е.Маковского, А.Н.Бенуа, Л.В.Туржанского, известного московского литератора В.А.Гиляровского и многих других современников.

YB6hnI1zaL.jpg

Петр Иванович Петровичев родился 6 (19) ноября 1879 года в селе Высоково Угодической волости Ростовского уезда. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в раннем детстве.
Отец, видя несомненный талант сына, поддержал его и отправил учиться в «резную» школу при Ростовском Музее Церковных древностей. В этом музее юноша проработал с 1890 по 1892 год.
«Розы». Холст, масло. 72 x 98.5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

195c6a024fed2e2.jpg

Именно тогда и определилось основное занятие в жизни художника. В период работы в музее Петровичев получает необходимые начальные навыки художественного мастерства. В это время он познакомился с В.В. Верещагиным который и посоветовал начинающему художнику продолжить учёбу в Москве, а позже помог там обустроиться.
«Ясный август». Фанера, масло. 40.5 x 52.5 см, Калужский областной художественный музей

472805c6a01dbd8299.jpg

В 1892 году Пётр Петровичев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С момента открытия пейзажного класса в 1898 году учился у И.И. Левитана, который оказал значительное влияние на формирование мировоззрения юноши, на его творческую манеру, Именно Левитан развеял в уме юноши царившие там легкие заблуждения и вывел его на широкую дорогу живописного мастерства. Левитан стал для него учителем в жизни и учителем в искусстве, теплую память и признательность к которому художник сохранил навсегда.
«При последних лучах» 1894 Холст, масло, 71 x 142 Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых.

550412.jpg

а с 1900 года, после смерти известного пейзажиста — Петровичев продолжил обучение у Валентина Серова. Окончил училище в 1903 году с большой серебряной медалью и званием «классного художника».
«Яблони в мае», Холст, масло. 61.5 x 94 см, Челябинская областная картинная галерея

235c6a0134c2d54.jpg

Ещё будучи студентом училища, Петровичев начинает принимать участие в выставках. В 1899 году он показал свои работы на XIX Периодической выставке Московского общества любителей художеств, которая прошла в здании Исторического музея. Работы художника публика встретила очень благосклонно Это было первым выступлением молодого художника на профессиональной выставке.
«Весенний этюд». холст масло, Частное собрание

79450.jpg

В 1901 году Петровичев показал три пейзажа на XXIV выставке Товарищества передвижников. Его участие было отмечено критикой, а пейзаж «Поздний вечер» был воспроизведен в журнале «Мир искусства».
«Цветущие вишни». 1919 год, Холст, масло. 55 x 82 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

215c6a00ad4dfbb.jpg

В 1902 году Петровичев принял участие в петербургской выставке журнала «Мир искусства» с 7-ю живописными произведениями, одно из которых — пейзаж «После дождя» — был приобретен в галерею П.М. и С.М. Третьяковых.

42713527802_46e20a45c0_b.jpg

Начиная с 1904 года Пётр Иванович Петровичев становится постоянным участником выставок «Союза русских художников», членом которого он становится в 1910 году.
«Ночь». 1910 год, Картон, гуашь 22,5 х 47,5 Рязанский областной художественный музей, Рязань

15c69e2e85de97.jpg

В феврале 1906 г. на годичном общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок 19-ю голосами из 25 выбран в члены Товарищества.
«Березы». 1907 год, Холст, масло. 78 x 60 см, Челябинская областная картинная галерея

45c69eca894fe6.jpg

В этом же году принял участие в организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства в Париже. Парижская газета писала: «Коровин, Петровичев, Рерих, Юон — пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью».
«Вид на храм Христа Спасителя из Нескучного сада». 1922 год, Холст, масло. 50 x 78.5 см, Частное собрание

75c69fa8d63099.jpg

В 1910 году Пётр Иванович Петровичев принимает участие в XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (в Москве и Петербурге) и в VII выставке картин «Союза русских художников». Впервые большая часть экспонированных полотен была посвящена Ростову.
«Ростов зимой», 1910 год, Картон, темпера, гуашь. 70 x 98.5 см Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

205c69ed807e689.jpg

В 1911 году архитектурные пейзажи и интерьеры Петра Петровичева были приобретены в галерею П.М. и С.М. Третьяковых, музей Александра III и музей Академии художеств.
«Ураново. Интерьер», Государственный Русский музей, С-Петербург

125c69eec82d435.jpg

«Интерьерный пейзаж». Музей Академии художеств

40139.jpg

«Интерьернфй пейзаж», 1909 год, Государственный Русский музей

40141.jpg

В 1917 году состоялась первая персональная выставка Петровичева, которая экспонировалась с 7 октября по 5 ноября в Художественном салоне на Большой Дмитровке, там, где регулярно проходили выставки «Союза русских художников». «Петровичев подводит итоги двум десятилетиям работы и собрал сейчас свыше двухсот пятидесяти картин.
«Ростовский кремль», 1919 год, Картон, масло. 15*44

255c69f4d517b0c.jpg

В 1924 году на выставке русского искусства в Нью-Йорке были представлены одиннадцать работ Петра Петровичева, а картина «Ростов Великий. Осень» воспроизведена в каталоге выставки.

P1249.jpg

В 1927-1928 годах Пётр Петровичев участвует в организации нового общества «Объединение художников-реалистов» (ОХР), на выставке которого демонстрирует свои работы.
«Река осенью». Холст, Масло, 1926 год, Частное собрание

25c69f6f467d79.jpg

В 1936 году он принял участие в первой выставке художников-пейзажистов, организованной в Москве, где экспонировал 15 живописных работ.
«Цветущий сад», 1937 год, Мемориальный музей-усадьба Ярошенко

272317.jpg

Круг своих живописных интересов Петровичев определял так: «Меня всё время увлекала русская старина — древние памятники зодчества, знакомые с далёкого детства. Я многократно бывал в великих русских городах — Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Суздале, Новгороде Великом, Владимире, писал там свои этюды. Позже они стали материалом для картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал всю свою творческую жизнь».
«Ипатьевский монастырь близ Костромы». 1912 год, Холст, масло. 35.5 x 89 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина

85c69fb6379bcf.jpg

В 1937-1943 годах художник преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В годы войны принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
«Дачи», Частное собрание

47280.jpg

В 1944 году Петру Петровичеву исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем художника сотрудники Государственной Третьяковской галереи обратились к нему со словами приветствия. Правление Московского Союза советских художников также отметило эту дату адресом, подписанном С.В. Герасимовым.
«Вид Москвы с Воробьевых гор». 1936 год, Фанера, масло. 46.5 x 70 см, Таганрогская картинная галерея

35c69f8878df0f.jpg

24 апреля в Центральном Доме работников искусств была открыта персональная выставка Петровичева, на которой экспонировалось 147 работ.
«Провинция. Плес на Волге». 1914 год, Холст, масло. 49.5 x 86.2 см, Государственная Третьяковская галерея

175c69fff2dc2d4.jpg

В мае 1944 года состоялся вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности.
«В Петровском парке». 1922 год, Холст, масло, Новокузнецкий художественный музей

55c69f917900cf.jpg

Произведения Петра Ивановича Петровичева проникнуты утверждением поэтической красоты родной природы и допетровской архитектуры; широкая манера письма плотными пастозными мазками и несколько приглушённая «сумеречная» цветовая гамма придают его пейзажам некоторую суровость
«Весенний пейзаж». 1911 год, Картон, масло. 46 x 70 см, Частное собрание

65c69f9f6301ae.jpg

Петровичев не только оставил большое наследие как живописец, он был вдумчивым, очень тактичным педагогом, пользовался среди своих учеников особым уважением. Художественная молодежь видела в нем носителя живых традиций русского искусства конца XIX—начала XX века.
«Купола Троице-Сергиевой лавры». Не позднее 1917 год, Холст, масло. 62 x 79 см, Дальневосточный художественный музей

95c69fc5cb21df.jpg

Петровичей был участником выставок Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, «Мира искусства» и других объединений этой бурной и противоречивой эпохи.
«Монастырь». Картон, масло. 20.5 x 28.5 см, Национальная галерея республики Коми

105c69fce6ee136.jpg

Он общался со многими крупнейшими русскими художниками: И.Е.Репиным, В.И.Суриковым, В.А.Серовым, И.И.Левитаном, А.М.Васнецовым, А.Е.Архиповым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, К.А. и С.А.Коровиными, С.В.Ивановым, Н.А.Касаткиным; неоднократно встречался с А.Н.Бенуа, К.А.Сомовым, С.Л.Дягилевым, Ф.А.Малявиным, Б.М.Кустодиевым, был постоянным членом шмаровинских «сред».
«Московкий Кремль». 1926 год, Дерево, масло. 41.6 x 60.7 см, Государственный Русский музей

115c69fdfadfd85.jpg

Петровичев прожил большую, трудную и интересную жизнь. Одной из важных отличительных особенностей художника была необычайная работоспособность и творческая плодовитость.
«Осень». 1904 год, Холст, масло. 98 x 187 см, Национальная галерея республики Коми

135c69fea509e60.jpg

Он не любил сидеть на месте, много ездил по стране и каждый раз, возвращаясь домой, привозил много этюдов и уже завершенных пейзажей. Неизменно любимой и близкой его сердцу была природа средней полосы России.
«При последних лучах». 1919 год, Холст, масло. 56 x 96 см, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина

155c69ff13c93d3.jpg

Пётр Иванович Петровичев скончался 4 января 1947 года в Москве, и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Могила Петровичева на Ваганьковском кладбище»

Grave1.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .