Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 295. Остроухов Илья Семенович (1858-1929).

Природа так щедро и разносторонне одарила И. С. Остроухова, что живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни. Тем не менее он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. Современники даже одно время (в конце 1880-х — начале 1890-х гг.) возлагали на него большие надежды, чем на И. И. Левитана.

5432_foto_1_03.jpg

Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями.
Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны, и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские.
«Портрет И.С.Остроухова кисти В.Сурикова»

artist.jpg

В тринадцать лет Остроухов был отдан в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс. После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А.И.Мамонтова. Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Очерки понравились, понравился и юный автор. С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой. Через А.И.Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С.И.Мамонтова. Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить.
«Гортензии», 1902 год, частное собрание

ostrouhov_07.jpg

В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей, их создающих. В имении Мамонтова Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых — целая эпоха в русском искусстве: Репин и Поленов, Левитан и Васнецов‚ Врубель и Нестеров.
«Последний снег», 1891 год, Холст, масло. 17.5 x 23 см, Одесский художественный музей

115c2415f80853b.jpg

Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства.
«Ранняя весна», 1910 год, Холст, масло. 31.5 x 51.5 см ,Харьковский художественный музей

135c24111ad132b.jpg

Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Ему исполнился тогда двадцать один год, и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. «Аллея», Холст, масло, Частное собрание

95c2410a32d65c.jpg

Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Первым его учителем был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Каково было его изумление, когда он увидел, что ученик грамотно выполнил копию, разобрался в технике живописи. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Под его руководством Остроухов скопировал и пейзаж любимого им Поленова, который он выбрал сам в мастерской художника. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. «Ранней весной», 1887 год, Холст, масло. 35.5 x 45.3 см, Государственная Третьяковская галерея

125c24103ca3646.jpg

Также Остроухов руководствовался рекомендациями И.И. Шишкина, И.Е. Репина. Чтобы овладеть мастерством художника, он в начале восьмидесятых отправляется в Санкт-Петербург, где берет уроки у П.П. Чистякова.

9ostrouhov1.jpg

Павел Петрович Чистяков учил своих учеников понимать и решать чисто пластические и живописные задачи построения художественного произведения, разбираться в законах композиции, цветового решения картины, что было чрезвычайно полезно для молодых художников. Школа Чистякова была для Остроухова важнее учебы в Академии художеств, в которую он пытался было поступить. Остроухов прожил в Петербурге две зимы, что свидетельствовало о признании Павлом Петровичем его таланта: учиться у этого педагога могли только трудолюбивые и одаренные ученики.

Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
«Речка в полдень (Купавы на пруду)», 1892 г. Холст, масло. 65.5 x 104.5 см., Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия

3ostrouhov.jpg

В этой связи нельзя не упомянуть еще об одном учителе Остроухова, художнике Василие Дмитриевиче Поленове. Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. было подлинным откровением. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.
«В Абрамцевском парке» Частное собрание.

2ostrouhov.jpg

Большую роль в становлении Остроухова как художника сыграл кружок в Абрамцево, где собирались люди, интересующиеся культурой. Остроухов, живя летом в Абрамцеве, писал с натуры так упорно и много, что это стало даже предметом шуток у Мамонтовых и их друзей. В 1887 году. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Молодой живописец был замечен критиками.
«Последний снег. Абрамцево» (1887 год.), Частное собрание

85c2176f0444e1.jpg

Известность приходит к художнику уже в середине восьмидесятых. Он работает в духе Левитана над «пейзажами настроения». Появляются картины «Первая зелень»,1887-88 гг. Холст, масло 71 х 105 см.. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

6ostrouhov.jpg

и «Золотая осень», 1887 г. Холст, масло. 48.2 x 66.3 см. ,Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

7ostrouhov.jpg

От работ Левитана эти полотна отличались тем, что на них отсутствовало левитановское ощущение драматизма бытия. Здесь присутствовала красота жизни, но без меланхолии.

1880-е гг. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране, изучением творчества старых мастеров. Пожалуй, наиболее важным для Остроухова-живописца было путешествие в Италию в 1887 г. с художником В.А.Серовым и братьями М.А. и Ю.А.Мамонтовыми (сыновьями А.И.Мамонтова). «Мальчики-итальянцы» (1888 год.), Частное собрание

1367499535_1888-malchiki-italyancy.jpg

Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы — все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться. И Серов, и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. «Площадь св.Марка в Венеции» (1887 год.)

1367499593_1887-ploschad-sv_marka-v-venecii.jpg

В этюде «Улица в Берлине. Дождь» Остроухов как бы вновь окунулся в волнующую атмосферу заграничного путешествия и создал пейзаж необычайно живописный, решенный в тончайшей коричневато-серой гамме. Но в сравнении с лучшим венецианским этюдом «Площадь св. Марка» «Улица в Берлине. Дождь» кажется более зрелой, законченной. Художник пишет улицу, глядя на нее сверху, динамизм жизни города подчеркивается резким диагональным построением пространства, стиснутого огромными тяжелыми массами домов. «Улица в Берлине. Дождь» (1889 год.) Частное собрание.

1367499776_1889-ulica-v-berline_-dozhd.jpg

Настоящим триумфом Остроухова стала картина «Сиверко», написанная в 1890 году. Она представляет собой панорамный пейзаж. Эта работа отличается повышенной степенью обобщенности, в ней выражается вся та гамма чувств, которые волнуют человека при взаимодействии с природой. На картине Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Полотно приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков, назвав картину «Сиверко» лучшей в ряде пейзажей галереи.
«Сиверко», 1890 г. Холст, масло. 85 х 119 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

1sm5c240acb213cb.jpg

К несчастью, эта картина так и осталась единственным полотном Остроухова, которое имело большой успех. Остроухов как бы все сказал этим полотном. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. и уникальная подборка древнерусских икон.
«Ландшафтный пейзаж» 1885 год. Холст, масло.

17ostrouhov.jpg

Остроухов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, ему было присвоено звание академика петербургской Академии художеств.
«Ранняя весна» 1891 г. Холст, масло. 61 х 49 см., Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия

1ostrouhov.jpg

К началу Октябрьской революции 1917 года Остроухов владел огромным собранием древнерусских икон, замечательных картин русских художников XVIII-XIX веков.
«Осень», Частное собрание

46958459_polenov.jpg

Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». В 1918 году его частный музей был национализирован, а Остроухов назначен пожизненным хранителем своей коллекции. С 1920 года это собрание стало носить название — Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
«Уральский пейзаж» 1909 г. Холст, масло. 97 x 67 см. Частное собрание

16ostrouhov.jpg

Илья Семёнович Остроухов скончался 8 июля 1929 года в Москве и был похоронен на Даниловском кладбище. После смерти хранителя музей был расформирован, а его картины разошлись по различным художественным музеям, многие бесследно исчезли. Значительная часть коллекции икон Остроухова была отправлена в отдел древнерусского искусства Третьяковской галереи. В настоящее время в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположен музей «Русская литература XX века»
Пейзаж с водой. 1906 год, Холст, масло. 32 x 43 см, Закарпатский художественный музей им. Иосифа Бокшая, Ужгород, Украина

22419.jpg

Несмотря на небольшое количество работ, написанных художником, он вошел в историю русской живописи как создатель особых образов русской природы.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .