Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 293. Тимофей Андреевич Нефф (1804-1876).

В истории русского искусства Тимофей Андреевич Нефф фигура мифическая: он был придворным художником Николая I, его имя было известно всем и произносилось рядом с именем Карла Брюллова; вместе с тем, забыт он был так быстро, что сегодня о нем редко вспоминают даже специалисты. В истории русского искусства его отсутствия не замечают, к большому сожалению, до сих пор.
А между тем мало кто знает, что Тимофей Андреевич участвовал в оформлении Исаакиевского собора в Петербурге.
Им были исполнены 14 икон в главном иконостасе и большой образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с внутренней стороны. Написал он также образа для иконостасов Готической капеллы в петергофской Александрии, малой церкви Зимнего дворца и церкви, образ для московского храма Христа Спасителя.

Свои высшие официальные звания Тимофей Андреевич Нефф получил именно за росписи малой церкви Зимнего дворца (звание академика) и иконостаса Исаакиевского собора (профессора Академии) в Петербурге. Это ли не свидетельство высокого мастерства живописца, получившего образование у частных учителей и занятий в одной из студий Дрездена.

8d95e1b7f966373656be6213a4d7899c.jpg

Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) — таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа — родился 2 октября 1804 года в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Жизнь Неффа с детских лет складывалась непросто, но все же судьба к нему благоволила. «Молодая девушка с розой в волосах», 1831 год, частное собрание

22b1c50749d3f92cf3bc82734b0cffa1.jpg

Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. После своего рождения мальчик был брошен матерью на попечение одного из бывших возлюбленных, эстляндского барона Генриха фон Мантейффейля. Благородному человеку волей-неволей пришлось стать мальчику приемным отцом. Заметив интерес ребенка к рисованию, он дал мальчику хорошее образование. Тимолеон на уроках живописи с ранних лет демонстрировал блестящие способности. «Юная девушка». 1826 год, Частное собрание

155c1af312a4a61.jpg

Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. Несмотря на то, что учитель был пейзажистом, а ученик предпочитал писать портреты, успешному обучению это не мешало. Портрет герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, Частное собрание

b34d6a455dd14bb21673341db02a334d.jpg

В 1824 году юноша поступил в Дрезденский университет и менее чем за год прошел трехлетний курс обучения. По окончании обучения в Германии Нефф совершил поездку в Италию(Рим), где изучал произведения Рафаэля, Тициана, Микеланджело и других великих мастеров. «Портрет Великой княгини Екатерины Михайловны». 1850 год, Частное собрание

195c1af17e5a18e.jpg

В Риме художник приобрел высокую покровительницу в лице великой княгини Елены Павловны, по совету которой приехал в 1826 году в Петербург, где вскоре приобрел большую известность своими портретами и другими работами.
«Портрет юной дамы». 1829 год, Частное собрание.

185c1af1133bce0.jpg

Император Николай I заказал ему портрет своих дочерей и остался так доволен работой, что сделал Неффа придворным живописцем. «Портрет великих княжон Ольги и Марии, дочерей императора Николая Павловича»1838 год, Холст, масло. 133 x 103 см, Государственный Русский музей

neff_105c1ae8bb3126d.jpg

Кроме создания портретов членов императорского семейства в обязанности художника входило давать уроки рисования царским детям. Великая княжна Ольга Николаевна вспоминала, что в перерывах между занятиями он любил рассказывать «трогательные и несуразные истории». «В восточном гареме», Частное собрание

225c1af0920e703.jpg

Первым крупным заказом религиозного характера для Неффа стало оформление капеллы в Александрии в Петергофе. За эту работу он получил пожизненный пенсион и был премирован поездкой в Рим, где изучал творчество Рафаэля. По возвращении в Петербург в 1837 году Неффу было предложено заняться оформлением церкви Зимнего дворца, пострадавшей при пожаре. Император высоко оценил работу Неффа. «Купальщица», 1844 год, Холст, масло. 123.4 x 97.5 см, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород.

115c1aeff461236.jpg

Вскоре Неффу было предложено принять участие в оформлении Исаакиевского собора в столице империи. Он выполнил более 20 полотен большого формата, которые позже были переведены в мозаики (но живописные оригиналы сохранились в фонде музея), образа для иконостаса и Царских врат и стенные росписи в нишах пилонов. «Воздвижение креста»,
Холст, масло, Государственный Русский музей

95c1aee3bd145f.jpg

В 1839 году за живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе за весьма удачный образ «Тайной Вечери», Карл Тимолеон Нефф получил звание академика,а 19 апреля 1844 года за выдающиеся художественные успехи Нефф получает потомственное дворянство. Примерно в то же время он принимает православие и начинает именоваться на русский манер Тимофеем Андреевичем. «Две девушки в гроте». Частное собрание

215c1aede14b865.jpg

Откуда взялось такое отчество, точно не известно, но в российских каталогах он пишется именно так.
За исполнение образов в Исаакиевском соборе Нефф в 1849 году был возведен в профессорское звание. С 1855 года Нефф занимался преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств.
«Портрет детей Олсуфьевых», 1842 год, Холст, масло. 67 x 58 см, Козьмодемъянский художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева

neff_075c1aec518f6b5.jpg

С 1864 года Тимофей Андреевич Нефф, после почти десятилетнего преподавания в Академии, был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа.Помимо прочего, в круг его обязанностей входило реставрирование картин из эрмитажного собрания и роспись стен в царских покоях. «Мечтание», 1840-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва

neff_02.jpg

В преклонном возрасте, семидесятилетним старцем Нефф приступает к работе над созданием образов для Храма Христа Спасителя в Москве. Мраморный иконостас Храма был украшен 31 образом, созданным Неффом.
Федор Клагес. «Внутренний вид Храма Христа Спасителя в Москве» Мраморный иконостас Храма (в виде часовни) украшен работами Т.А. фон Неффа

102175_900.jpg

Росписи Храма Христа Спасителя оказались своеобразным полем битвы между представителями разных художественных течений. Назрел конфликт между художниками реалистической школы, называвших себя передвижниками «Товарищество передвижных художественных выставок» было организовано в 1870 году), и сторонниками старой академической школы, считавшими, что темы живописи должны быть высокими, а техника — восходящей к классическим образцам. «Две эстонские девушки», 1842 год, масло, холст, Государственный Русский музей, С-Петербург

70380_big_1413373422.jpg

Нефф, как ведущий «академист», более того — придворный живописец, воспринимался передвижниками как враг. И это оставило след в художественных изданиях. К примеру, внучка Сурикова Наталья Кончаловская в книге «Дар бесценный» так рассказывала о сути конфликта: «Сурикову, воспитанному на прекрасных образцах петербургского зодчества, не нравилась ни архитектура Храма, ни роспись, которую выполняли все те же академики: Нефф, Вениг, Шамшин. Она казалась ему пресной, мертвой, лишенной всякого воображения». «Статс-дама и благотворительница Татьяна Борисовна Потемкина», 1845 год.

neff_08.jpg

Талант художника Неффа ярче всего проявился в портретах, особенно женских, грациозных по постановке фигур и гармоничных по цветовой гамме, хотя и не всегда похожих вследствие стремления автора приукрасить образ портретируемых. «Портрет великой княжны Марии Николаевны», 1846 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

neff_09.jpg

В портретной живописи наиболее удачные работы Неффа: портреты императрицы Александры Федоровны, великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны, Екатерины Михаиловны и Елены Павловны, статс-дамы Татьяны Борисовны Потемкиной, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, баронессы Штакельберг, баронессы Ливен, сенатора Капгера и портрет Полины Виардо-Гарсиа, 1842 год, Частное собрание

neff_06.jpg

Из живописных произведений художника в области религиозной тематики наиболее удачными могут считаться: образа в нижнем ярусе главного иконостаса в Исаакиевском соборе, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа «Святой Исаакий Далматский»), «Воздвижение Креста» и «Спаситель во гробе», две иконы, вставленные в пилястры того же храма; «Ангел смерти», «Ангел молитвы» и «Вознесение Господне», запрестольный образ в церкви имения господина Головнина в Рязанской губернии. «Портрет Александры Фёдоровны».
Холст, масло.Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

v7MGmqryNCU.jpg

Тимофей Андреевич Нефф скончался 24 декабря 1876 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Картины художника хранятся в дворцах императорского дома Романовых, в Русском музее, Третьяковской галерее, а также в частных собраниях и музейных коллекциях городов России. «Неаполитанский пастушок на берегу моря, освещенный восходящим солнцем», 1841 год, Холст, масло 75 х 54,9 Государственная Третьяковская галерея
Москва

1CA8XUA5L.jpg

В Кафедральном соборе Святого Николая в Хельсинки алтарный образ кисти Неффа является главным и практически единственным живописным украшением строгого интерьера. Алтарь Кафедрального собора Святого Николая в Хельсинки

103373_900.jpg

Эстонцы очень гордятся творчеством этого художника, устраивая периодически его выставки и называют его немцем балтийского происхождения. Но только вот отчего-то почти забыли о его усадьбе и доме на мызе Мууга, где художник в 1860 — 1870 годах построил свой дом, работал и собирал коллецию живописи западно-европейских мастеров. «Портрет Великой княжны Марии Николаевны в виде ангела со свечой и кадилом» Холст, масло. 162 x 132 см
Национальный музей Грузии

3CA9BCDCW.jpg

После смерти Карла Тимолеона наследником мызы Мууга стал Генрих Гастон фон Нефф, продолживший начатое отцом дело по созданию в усадьбе музея. Потом усадьба перешла в руки внука императорского художника Тимолеона Карла фон Неффа, а последним владельцем был правнук — Генрих Нефф. Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы.»Купальщица», Холст, масло. 190 x 126 см, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

45c1ae5484e447.jpg

Но 3 мая 1940 года все планы были перечеркнуты пистолетным выстрелом: Генрих Нефф был убит. Коллекция поместья осталась без хозяина, и все оставшиеся в ней бесценные экземпляры только в 1946-48 годах были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллине. А в господский дом Мууга, построенный с любовью великим художником, переехала местная школа, основанная в 1796 и ютившаяся в не подходящем для учебного заведения помещении. Школа находится там до сегодняшнего дня… «Женщина с кувшином» 1855 год, Государственный Русский музей

105c1ae722cd419.jpg

Тимофей Андреевич Нефф нашел свой последний приют на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге (хотя нигде в справочниках по некрополям Петербурга подобного упоминания нет), а его прекрасные картины можно увидеть в Эрмитаже, в музеях Эстонии, Лондона и в старинных дворянских усадьбах. «Юная мать», 1843 год.

205c1ae65162ea7.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .