Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 292. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830).

Сильвестр Щедрин не просто великолепный художник. Это человек, привнесший новый взгляд в русское пейзажное искусство, впервые обратившись к пленэру, – хотя традиционно считается, что к пленэру, т. е. искусству изображать пейзаж при естественном свете и в естественных условиях, русские живописцы обращаются лишь во второй половине XIX века.
В его творчестве получили своеобразное преломление идеи романтизма, владевшие умами лучших представителей русского общества пушкинской эпохи, в стремлении воплотить в своих произведениях «дум высокое стремленье».

Он сумел совершенно удивительным образом завершить собой определенный период в искусстве пейзажа и вместе с тем открыть новые горизонты, позволяя существенно расширить художественное видение мира. Своим искусством Сильвестр Щедрин помог заглянуть в вечные «тайны природы», он гармонично сочетал в своих произведениях идеальную красоту с достоверностью жизнью. Стремление как можно глубже передать характер натуры – вот что для Щедрина было главным.

vJzv1C-Xd8g.jpg

Сильвестр Щедрин родился в городе Санкт-Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Отец — Феодосий Фёдорович Щедрин — известный скульптор, ректор Академии художеств, профессор класса скульптуры. Дядя — известный в XVIII столетии пейзажист — Семён Фёдорович Щедрин.»Вид Сорренто близ Неаполя»,1825 год, Холст, масло 44 х 62,5, Тверская областная картинная галерея,Тверь

115c17eb96a9f7a.jpg

Сильвестр Щедрин с детства был определен в Воспитательное училище при Академии художеств. Мальчик блестяще учился пейзажной живописи, в Академии был учеником своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а затем обучался живописи в классе Михаила Матвеевича Иванова. «Водопад в Тиволи близ Рима»,1823 год, Холст, масло 60 х 47
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

85c17eb235dffa.jpg

Влияние Академии художеств на Сильвестра Щедрина было настолько велико, что вне этого мира он не видел ничего. Он был уже юношей, когда Россию потрясли события, полностью изменившие жизнь страны. Но ни события 1812 года, ни заграничные походы русской армии, ни восстание декабристов не нашли никакого отражения в его творчестве.
«Вид в окрестностях Неаполя», Холст, масло. 37.7 x 53.5 см, Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

275c17e9a692599.jpg

Гораздо более важным событием в жизни Сильвестра Щедрина стала стажировка в Италии. Эта страна полностью изменила его как художника. Обучаясь в Академии художеств, он бесконечно копировал итальянские пейзажи и представлял себе эту страну как набор музейных картин. «Терраса в Поццуоли». 1828 год, Холст, масло 42,6 х 60,2
Государственная Третьяковская галерея,Москва

shedrin_silvestr_055c17e93edddec.jpg

Окончил академический курс в 1812 году с большой золотой медалью, полученной за картину, написанную по академической программе «Приморский город, или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота» (другое название картины — «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге» Холст, масло 77,5х11,5 Государственная Третьяковская галерея)

130359281_5229398_default_66_.jpg

и правом пенсионерской поездки в Италию. По политическим обстоятельствам (в связи с наполеоновским вторжением 1812 года и последующей войной), художник смог выехать в Италию только в 1818 году. «Итальянский пейзаж. Капри»

130359291_5229398_default_60_.jpg

Когда он увидел живую Италию, с ее веселыми, темпераментными жителями, залитыми солнцем улицами, с цветущими апельсиновыми деревьями, он навсегда влюбился в этот край, который разительно отличался от России и особенно от Санкт-Петербурга. Он сразу полюбил Рим, и его первые итальянские пейзажи – это виды Колизея и античные руины Вечного города. «Итальянский пейзаж» 1819 год Холст, масло 62х80 Национальный Художественный музей, Рига

012a.jpg

Приехавший в Рим в 1819 году великий князь Михаил Павлович, младший сын императора Павла I, дает Сильвестру Щедрину задание написать виды Неаполя. Художник пишет об этом: «Его Императорское Высочество Великий князь Михаил Павлович на обратном пути из Неаполя через Рим проезде приказал мне отправиться в Неаполь и сделать там водяными красками с натуры два вида». «Набережная Санта Лючия в Неаполе». 1820-е. Частное собрание

shedrin_silvestr_055c17e13585d86.jpg

После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь.
«Набережная Мерджеллина в Неаполе». Частное собрание

130359286_5229398_default_73_.jpg

Первоначально поселившись у поэта Константина Батюшкова, Сильвестр Щедрин буквально влюбился в Неаполь и его окрестности, он писал неаполитанскую природу непосредственно на натуре, все более и более обращаясь от свойственной русским пейзажистам того периода манерности к прямой, верной и прочувствованной передаче действительности, в особенности эффектов моря и воздуха при солнечном и лунном освещении. «Скалы Малой гавани на острове Капри». Частное собрание

130359293_5229398_default_78_.jpg

Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь возможно живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов. «Большая гавань на острове Капри»

130359294_5229398_default_76_.jpg

Своими картинами, полными поэтического настроения, с отлично нарисованными фигурами, Щедрин приобрел большую известность не только у своих соотечественников, но и у иностранцев, даже пресыщенные итальянцы желали приобрести пейзажи русского живописца. «Пейзаж с Водопадом».1922 год, частное собрание

130359295_5229398_default_52_.jpg

Из многочисленных произведений этого художника особенного внимания заслуживают: Колизей, 1819 год, Госудпрственная Третьяковская галерея, Москва.

shedrin_silvestr_02.jpg

«Вид Амальфи близ Неаполя», «Водопад в Тиволи близ Рима» 1823 год, Государственный Русский музей,

shedrin_silvestr_04.jpg

«На набережной Ривьера ди Кьяйя в Неаполе», 1819 год, Государственная Третьяковская галерея

shedrin_silvestr_03.jpg

«Терраса на берегу моря в Капуччини близ Сорренто», «Вид Колизея в Риме», 1822 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

shedrin_silvestr_05.jpg

и «Вид на мост и на Замок святого Ангела из Трастевере в Риме», «Малая гавань в Сорренто близ Неаполя»

130359301_5229398_default_64_.jpg

«Грот Матроманио на Капри» Государственная Третьяковская галерея, Москва.

130359288_5229398_default_51_.jpg

«Большая гавань на острове Капри»,»Новый Рим. Замок Святого Ангела». 1823 год, Холст, масло, 47х60, Государственный Русский музей

0181.jpg

Срок пенсионерства истек в 1823 году, но Щедрин рискнул остаться в Италии еще на некоторое время — уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять. «Озеро Альбано в окрестностях Рима», 1825 год

130359297_5229398_default_53_.jpg

Летом 1825 года художник переезжает из Рима в Неаполь, хотя срок его «пансионерской поездки» уже закончился и он должен был вернуться в Россию. Часто задают вопрос: почему Сильвестр Щедрин так и не вернулся на родину? Насколько можно судить по его письмам, это не было связано с политикой. «Грот в Сорренто». 1826 год

130359299_5229398_default_74_.jpg

Во-первых, причиной послужили проблемы со здоровьем. Еще во время его первого пребывания в Неаполе (1819–1821) появились первые признаки болезни печени, которая, по-видимому, стала причиной преждевременной смерти художника. А во-вторых, у него уже были обязательства перед заказчиками в Италии. Но самой главной причиной, видимо, было то, что он просто не мог разлучиться с Италией. «В Сорренто». 1922 год. Частное собрание.

130359302_5229398_default_67_.jpg

Щедрин часто говорил, что для пейзажного живописца нет ничего лучше этой страны. Он обожал Сорренто (город в тогдашнем Королевстве Обеих Сицилий), и целая серия его работ посвящена маленьким гаваням этого города. Сорренто – особенное место для Сильвестра Щедрина. В видах этого города он черпал вдохновение для написания утренних, дневных и вечерних пейзажей. «Веранда, обвитая виноградом». 1828 год

130359314_5229398_default_70_.jpg

У каждого человека есть место, которое захватывает и околдовывает. Для Сильвестра Щедрина таким местом был Сорренто.»Веранда в Сорренто», Частное собрание

130359298_5229398_default_55_.jpg

В Неаполе Щедрин главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые — писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. «Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо». 1829 год

130359309_5229398_default_59_.jpg

Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра «Вид в окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. Вечер», конец 1820-х. Частное собрание;

130359305_5229398_default_77_.jpg

«Лунная ночь в Неаполе», 1828-29 годы

130359283_5229398_default_50_.jpg

Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно — тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще.Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей но никто не смог помочь. «Старый Рим». 1824 год, Частное собрание

130359307_5229398_default_72_.jpg

В 1829 году Щедрин совершил путешествие по Северной Италии и Швейцарии, сопровождая княгиню Елену Михайловну Голицыну (1776–1855) и ее подругу графиню Екатерину Артемьевну Воронцову. Эти две женщины, покровительствовавшие Сильвестру Щедрину, запечатлены на рисунке Александра Павловича Брюллова «Портрет графини Воронцовой Е.А. и княжны Голицыной Е.М.».

0_e074b_d9494973_XXL.jpg

В ходе поездки Щедрин осматривал достопримечательности Генуи, Пизы и Турина. Зиму 1830 года художник провел в Риме. Там он нарисовал одну из своих последних картин: «Интерьер дома князей Голицыных в Риме» (1830).

130359313_5229398_default_69_.jpg

Щедрин Сильвестр Феодосиевич умер в 1830 году в неполные сорок лет от тяжелой болезни,и был похоронен в Сорренто в иезуитской церкви Св. Людовика. Впоследствии прах Щедрина перенесли в усыпальницу на городском кладбище Сорренто.
«Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто». 1827 год, Частное собрание

130359303_5229398_default_68_.jpg

Надгробный памятник на могиле Сильвестра Щедрина изваяли Петр Андреевич Ставассер и Антон Андреевич Иванов по проекту близкого друга художника – Самуила Ивановича Гальберга; он был отлит из бронзы знаменитым петербургским скульптором Петром Клодтом по личному распоряжению императора Николая I. В Государственном Русском музее имеется картина Петра Кончаловского «Сорренто. Могила Сильвестра Щедрина» (1924).

1924__8971-vi.jpg

После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина.
«Ночь в Неаполе». 1828 год, Холст, масло. 18 x 28 см, Харьковский художественный музей

315c17ea724f8b1.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .