Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 290. Маковский Константин Егорович(1839-1915).

Константин Егорович Маковский прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он рано определился в выборе своего пути, решительно и успешно сделал карьеру, женился на самой очаровательной женщине Петербурга, был обласкан императором и царской семьёй. Он действительно имел все основания утверждать: «…жизнь так красива, когда её берешь полной горстью!». Одни завидовали его таланту, известности на художественном поприще, богатству и славе, называя его «баловнем судьбы». Другие считали «вероотступником», который изменил демократическим идеалам передвижников, возвратившись к академической традиции, «зарыл свой талант в землю», потакая вкусам привилегированных слоёв.
«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству,» – честно ответил всем обвинителям профессор живописи Константин Егорович Маковский, заканчивая в 1910 году свою краткую автобиографию,написанную к 50-летию творческой деятельности.

Konstantin-Egorovich-Makovskij.jpg

Константин Егорович Маковский родился 2 июля (20 июня) 1839 года в Москве, в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества.Старший брат художника Маковского Владимира Егоровича. «В мастерской художника (Маленький вор)»
1881, 212.4×155 см • Масло, Холст. Государственная Третьяковская галерея, Москва

artchiveru_4527543_29456366.jpg

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова. «Русалки», 1879, Государственный Русский музей

makovsky_konstantin_rusalki.jpg

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1862 году был награжден малой золотой медалью за картину «Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова»,Холст, масло. 148 x 112 см, Государственная Третьяковская галерея. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали.

335c0e47349317e.jpg

В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом. Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни «Селёдочница» (1867) .

5hmRArB1PMVpkLTkNYmm0_v9sAS5Ehy5VUkH2pTdNjZkP6FE5WbWY2m5KM1DU3A8YM2meDaoXJ5Uhbn_NHtgWwpn49n5JikPL7gzgUG0jEE.jpg

и «Вдовушка», 1865, Холст, масло. 78 x 54.5 см, Государственный Русский музей

405c0e4fa788df8.jpg

В 1867 году за картины «Бедные дети» и «Селедочница», а также за три портрета (генерала Кауфмана, генерала Рокасовского и госпожи Ворониной) Маковский был признан академиком.
«Маленькие шарманщики» 1868 год, Госуларственный Русский музей, С-Петербург

5hmRArB1PMVpkLTkNYmm0_v9sAS5Ehy5VUkH2pTdNjY80hYRWGn21eghv2GDU-Zc2KLtWsJRIGF4BfMCI7gXsqCUJdxYFp7PNw45jkigVqE.jpg

Несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869, Холст, масло 321 x 215, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург- подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

105c0e4bc2e5324.jpg

В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. «Крестьянский обед в поле», 1871 год, Таганрогская картинная галерея

makovsky_konstantin_krestyanskiy_obed.jpg

«Похороны ребёнка в деревне». 1872 год, Государственная Третьяковская галерея

makovsky_konstantin_pohorony_rebenka.jpg

«Дети, бегущие от грозы». 1872, Холст, масло 167 х 102, Государственная Третьяковская галерея. Москва

oGSwS2ZmrgDFIYHdyaRbey7c0s387Cax2z1aPfg3Q6jEgkLnfuP0d5bv4KASYhcaTi6HLGuUXy24Du12uqUJwbK4o-rLYRBETMUACER6Wbg.jpg

Многочисленные произведения Константина Маковского – портреты и картины историческо-бытового и чисто жанрового содержания – составили ему репутацию одного из талантливейших представителей русской живописи во второй половине XIX века. Произведения художника экспонировались сначала на годичных академических салонах, затем (с 1874 по 1883 годы) на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, впоследствии же Константин Маковский стал устраивать свои персональные выставки. Кроме того, некоторые его картины были выставлены в Париже и Северной Америке. Известность художника распространилась далеко за пределы России.
«У околицы», 1890-е, Государственная Третьяковская галерея, Москва

makovsky_konstantin_u_okolizy.jpg

На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного»,

0_1d38eb_680bd1cf_XL.jpg

«Суд Париса» Частное собрание

0_18ac4b_b97f0be9_orig.jpg

и «Демон и Тамара». 1889. Холст, масло. 184 x 142 см. Серпуховский художественно-исторический музей.

425c0e4ed01abec.jpg

Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики видели в нём предвестника Русского импрессионизма. «Счастливая Аркадия»,1889-1890, частное собрание

makovsky_konstantin_schastlivaya_arkadiya.jpg

В последней четверти 19-го столетия Маковский все чаще обращаеися в своём итворчестве к событиям и персонажам русской истории XVII века. «Смерть Димитрия Самозванца»,1890-е, частное собрание

makovsky_konstantin_smert_dimitriya_samozvanza.jpg

В 1880-е годы Маковский серьезно увлекся так называемым «боярским жанром», в котором наиболее ярко проявились и достоинства, и недостатки живописи художника. Первым крупным полотном на эту тему стала картина «Боярский свадебный пир в XVII веке» 1883 год, Холст, масло 236 х 400, Музей Хилвуд, Вашингтон.

makovsky_konstantin_boyarskiy_svadebniy_pir.jpg

Предполагая большой успех картины «Боярский свадебный пир», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из объединения Товарищества передвижников. Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне. На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

«Под венец». 1884 год, частное собрание

makovsky_konstantin_pod_venez.jpg

«Боярыня у окна», 1885 год, Омский художественный музей

oGSwS2ZmrgDFIYHdyaRbey7c0s387Cax2z1aPfg3Q6jEgkLnfuP0d5bv4KASYhcaTi6HLGuUXy24Du12uqUJwbK4o-rLYRBETMUACER6Wbg5c0e5c52dcc9c.jpg

Затем последовали картины – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»,1886, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико

makovsky_konstantin_vybor_nevesty.jpg

«Поцелуйный обряд», созданная Маковским по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный». Размеры картины 300 х 500 см, холст, масло, 1895 г.

image164.jpg

В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника. Для основных женских образов позировала супруга художника Юлия Павловна Маковская.

Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. «Графиня Зубова Вера Сергеевна»,1877, Русский музей

makovsky_konstantin_grafinya_zubova.jpg

«Графиня Шереметева Екатерина Павловна», 1877, Московский музей-усадьба Останкино

makovsky_konstantin_grafinya_sheremeteva.jpg

«Купчиха Расторгуева», 1885 год, Ярославский художественный музей

makovsky_konstantin_kupchiha_rastorgueva.jpg

«Графиня Строганова Софья Илларионовна», 1864 год, Государственная Третьяковская галерея

makovsky_konstantin_grafinya_stroganova.jpg

«Императрица Мария Федоровна, жена Александра III», 1890-е, Иркутский художественный музей

makovsky_konstantin_imperatriza_mariya_fedorovna5c0e62f272e36.jpg

«Княгиня Волконская Мария Михайловна», 1905, Государственный музей искусств Грузии

makovsky_konstantin_knyaginya_volkonskaya.jpg

«Семейный портрет»,1882 год, Госудаственный Русский музей, С-Петербург

makovsky_konstantin_semeyniy_portret.jpg

Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. «Дама в черном», 1864, Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск

makovsky_konstantin_dama_v_chernom.jpg

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. «Воззвание Минина», 1896 год, Нижегородский художественный музей

makovsky_konstantin_vozzvanie_minina.jpg

На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911).
«Иван Сусанин», 1914, частное собрание

u_96b743a51cf79d67111c9dd4a6e50a4f5c0e66097f0ce.jpg

Сложное творческое наследие художника оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX столетия. Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени успешно воплощал художественные пристрастия и тенденции искусства своего времени. «Болгарские мученицы», 1877, Музей Республики Беларусь, Минск

makovsky_konstantin_bolgarskie_muchenizy.jpg

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 17 сентября 1915 году в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
«Святочное гадание», 1900-е, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

makovsky_konstantin_svyatochnoe_gadanie.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .